Страны ССАГПЗ против нормализации отношений с Ираном

18 марта 2015
A A A


После того, как Вашингтон резко поменял свое отношение к переговорам по ядерной программе Ирана (ИЯП) в результате давления со стороны Израиля и Саудовской Аравии, возникает вопрос – будет ли наконец подписано соглашение и как будет развиваться ситуация вокруг ИРИ и ближневосточного региона в целом? Понятно, что соглашение Ирана со странами «шестерки» − это по большому счету соглашение с США, и оно будет означать де-факто серьезные уступки Тегерана по основным требованиям Вашингтона и возможный переход в орбиту его влияния.

Переговоры по ИЯП затормозились

Полтора года назад сближение Ирана и США стало неожиданностью для стран ближневосточного региона, прежде всего для Саудовской Аравии и Израиля. Тем более что инициатива исходила от Барака Обамы, хотя и вновь избранный президент ИРИ Хасан Роухани почти сразу стал посылать Белому Дому позитивные сигналы с намеком на готовность начать нормализацию отношений и смягчить подходы по ядерному досье. Причем поначалу переговоры по ИЯП стали продвигаться столь стремительно, что даже скептики начали верить в их успешный исход. И даже некоторые осечки и задержки, которые произошли позже, особенно не поколебали оптимизма. Более того, еще в начале марта сего года многие эксперты из кругов, близких к участникам переговоров, продолжали заявлять, что будет странно, если переговоры Ирана со странами «шестерки» провалятся. Казалось, что стороны достигли почти полного взаимопонимания, а окончательный вариант урегулирования проблемы будет достигнут чуть ли не к концу марта, а не июня, к концу отведенного срока.

Так, Верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини, выступая на днях, заявила, что «хорошее соглашение с Ираном − в пределах досягаемости». Она также сообщила о том, что переговоры будут продолжаться в ближайшие две недели, и выразила надежду, что они приведут к заключению политического соглашения в конце этого месяца. Ее иранский коллега Мохаммад Джавад Зариф в свою очередь заявил, что на переговорах в Швейцарии был достигнут «существенный прогресс». А по заявлению главы Организации атомной энергии Ирана Али Акбара Садехи, на переговорах Тегерана и Вашингтона были устранены 90 процентов разногласий в отношении ИЯП, при этом он добавил, что стороны попытаются решить остающиеся спорные вопросы в самое ближайшее время

Причем накануне этих переговоров госсекретарь США Джон Керри посетил Эр-Рияд, чтобы убедить Саудовскую Аравию и других членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в том, что его подписание не повлияет на региональную безопасность и не ускорит растущее влияние Ирана. Это только лишний раз напугало КСА и другие арабские монархии, входящие в ССАГПЗ. Только вот в процесс резко вмешался Израиль, и Вашингтон пошел на попятную. Более того, санкции против Ирана американцы продлили, вместо того, чтобы вести дело к их снятию.

Вопли об иранской угрозе

На Западе и в аравийских монархиях уже давно стали раздаваться истеричные крики о том, что пока многие ожидают заключения соглашения по ИЯП, иранцы «под шумок» переговоров продолжают закрепляться в странах региона: Ираке, Йемене, Сирии. Некоторые эксперты стали даже рассуждать о том, что судьба этих государств стала разменной монетой на переговорах Ирана со странами Запада. В глазах правителей стран ССАГПЗ заверения Вашингтона в прозрачности готовящейся сделки с Тегераном, которые он предоставил монархиям Персидского залива и некоторым другим арабским странам, выглядят весьма неубедительно.  

Если изучить арабскую прессу последних дней, то получается следующая картина об «экспансии» Ирана. На первое место выходит пример Ирака. Как известно, в августе 2014 года администрация Обамы заключила с Багдадом соглашение, за которым стоит Тегеран, своего рода сделку: в обмен на помощь международной коалиции в борьбе против ИГИЛ проиранский премьер-министр Нури аль-Малики ушел в отставку, было создано правительство национального единства, в которое вошли сунниты, и, кроме того, суннитские воинские формирования были допущены до участия в борьбе с исламистами. Но если внимательно посмотреть на то, что сейчас происходит в Тикрите, утверждают арабские аналитики, то картина окажется совершенно иной. Руководство военной операцией по освобождению этого города находится в руки шиитской милиции «Хашид Шааби», численность которой вдвое превосходит численность иракской регулярной армии. При этом арабская пресса подчеркивает, что иранские СМИ открыто говорят о роли Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и лично командующего ее специальными силами в лице бригады «Аль-Кудс» Касима Сулеймани, который во многом определяет политику ИРИ в Ираке, в проведении этой операции, и указывают, что вслед за Тикритом настанет очередь Мосула. По мнению арабских экспертов, это может привести к углублению конфликта между шиитами и суннитами в Ираке.

Не менее апокалиптичная картина, по мнению арабов Персидского залива, складывается и в Йемене, где власть перешла к повстанцам-хусистам. Здесь Запад якобы и не думает поддержать миссию специального советника ООН по Йемену Дж. Беномара или помогать йеменским политическим элитам в создании временного правительства, а также проведении парламентских выборов. Хотя на самом деле Запад, и прежде всего США, взяли открытую линию на разжигание гражданской войны в ЙР и раскол страны на Север и Юг. Более того, в столице Юга – Адене − уже идет создание альтернативного западного дипломатического присутствия при бежавшем из Саны президенте А.Хади. Отсюда вопрос: так кто хочет продолжения вооруженного конфликта в Йемене? Явно не Тегеран.

