«Прорыв» в российско-саудовских отношениях: между мифом и обманом

23 июня 2015
A A A


Посещение министром обороны Саудовской Аравии принцем Мухаммедом бен Салманом – третьим человеком в иерархии королевства – экономического форума в Санкт-Петербурге и его встречу с Президентом Владимиром Путиным наблюдатели тут же назвали главной «информационной сенсацией». А после объявления о том, что министр энергетики России Александр Новак и министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими подписали договор о сотрудничестве, особо эмоциональные эксперты и журналисты в Москве заговорили о «прорыве» в российско-саудовских отношениях. Так ли это на самом деле?

Но сначала – коротко, одним абзацем – о том, что же из себя в действительности представляет Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Поскольку увлеченные рассказом о нем российские масс-медиа представили нам картину некоего масштабного действа, имеющего глобальный и судьбоносный характер. Чем, на самом деле, это мероприятие совершенно не является, а к его итогам надо относиться предельно трезво и даже скептически. В первую очередь ПМЭФ – это пиаровская акция, реализуемая на государственном уровне, в ходе которой решаются, прежде всего, пропагандистские задачи. По устоявшейся российской традиции, на нем объявляется о каких-то больших сделках. Причем, как правило, эти сделки либо готовились заранее, либо представляют собой громкие «декларации о намерениях», ни к чему особо стороны юридически не обязывающие.

Что же касается реального экономического «выхлопа» этой большой тусовки бизнеса и представителей власти, то совершенно не лишним будет напомнить, что заявленный в 2014 году на этом форуме объем «сделок» и «инвестиций» составил аж сотни миллиардов рублей. Благополучно оставшихся на бумаге и в фантазиях. В то время, как отток капитала из страны в период между ПМЭФ-2014 и ПМЭФ-2015 в сумме около 150 миллиардов долларов, оказался суровой реальностью.

Впрочем, нынешний Петербургский форум имел одну особенность. Его организаторам и их кураторам из правительства крайне важно было показать, что вопреки санкциям и провалам в экономике, ужесточению конфронтации с Западом авторитет России в мире только растет, как растет и число стран, заинтересованных в сотрудничестве с ней. Саудиты очень точно просчитали эту особенность, а потому их появление на ПМЭФ делегацией чуть не в пятьсот человек вызвало неподдельный восторг – смотрите, мол, «делегация из Саудовской Аравии приехала на международный экономический Форум на трех специально зафрахтованных самолетах, несмотря на международные санкции и тот факт, что Эр-Рияд является одним из главных союзников США на Ближнем Востоке». Вот она – сенсация, вот он – «прорыв». Тут уже не до адекватной оценки ситуации, не до объективного анализа экономических и внешнеполитических факторов – куй железо, пока горячо, подписываем все бумаги, потому как такое событие, прямо песня: «К нам приехал, к нам приехал Мухаммед Салманович дорогой!»

Сказки «1000 и одной ночи» в саудовском исполнении

Еще раз повторюсь – саудиты очень точно просчитали линию своего поведения. О Сирии и положении на Ближнем Востоке – исключительно вскользь. Никакой политики, только бизнес и приятные для Москвы слова принца Мухаммеда о том, что «Эр-Рияд рассматривает Россию как одно из важнейших государств в современном мире», а потому выступает за «перезагрузку» российско-саудовских отношений и тесное экономическое сотрудничество двух стран.

В подтверждение своих слов представители Эр-Рияда не скупились на подписание «деклараций о намерениях», а уж в отношении обещаний – так вообще были по-королевски щедры. Сначала, как уже упоминалось выше, министр энергетики России Александр Новак и министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими, по официальной версии подписали «договор о сотрудничестве». Затем последовали не менее сенсационные сообщения о проектах в атомной энергетике – дескать, Эр-Рияд хотел бы с российской помощью построить ни много, ни мало, а 16 (шестнадцать!) АЭС, купить некоторое количество российских танков и комплексы «Искандер-Э», реализовать совместные проекты на базе российской системы «ГЛОНАСС». А кроме того, инвестировать в сельское хозяйство и даже в ЖКХ России.

