России важнее альянс с Ираном, а не с Саудовской Аравией

26 октября 2015
A A A


Американский план создания «Нового Ближнего Востока» движется полным ходом, но только дает совсем не тот результат, на который рассчитывали вашингтонские ближневосточные мечтатели 15 лет тому назад. Идет стремительное формирование не мирного, стабильного и процветающего Ближнего Востока по западным лекалам с тотальным лидерством США, который они планировали, а создается охваченный хаосом и религиозным фанатизмом регион, где основными внешними игроками, способными противостоять этому, все увереннее становятся Россия и Иран. Концепция создания нового «демократического» Ближнего Востока исходила из предпосылки об американской силе. США начали с того, что путем военной интервенции свергли Саддама Хусейна. Затем началась эра «цветных» революций, которые ввергли весь Ближний Восток в тотальный беспорядок. Затем, не без участия Вашингтона и ошибок американских стратегов, появился Исламский халифат, созданный ИГИЛ. Сейчас под угрозой свержения в очереди стоят уже ближайшие союзники США в регионе – консервативные режимы аравийских монархий. Оставшийся после Вашингтона вакуум может занять российско-иранский альянс. Вчерашняя «ось зла» сегодня стала главной опорой всего Ближнего Востока. Россия усиливает контроль над Сирией, а Иран делает то же самое в Ираке. Египет не скрывает желания примкнуть к этой оси. Как ни странно, но именно от этого нового альянса сегодня зависит выживание многих арабских режимов.

Новые контуры региона

По вполне понятным причинам Израиль не может стать формальным партнером в российско-ирано-сирийско-иракском военно-политическом союзе, который стремительно наращивает свои позиции и силы на Ближнем Востоке. Но при этом он и не враг этого российско-шиитского альянса. По крайней мере, так считают в России. Ведь Израилю важно обезопасить себя от волны радикального исламизма, который представляет реальную опасность для еврейского государства, а вовсе не Дамаск или «Хизбалла». Поэтому Россия занимается своим делом в Сирии и не осуждает Израиль за попытки силой восстановить безопасность и спокойствие в стране. Тем более всем понятно, что за действиями боевиков и фанатиков ХАМАСа стоит ваххабитский Катар, щедро финансирующий это палестинское ответвление «Братьев-мусульман». 

Да и Ирану не до Израиля, хотя антиизраильская риторика все еще зачастую используется Тегераном в своих пропагандистских целях. России и Тегерану сейчас самое главное – это нанести мощный удар по американцам, которые заставляют Саудовскую Аравию и других аравийских членов ОПЕК понижать цены на нефть для подрыва российской и иранской экономики и обеспечивая себе этим прибыли на нефтепереработке, вытолкнуть США с Ближнего Востока и одновременно остановить волну суннитского радикализма и терроризма, который угрожает российскому Северному Кавказу, ближайшим союзникам России в Центральной Азии и шиитскому Ирану.

Конечно, Иран и Израиль остаются соперниками в регионе, хотя, судя по всему, действия Саудовской Аравии на Ближнем Востоке гораздо опаснее для Тегерана, чем политика Тель-Авива, направленная на сохранение безопасности страны. Израилю не нравится, что Россия помогает Ирану укрепить свои позиции в ближневосточном регионе, но прежде всего это касается иранской помощи «Хизбалле». Но Беньямин Натаньяху прекрасно понимает, что США не придут ему на помощь, даже если ИГИЛ и его союзники по терроризму всерьез возьмутся за еврейское государство. Третья волна зарождающейся палестинской интифады наглядно демонстрирует это. США, конечно, остаются стратегическим союзником Израиля. Они наверняка попытаются вернуться в регион в полной силе. Но сейчас именно помощь России и Ирана Дамаску в противостоянии терроризму реально способствует безопасности еврейского государства. А Москва становится на долгие годы доминирующей внешней силой на Ближнем Востоке.

Что дальше?