Что касается ситуации в Сирии, то она, уверены в столицах ССАГПЗ, ясно указывает на то, что США и ЕС отказались от своих международных обязательств и отдали весь контроль над ходом событий в САР в руки Ирана и России, чьи действия спасают правительство Башара Асада. Но тогда почему вопрос о свержении законных властей в Дамаске так и не снят с повестки дня внешней политики США, европейских стран НАТО и Турции?

Шиитский фактор

События, разворачивающиеся в нескольких странах региона, вернее в «четырех арабских столицах» т.н. шиитской дуги (Багдад, Дамаск, Сана и Бейрут), которые Тегеран справедливо считает зоной своего влияния, указывают, как полагают в Эр-Рияде, Дохе, Манаме и Эль-Кувейте, на то, что Иран всерьез намерен активизировать там свою деятельность и усилить свое влияние. Причем эти арабские «шиитские партнеры» Ирана якобы могут придать легитимный характер его ничем не доказанной «интрузивной» деятельности в арабских странах, прежде всего ССАГПЗ, где проживают крупные шиитские общины. Это вызывает серьезную тревогу у арабских государств Персидского залива, иногда граничащую с истерией. Отсюда еще один тезис ССАГПЗ: после окончания войн в Афганистане и Ираке Иран якобы стал значительно более активно поддерживать арабские шиитские религиозные и идеологические организации, занимающие заметное положение в арабских обществах и действующие легально. Речь идет о шиитских партиях, вооруженных силах и партизанских отрядах в Ираке, правящем режиме, вооруженных силах и «Народной армии» алавитов в Сирии, «Хизбалле» в Ливане и движении хусистов в Йемене.

В ход против Тегерана идут и другие страшилки. Вновь задействован старый тезис о том, что в распоряжении Ирана есть и другое оружие. Якобы он уже давно пытается разыграть палестинскую карту, позиционируя себя главным борцом с Израилем и регулярно провоцируя его очередными ракетными испытаниями в непосредственной близости от израильских границ на территории Ливана или Газы.

Гонка вооружений в Персидском заливе

Одной из стратегических целей США на Ближнем Востоке в последние 50 лет было не допустить лидерства ни одной из региональных держав, так как это могло повредить американским интересам, то есть, в первую очередь, угрожать безопасности Израиля и ограничить доступ Запада к нефтяным месторождениям. Но с подписанием ядерного соглашения с Ираном это может измениться. Выйдя из-под санкций, Тегеран может сильно рвануть вперед. А администрация Барака Обамы крайне заинтересована в том, чтобы остановить развитие ядерных технологий в Иране любой ценой и не позволить Тегерану подойти к черте, за которой создание атомного оружия при желании может стать делом техники. И если до этого дойдет, Вашингтон совместно с Израилем могут пойти на применение силы путем нанесения ракетно-бомбовых ударов по объектам иранской ядерной инфраструктуры.

Американская администрация не может не понимать, что стабильность на Ближнем Востоке крайне важна для безопасности всего мира. На сегодняшний день все крупные международные конфликты, кроме украинского, происходят на территории стран Ближнего Востока. Именно поэтому американцы попытаются всеми возможными способами остановить развитие ИЯП. Хотя бы потому, что нет никаких гарантий, что в случае успеха Ирана в развитии ядерных технологий арабские страны и Турция не захотят последовать его примеру и ускоренными темпами развивать свой ядерный потенциал. Но для того, чтобы прекратить эту гонку, странам ССАГПЗ недостаточно просто заморозить ядерную программу Ирана. Для них распространение иранского влияния в регионе − фактор, вызывающий куда более серьезную тревогу. Поскольку речь идет о выживании наиболее консервативных режимов на Ближнем Востоке. Поэтому они и далее будут делать все возможное, чтобы помешать успеху переговоров по ИЯП, фактически оказавшись в одном окопе с Израилем.

Страны ССАГПЗ будут истерично вооружаться и дальше. Частью такой стратегии является увеличение оборонного бюджета Саудовской Аравии до 64,4 миллиарда долларов в 2014 году. И без этого Саудовская Аравия может похвастаться впечатляющим арсеналом (более 650 самолетов, 800 боевых танков, около 5 500 бронемашин и т.д.). Видимо, приобретение дорогого оружия является своеобразной страховкой, призванной показать Вашингтону важность сохранения такого хорошего клиента, пусть даже часть закупленной техники будет просто пылиться на складах.

***************

Как бы то ни было, постепенно перемещаясь в АТР, где быстро набирает силу Китай, американцы продолжат шаг за шагом отходить от дел на Ближнем Востоке, потихоньку позволяя «местным» державам разбираться самим в отношениях между собой. Именно это объясняет предпринятую Обамой попытку ускорения переговоров с Ираном по ИЯП. Но единственная проблема состоит в том, что США в любом случае остаются гарантом безопасности Израиля. И пока в Тель-Авиве говорят «нет», никакого соглашения по ядерной программе ИРИ не будет. Тем более что нынешний президент США уже стал «хромой уткой», а у республиканцев несколько иной взгляд на Иран, нежели у демократов. Для них нефть и газ ИРИ – это тот самый лакомый кусок, на который они рассчитывают, срывая переговоры по ИЯП и готовясь сместить иранский режим путем «цветной» революции.

Владимир Алексеев, Специально для Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.