В Уфе открылись исторические саммиты сразу двух организаций, призванных стать каркасом нарождающегося «евразийского» миропорядка - БРИКС и ШОС, причем впервые они проходят в одном месте. В обеих структурах присутствует «доминирующая связка» Россия-Китай, и в ходе этих форумов наша страна попытается сделать все возможное, чтобы привлечь как можно больше инвестиций в свои инфраструктурные проекты, максимально укрепить экономические взаимоотношения с партнерами, а также заручиться их политической поддержкой - на случай дальнейшего обострения противостояния с Западом.
По-настоящему исторические события, в корне меняющие окружающую нас реальность, часто происходят вполне буднично и даже неприметно. Пока мировые СМИ вовсю трубят о выходе Греции из еврозоны или «ядерной сделке» Запада с Ираном, в Уфе намечается вроде бы вполне протокольное событие - на взгляд рядового обывателя.
Однако многие эксперты свидетельствуют: именно в башкирской столице намечается одно из ключевых событий 2015 года в глобальной политике, по сравнению с которым меркнут и падение мировых цен на нефть, и даже паника на китайских биржах. По сути, уфимские саммиты БРИКС и ШОС обещают не просто проектирование, а реальный выход на геополитическую орбиту нового - «евразийского» - проекта глобализации, призванного прийти на смену «однополярному миру». Поэтому стартовавшие в столице Башкирии саммиты вполне могут надолго «отпечататься» в истории XXI века.
Уфа готовилась к приему этих двух саммитов в течение последних двух лет. Оба форума пройдут в уфимском Конгресс-холле, который, будучи построен всего восемь лет назад, подвергся серьезной реконструкции. Не менее масштабный «апгрейд» провели и в самом городе - во всей Уфе почистили фасады домов, разбили скверы и бульвары, отремонтировали дворы и дороги.
И всего за два года построили целых семь новых гостиниц такого класса, как Hilton, Holiday Inn и Sheraton.
На повестке дня саммитов БРИКС и ШОС - важнейшие внешнеполитические и экономические задачи. Первым стартует саммит БРИКС, в рамках которого лидеры «восходящей пятерки» сначала сосредоточатся на ситуации в мировой экономике и повышении эффективности общей работы в рамках «большой двадцатки». Затем на закрытом рабочем ланче Владимир Путин, Дилма Русефф, Си Цзиньпин, Нарендра Моди и Джейкоб Зума обсудят ключевые международные вопросы - прежде всего, пути разрешения кризисов на Украине и в Греции, а также способы борьбы с экспансией «Исламского Государства».
Затем, уже вместе с премьерами и членами правительств, лидеры обговорят параметры «дорожной карты» инвестиционного сотрудничества. По итогам основных заседаний БРИКС планируется принять Уфимскую декларацию, в которой они дадут оценку мировой политической и экономической ситуации. Наконец, лидеры утвердят еще один документ - «Уфимский план действий», где будет по пунктам расписана совместная работа на год вперед, а также подпишут Стратегию экономического партнерства до 2020 года.
Программа Владимира Путина в башкирской столице будет чрезвычайно насыщенной - в конце концов, не так уж часто такое количество высоких гостей из Средней и Юго-Восточной Азии, а также Среднего и Ближнего Востока вместе приезжают в Россию. Так что, помимо обязательного участия во всех мероприятиях саммитов БРИКС и ШОС, президент РФ проведет за три дня 11 двусторонних встреч с лидерами стран и одну трехстороннюю. Его рабочий день будет начинаться ранним утром, а заканчиваться далеко за полночь.
Президент РФ прекрасно понимает: эти саммиты - отличный шанс для России экономически привязать к себе едва ли не полмира и заручиться его поддержкой. Ведь все страны БРИКС в совокупности занимают треть земной суши, в них проживает чуть меньше половины населения Земли, а на долю стран-членов БРИКС приходится около трети мирового ВВП. Поэтому главной задачей Владимира Путина на форуме станет заключение финальной договоренности с коллегами о запуске двух структур, в самом скором будущем способных дать «развивающемуся миру» финансовую и инвестиционную независимость от стран «золотого миллиарда».
- Группа БРИКС еще до начала украинского кризиса стала выстраивать свою финансовую систему, призванную стать альтернативой доллару, - говорит политолог Александр Куприянов. - На саммите в Уфе лидеры организации презентуют новые «параллельные» финансовые институты - Банк развития БРИКС (он призван стать дублером Всемирного банка) и Пула валютных резервов БРИКС (будущий дублер МВФ). Их совокупный капитал составит 200 миллиардов долларов - это не так уж много на фоне финансовых возможностей Запада. Но стратегия БРИКС состоит в другом: Россия, Китай, Индия и их партнеры хотят делом принудить США и Евросоюз провести реформу МВФ, и повысить свои квоты в этом важном органе. Если Вашингтон пойдет на это, то переход к многополярному миру пройдет относительно безболезненно. Если же США не станут делиться своей глобальной властью, то у БРИКС уже будет фундамент собственной финансовой системы.
Кроме того, саммит обещает стать «соревнованием инфраструктурных проектов», каждый из которых призван дать толчок экономикам сразу нескольких стран-членов группы. По словам главы Делового совета БРИКС Сергея Катырина, Россия представит на саммите целых 37(!) таких проектов. И, кроме того, наша страна готова всемерно участвовать в проектах партнеров, используя собственный опыт и технологии.
- Так, ЮАР лоббирует сеть проектов по добыче на своей территории полезных ископаемых, и там уже работают спецы из Китая - они привезли на юг Африки свои технологии и рабочую силу. Но ЮАР самой нужны классные инженеры, и Россия готова помочь в их обучении. Кроме того, благодаря участию в общем проекте наша страна может получить ценное сырье и редкоземельные металлы. Так что выгода получается общей, - говорит Катырин.