Слегка уняв головокружение от столь восхитительных перспектив, пройдемся, уважаемый читатель, сначала по экономической составляющей некоторых из этих уже подписанных или готовящихся к подписанию российско-саудовских «деклараций о намерениях».

Прежде всего – о нефти. Во-первых, как вскоре было уточнено, нет никакого договора о сотрудничестве, а есть «Меморандум», который, во-первых, не касается добычи нефти или экспортной стратегии, а, во-вторых, предусматривает лишь создание некоей «рабочей группы», которой еще предстоит проработать конкретные проекты. То есть все продекларированное «сотрудничество» в нефтяном секторе по сути сводится к обсуждению того, где бы Москва и Эр-Рияд могли «посотрудничать», простите за невольную тавтологию.

С «мирным атомом» − точно такая же история. Суть подписанного «Межправительственного соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии» заключается в, цитирую официальный источник − Департамент коммуникаций Госкорпорации «Росатом» − «формировании координационного комитета для дальнейших консультаций по вопросам, касающимся использования атомной энергии в мирных целях, а также формировании совместных рабочих групп для выполнения конкретных проектов и научных исследований, обмен экспертами, организация семинаров и симпозиумов, содействие в обучении и подготовке научного и технического персонала, обмен научно-технической информацией».

По поводу «ГЛОНАСС». Роскосмос и МИД РФ ведут с саудовской стороной работу по формированию соответствующей договорно-правовой базы аж с 2008 года, а конкретных результатов пока нет. И, по всей видимости, не предвидится, поскольку за этот же период саудиты уже достигли конкретных договоренностей в этой сфере с США и Францией.

Что же касается военно-технического соглашения о сотрудничестве, то здесь возникает стойкое ощущение «дежа вю». Напомню, что в 2007 году Саудовская Аравия сообщила о намерении приобрести российского оружия на 4 миллиарда долларов: 150 танков Т-90, 100 вертолетов Ми-17 и Ми-35, 100 БМП-3, 20 комплексов ПВО. Громкие заявления по этому поводу ушли, что называется «в песок», поскольку имели под собой исключительно политическую подоплеку – «компенсировать» России убытки от разрыва военно-технического сотрудничества с Ираном. Как только Москва на это согласилась, саудиты тут же свернули переговоры о приобретении российских вооружений. Примерно так произойдет и в этот раз, поскольку, во-первых, отечественная техника в структуру вооруженных сил Королевства совершенно не вписывается. А, во-вторых, оружейные контракты с Эр-Риядом – вотчина военно-промышленного комплекса США, и никто России откусить от этого «пирога» не позволит.

В отношении же обещаний саудовских инвестиций, да еще в такие проблемные отрасли как сельское хозяйство и ЖКХ, то эту тему всерьез и обсуждать не стоит. В ЖКХ боится инвестировать российское правительство, так что совершенно непонятно, почему в эту «черную дыру» будут вкладываться саудиты, у которых, с учетом нынешних цен на нефть «свободных» денег уже практически нет, еще немного и они сами будут ходит с протянутой рукой. К тому же, в свете реформ, которые проводит нынешний король Салман, у Королевства и династии есть более перспективные и актуальные сферы для инвестирования.

Интрига Эр-Рияда

Немного сухой статистики. Пятерка лидеров в торгово-экономическом партнерстве Королевства выглядит следующим образом:

по экспорту - США (14,3%), Китай (13,7%), Япония (13,7%), Южная Корея (9,9%), Индия (8,2%). по импорту - Китай (13,5%), США (13,2%), Южная Корея (6,7%), Германия (6,5%), Индия (6,3%).

По данным на конец 2013 года – с тех пор ситуация особо не изменилась − доля России во внешнеторговом обороте Саудовской Аравии не превышает 0,2 процента, и никаких предпосылок к сколько-нибудь заметному росту этой доли нет. Словом, говорить о некоем «прорыве» − это сильно искажать реальность. И в Эр-Рияде это прекрасно понимают. Отчего же такая активность?

Перед нами – типичная интрига, которую совместно закручивают Эр-Рияд и Вашингтон. Утверждения о том, то у Саудовской Аравии может быть некая самостоятельная внешнеполитическая стратегия, противоречащая американским интересам – глубочайшее заблуждение. Повторю то, о чем говорил неоднократно: нет такого государства – Саудовская Аравия. Есть совместный проект американских нефтяных корпораций, «ястребов» из политической элиты Вашингтона и верхушки местных племен. Первые – получают финансовые и политические «сливки» от контроля за ресурсами, военно-политического присутствия в регионе и постоянного притока средств от монархов в американский ВПК. А верхушка племен, по условиям этого проекта, получает как право фактически бесконтрольно распоряжаться своей долей прибыли от продажи энергоресурсов, так и право сохранять свою власть в стране и во всем регионе средневековыми методами.

Будучи «непотопляемым авианосцем» США на Ближнем Востоке, Королевство является сегодня главным источником угроз как для стабильности в регионе, так и для российских интересов в нем. Задачи Эр-Рияда – гегемония в исламском мире, экспорт экстремизма, уничтожение Сирии, холодная война с Ираном и разжигание суннито-шиитского противостояния – полностью противоречат стратегическим целям Москвы, пусть даже эти цели так до конца не сформулированы.

Приезд и участие представительной саудовской делегации на Петербургский форум имеет только одну цель – вовлечь Россию в процесс торга, как это было уже неоднократно, в обмен на некие финансовые и экономические преференции. Причем эти преференции ничем кроме слов и обещаний не гарантированы и взамен рассчитывают добиться от Москвы в основном две вещи: отказа от партнерства с Ираном и от поддержки Башара Асада. Вашингтон, по определенным причинам, напрямую предложить это российскому руководству не может. Поэтому роль посредника и главного лица этой интриги взял на себя Мохаммед бен Салман.

Как это уже было не раз, ничего взамен Москва не получит. Надежда на то, что Эр-Рияд откроет некую кредитную линию для российской экономики, столь же наивны, как и расчет на то, что, якобы ей позволят, как надеется ряд отечественных наблюдателей, «участвовать в кастинге на очень прибыльную во всех отношениях роль посредника в ближневосточных делах. Этакого медиатора, который будет заниматься урегулированием саудовско-иранских противоречий». Ни США, ни Саудовской Аравии, ни третьему члену этой коалиции – Израилю – Россия на Ближнем Востоке не нужна, а уж в качестве посредника – тем более.

«Прорыв» в российско-саудовских отношениях существует только в головах тех, кто в погоне за пропагандистским успехом начисто игнорирует экономические и политические реалии. Без всякого преувеличения − Эр-Рияд считал и продолжает считать Москву врагом. Обмануть и «кинуть» которого, предварительно выторговав сдачу реальных союзников – тех же Дамаска и Тегерана – не только не грех, но и доблесть. Саудиты уже делали это в 2008-2011 годах в вопросе с С-300 и фактическом присоединении России к односторонним санкциям против Ирана. Они делали это в 2012-2013 годах, когда совместно с Израилем продавливали решение Москвы об отказе поставок тех же зенитно-ракетных комплексов в Сирию. И всякий раз их обещания «компенсировать» потери России от этих сделок оказывались ложью.

*******

Наверное, наступило время перестать в очередной раз наступать на одни и те же грабли. А фантазерам, которые всерьез носятся с идеей о состоявшемся «прорыве» в отношениях с Эр-Риядом, твердо заявить: «Вы опять сядете в лужу, господа. Ну и черт бы с вами, но вы ведь и страну в глазах других грязью измараете!»

Игорь Панкратенко, Специально для Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.