«Новый Ближний Восток», где Сирия станет важным элементом, безусловно появится на карте мира после того как Россия, Иран, иракские военизированные формирования и отряды «Хизбаллы» разгромят сирийских мятежников и тем самым укрепят свои позиции в регионе. После САР они обязательно перейдут в Ирак, а также, возможно, пойдут вперед на южном направлении, чтобы покончить с теми, кто начал «цветные» революции в арабском мире, финансировал «арабскую весну» и открыто встал на сторону кровавых убийц из ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры», «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислям». Причем не обязательно сами, а гоня отступающие отряды ИГИЛ на юг из Ирака на Аравийский полуостров. Оттуда когда-то начинался Халифат, там он и должен навсегда умереть. Ясно, что это приведет к коллапсу КСА путем его распада на несколько частей и смене прогнивших монархических режимов Аравии, прежде всего в Катаре, глава МИД которого Халед аль-Аттыйя 21 октября с.г. заявил о возможном военном вторжении в Сирию. «Мы с нашими братьями из Саудовской Аравии и Турцией не исключаем любые возможные варианты осуществления защиты народа Сирии», − с таким заявлением министр иностранных дел Катара выступил в своем в интервью каналу CNN Arabic. Видимо, этот газовый карлик совсем обнаглел, если собирается посылать свою немощную 5-тысячную армию в САР, где ее разнесут за 2-3 дня. Можно лишь догадываться о том, какую злобу у этого эмирата, полностью зависящего от США и КСА, вызвало направление группировки ВКС России для операции против вскормленных и вооруженных Катаром террористов в Сирии, от которых сейчас летят лишь клочья.

В любом случае, изменение политического контура Аравии приведет не только к серьезным позитивным политическим изменениям в регионе, но и глобальному переделу мирового энергетического рынка. Россия, Иран, Ирак и шиитские районы Саудовской Аравии (т.н. Восточная провинция), которые неизбежно отколются от саудовского королевства, в этом случае станут контролировать не менее 50% всего мирового нефтеэкспорта и 70% мирового экспорта газа. А это – полный крах американского экономического господства в мире. На печатании одних долларов Вашингтон долго не протянет. ЕС придется выйти из орбиты американского господства, учитывая зависимость европейской экономики от поставок нефти и газа из России и Ближнего Востока. И тогда военно-политический российско-шиитский союз имеет все шансы превратиться в новый экономический центр сил, дружить с которым захотят все.

Спекуляции на тему российско-саудовского сближения

На этом фоне Саудовская Аравия предприняла шаги к сближению с Россией, но сделала это традиционно топорно – путем попытки подкупа обещаниями на десятки миллиардов долларов. И, встретив отпор, начала открыто демпинговать цены на нефть на европейском рынке против России. Конечно, пока рано говорить о том, что Саудовская Аравия и Россия идут курсом на прямую конфронтацию. Но разница во взглядах на причины начала гражданской войны в САР вызвала серьезную напряженность в двусторонних отношениях. Хотя саудовцы в последнее время пытаются расширить рамки своих взаимоотношений с Россией, пока что обе две страны не могут преодолеть острые разногласия из-за Сирии.

После прихода к власти короля Сальмана саудовцы сегодня действуют во внешней политике более напористо, отказавшись от своей традиционной линии, в которой предпочтение отдавалось не конфронтации, а компромиссам. Это во многом объясняется негативными последствиями «арабской весны», а также реакцией на укоренившееся в Эр-Рияде мнение о том, что США при администрации Обамы решили дистанцироваться от Ближнего Востока. Новые саудовские правители в этих условиях пошли даже на очевидный авантюризм, возглавив военную коалицию в Йемене с целью изгнания повстанцев-хуситов, пользующихся иранской поддержкой.

Но пока что Саудовская Аравия не полностью отказалась от своей традиционной политики, в которой главную роль играет тихая закулисная дипломатия. Да, она начала беспрецедентную военную кампанию в Йемене, в том числе и подавая тем самым Ирану сигнал о том, что не потерпит поползновений на традиционную сферу влияния Саудовской Аравии на Аравийском полуострове. Вместе с тем, король Сальман и его два «наследника» − Наиф и Мухаммед − также начали активную дипломатическую кампанию, сделав ставку на сближение с Москвой.

Однако любой аналитик прекрасно понимает, что Саудовская Аравия и Россия и впредь будут конкурентами по одной простой причине: из-за нефти. Эти страны являются крупнейшими в мире экспортерами нефти и ведут соперничество за рынки. И если добыча нефти в Саудовской Аравии самая дешевая, то в России она обходится дорого. А это значит, что между ними часто возникают разногласия относительно оптимальной цены. А тут еще в прошлом году Эр-Рияд решил защитить свою долю рынка и не снижать добычу в попытке стабилизировать нефтяные цены, которые с июня 2014 года упали на 50 с лишним процентов. Это вызвало новые противоречия между двумя странами. Такое решение Саудовской Аравии имело политическую подоплеку и цель − «наказать» Иран и Россию за ту поддержку, которую они оказывают режиму Асада в Сирии. Хотя подтверждений этого нет. Саудовцы целиком и полностью зависят от нефти, так же, как и Россия и Иран, но в меньшей степени. Ожидается, что в 2015 году у Саудовской Аравии будет самый большой дефицит бюджета за всю историю, намного превышающий 120 миллиардов долларов. Более того, низкие нефтяные цены вынуждают саудовское политическое руководство откладывать и даже отменять некоторые крупные нефтяные проекты. А многие принцы династии Аль Сауд крайне недовольны резким падением своих доходов и, по сообщениям британских источников, даже готовы пойти на госпереворот,  свергнув короля Сальмана.

Но главным источником напряженности между двумя странами стала та поддержка, которую Россия оказывает Башару аль-Асаду, а также помощь, предоставляемая Саудовской Аравией некоторым экстремистским группировкам вооруженной оппозиции в Сирии. Прямое участие военных России в сирийском конфликте могут отбросить отношения между двумя странами к тому периоду, когда они были врагами. Не случайно в начале октября с.г. более 50 довольно известных исламских ученых из Саудовской Аравии выступили с заявлением, в котором призвали мусульман к участию в джихаде в Сирии. И это несмотря на то, что в прошлом году саудовское правительство занесло участие в зарубежных войнах в разряд уголовно наказуемых деяний. Хотя саудовцы пытаются сдержать своих боевиков, стремящихся уехать за рубеж на джихад, они в то же время явно встревожены тем, что эти люди могут остаться дома, поскольку в текущем году они уже совершили три атаки на мечети с участием смертников.

*********

 

Военное вмешательство России в Сирии вызвало недовольство не только у саудовского руководства, но и у населения Саудовской Аравии в целом. Представитель этой страны при ООН публично усомнился в утверждениях Москвы о том, что она ведет в Сирии борьбу с терроризмом. Тем не менее, учитывая то обстоятельство, что саудовская коалиция в Йемене пока еще не добилась своей цели и не восстановила власть президента Хади в Сане, Эр-Рияд в ближайшей перспективе вряд ли пойдет на военное вмешательство в Сирии. Одно дело, когда Саудовская Аравия воюет с хуситами и их союзниками в Йемене. И совсем другое, когда она перебрасывает свои силы и средства в Сирию, где Россия, Иран и «Хизбалла» активно поддерживают Асада. Это последнее больше всего бесит Эр-Рияд. Ведь руководство КСА видит − Россия решила вступить в союз со злейшими врагами Саудовской Аравии в регионе − Асадом, Ираном и «Хизбаллой», несмотря на многомиллиардные посулы со стороны королевства Москве. А тут еще демонстративный визит президента Башара Асада в Россию 20 октября. Саудовцы никак не могут понять главного: Москва не продает своих союзников, даже за очень большие деньги. Ведь с Америкой все по-другому, она продаст любого своего союзника в любой момент за милую душу. Но это – проблема самого Эр-Рияда и дряхлых правителей королевства.

 

 

Владимир Алексеев, Специально для Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.