Похожая картина складывается и во взаимоотношениях РФ с другими партнерами по БРИКС. Например, Бразилия заинтересована в возведении у себя целого каскада гидроэлектростанций - и российские компании готовы его построить, предоставить турбины, прочее оборудование и обучить персонал. Кроме того, в Бразилии до сих пор нет единой сети железных дорог, она планирует вскоре соединить ими юг и север страны, и здесь бразильцам готова помочь ОАО «РЖД». А у «Ростехнологий» есть проекты по совместному строительству вертолетов и мобильных морских портов, которые можно развернуть в любой местности за несколько месяцев. Участие в любом из этих проектов обещает России сотни миллионов долларов, а партнерам - быстрое развитие.
Индия, в свою очередь, заинтересована в создании новых крупных агрохолдингов. Индусов также очень интересует создание с Россией совместных предприятий по производству продуктов питания, в первую очередь - мясных. Не менее необходимы им очистные сооружения и новейшие технологии добычи воды. Что касается нашего взаимодействия с Китаем, то здесь Россия намерена реализовать проект высокоскоростной магистрали от Москвы на восток, а также несколько крупнейших проектов газопроводов, некоторые из которых уже начали строиться. И здесь наша задача - «вписаться» в китайский проект «Нового Шелкового пути» в той части, где он пойдет по нашей территории. Китайцев, в свою очередь, интересуют проекты в авиастроении и освоении космоса, а также в области здравоохранения и экологии. Одним словом, потенциально у России и ее партнеров по БРИКС - широчайшее поле для взаимодействия. Главное - как можно быстрее договориться о реализации этого потенциала и начать действовать.
Если же говорить более глобально, о создании странами БРИКС и ШОС нового проекта мироустройства, то здесь есть несколько аспектов. Во-первых, главный смысл «евразийского» проекта глобализации - в его демократичности, терпимости, неприятии любой формы монополизма и диктата с одной из сторон. По сути, страны БРИКС объединены восприятием миропорядка как коллективного творчества.
- Все державы-члены БРИКС и ШОС видят мир многополярным, где действуют принципы коллективного лидерства и взаимоуважения, - говорит директор Института национальной стратегии Михаил Ремизов. - В экономическом же плане они думают о том, как на обломках «долларовой пирамиды» создать несколько региональных экономических зон со своими валютами. А в культурной сфере они придерживаются «философии цветущей сложности», признавая за каждым народом и цивилизацией право на собственную модель развития и систему ценностей.
Вторая особенность «евразийского» проекта глобализации - в его нацеленности на постепенное преображение текущего миропорядка, а не на его революционный слом. Причем цель БРИКС и ШОС - не в противостоянии с Западом, а в «мягком принуждении» США и ЕС к совместному выстраиванию более справедливого и гармоничного миропорядка. Третья особенность будущего миропорядка в том, что в его основу положена новая политическая философия, создание системы «коллективного лидерства». В ней Китай, как «мировая фабрика XXI века», возьмет на себя роль
экономического лидера, а Россия - роль политического, идеологического и военного модератора. Также среди целей БРИКС и ШОС - создание единого геополитического пространства в рамках «большой Евразии» и замораживание самых острых конфликтов на ее территории - за счет включения в ШОС стран, долгое время ссорящихся с соседями.
Кстати, всего на саммите ШОС, который начнется сразу после окончания встречи лидеров БРИКС, в пятницу, планируется принять сразу 14 решений. Главные события форума - утверждение общей Стратегии развития до 2025 года, выборы генсека организации и директора регионального Антитеррористического совета. Ключевым же вопросом саммита ШОС станет прием в ряды организации (сейчас в нее входят Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан) сразу двух крупных стран - Индии и Пакистана, что само по себе беспрецедентно.
Ведь совокупно в этих двух государствах проживает почти полтора миллиарда человек, и до последнего времени между Дели и Исламабадом тлел острый конфликт - обе страны претендовали на штат Джамму и Кашмир (он входит в состав Индии, но населен в основном мусульманами). И хотя две державы до сих пор не подписали мирный договор, сама по себе перспектива вхождения в ШОС сильно понизила накал страстей между ними.
- Скорее всего, в Уфе Индия и Пакистан получат «добро» на вступление в ряды ШОС, так что их скорое сближение весьма вероятно. Кроме того, сегодня многие страны хотят развивать сотрудничество с Индией, но при этом оно не предполагает противостояния странам-тяжеловесам - России и Китаю. Пекин сейчас энергично расширяет свои позиции в Средней Азии, и Индия в будущем может составить ему серьезную конкуренцию. Но здоровая конкуренция - практически неизбежная черта экономики. Каждая страна борется за свои позиции в торговле, и Россия также планирует усилить влияние на развивающихся рынках Средней Азии. Воспользоваться чужим опытом успеха, перенять методы, формы продвижения - разумно для каждой страны, - считает эксперт ИМЭМО РАН Елена Брагина.
Еще одна страна, претендующая на членство в ШОС - это Иран, причем в Тегеране говорят о желании вступить в организацию довольно давно.
- Увы, до последнего времени принять его в ШОС мешали международные санкции, наложенные ООН в связи с развитием иранской ядерной программы. Но в связи с тем, что переговоры с снятии санкций между Ираном и Западом вошли в финальную стадию, вскоре дверь в ШОС перед Ираном может оказаться открытой, - говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров.
Одним словом, два «протокольных» саммита в Уфе на деле способны весьма серьезно изменить будущую картину мира, и самое главное - однозначно в лучшую сторону.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий