Состоится ли долгожданная сделка между Тегераном и Вашингтоном в нынешнем году? Этот вопрос широко обсуждается экспертами с того момента, когда были объявлены итоги очередных президентских выборов в Иране, с момента, когда во главе исполнительной власти страны встал Хасан Роухани. К этому вопросу, в конечном итоге, сводится обсуждение любой горячей темы в ирано-американских отношениях, будь то ядерная программа или борьба с «Исламским государством». Сейчас, когда прошло полтора года как у власти новый президент, этот главный вопрос звучит так: «Когда же состоится сделка между Тегераном и Вашингтоном?»
Обращаем Ваше внимание – не «соглашение», не «взаимные договоренности», а именно «сделка» − слово, несущее негативное послевкусие и ощущение чего-то не совсем пристойного. Что, в общем, не удивительно, поскольку под «сделкой между Тегераном и Вашингтоном» подразумевается целый ряд договоренностей между политическими элитами двух стран, подразумевается как отказ Ирана от некоторых важнейших принципов и завоеваний Исламской революции, так и «сдача» им своих союзников и партнеров. В обмен на снятие экономических санкций и призрачную возможность получить статус «младшего партнера» США в решении некоторых региональных вопросов.
Не будем себя обманывать – в Иране есть люди, которые готовы были бы заключить подобную сделку прямо сейчас. Найдутся и те, кто одобрят этот шаг и будут считать его единственно верным решением. Более того, подобную сделку горячо приветствовали бы и определенные политические круги в России. У них бы камень с души свалился, ведь случись подобное – не нужно было бы трястись от страха в ожидании негативной реакции Запада на любой, самый скромный шаг Москвы на «иранском» направлении. А обслуживающие эти политические круги отечественные эксперты и журналисты с воодушевлением бы описывали процесс «возвращения Тегерана в лоно цивилизованного мира».
Для всех этих людей имеется плохие новости. Никакой сделки между Ираном и США в ближайшее время не произойдет, никаких «сепаратных» соглашений подписано не будет. Объяснять невозможность подобного события с позиций того, что наиболее активные и влиятельные иранские элиты остаются верны принципам Исламской революции – бесполезно, поскольку сторонники и сочувствующие этой сделки идейных мотивов попросту не понимают. Поэтому система доказательств будет строиться с точки зрения сугубого, а в чем-то даже и «шкурного» прагматизма. То есть, исходя из принципа, а стоят ли уступки Ирана тех «благ», которые могут предоставить США. И здесь всех нас, при внимательном изучении этого вопроса, ожидает немалый сюрприз – то, что Вашингтон предлагает в качестве вознаграждения, либо ничем не обеспеченные «векселя», либо «мины замедленного действия». Такой вот товар.
Тегеран – смена курса
Опубликованное несколько дней назад на сайте Верховного лидера Ирана обращение к гражданам страны содержит четкий и недвусмысленный призыв не надеяться на то, что на открывающихся 18 января в Женеве переговорах с США будет достигнуто соглашение, которое приведет к отмене санкций против Исламской республики. «Американцы открыто заявляют, что даже если Иран пойдет на уступки в своей ядерной программе, то санкции против него не будут немедленно отменены», − говорится в заявлении, – «учитывая это обстоятельство, стоит ли им доверять?»
Учитывая полемику, которую ведет сейчас администрация Роухани со своими политическими оппонентами, критикующими ее за «излишнюю уступчивость и чрезмерные иллюзии», данное обращение, по сути, является приговором политике концентрации всех усилий иранской дипломатии на достижении договоренностей с Вашингтоном в части ядерной программы и снятия санкций. В пылу дискуссий Хасан Роухани 4 января заявил, что из-за антиамериканской и антизападной политики экономика страны пришла к кризису. Словно отвечая ему, в обращении Верховного лидера говорится, что «вопреки односторонним санкциям и множеству трудностей, Иран достиг серьезных успехов в промышленности и науке, а те, кто считают по-другому, глубоко заблуждаются».
У администрации нынешнего президента Ирана было достаточно времени доказать, что отстаиваемый им «курс на нормализацию отношений с Западом» даст свои положительные результаты. Более того, Рахбар осаживал особо рьяных противников президентской команды, постоянно подчеркивая, что Роухани и Зариф такие же «дети революции», как и те, кто их критикует. Но прошло почти полтора года – результатов практически никаких. Те беспрецедентные уступки, на которые пошел Иран в вопросах ядерной программы, не встретили ни поддержки, ни ответных шагов Запада. А потому, обращаясь к иранцам, Верховный лидер Али Хаменеи призвал их не «предаваться иллюзиям», а больше внимания уделить тому, чтобы и экономика, и общество страны выработали иммунитет к западным санкциям. Поскольку то, что Вашингтон не намерен договариваться на взаимоприемлемых условиях, понял уже весь мир. Как понятно и качество предлагаемого им на переговорах «товара» − пустые обещания, ничем не обеспеченные «векселя».
О необеспеченных векселях и политическом шулерстве
А почему бы миру этого и не понять, если из Белого дома нам открыто подсказывают: «не будет соглашения, мы все равно найдем повод для затягивания переговоров, да еще и обвиним в этом Иран». На «торгах» с Тегераном Вашингтон активно пользуется необеспеченными векселями ничего не стоящих заявлений. Биржевой спекулянт – это не профессия, это состояние души и образ жизни. Судите сами – наш общий любимец «лгунишка» Керри заверяет всех, что соглашение с Ираном вот-вот будет подписано. Джаваду Зарифу он говорит о том, что США ну просто мечтают скорее покончить с разногласиями в вопросах ядерной программы. По сути – работает на повышение стоимости «американских векселей».
А в это время его шеф в Белом доме для «своего» изрядно нервничающего союзника − израильского премьера Нетаньяху – делает заявление о том, что пусть, дескать, «неистовый Биби» не переживает: соглашение с Ираном, наносящее ущерб интересам Израиля, подписано не будет. Решение по данному вопросу состоится только после согласования с Тель-Авивом. Вот интересно, как же по мнению Обамы должен выглядеть текст документа, устраивающий Тель-Авив, если израильтяне единственной гарантией своей безопасности считают полный запрет на любые ядерные исследования для Тегерана? И чего при таком подходе стоят слова Керри?
Но подобные махинации с политическими «векселями» − это еще не весь арсенал маклеров из Белого дома. В ход идет откровенное шулерство. Так, буквально перед открытием на этой неделе очередных переговоров в Женеве, немецкий «Шпигель» получает от «неизвестного доброжелателя, имеющего связи в спецслужбах» пакет документов о том, что в Сирии, в горном районе недалеко от города Кусейр, в двух километрах от сирийско-ливанской границы, идет строительство… ядерного реактора. Финансирует работы Иран, на объекте, помимо иранских и сирийских атомщиков трудятся и специалисты из Северной Кореи. «Эксклюзивные и абсолютно подлинные документы», спутниковые карты и перехваты телефонных разговоров иранских и сирийских должностных лиц прилагаются. По версии журнала, сооружение данного объекта началось вскоре после того, как предыдущий сирийский ядерный реактор был уничтожен в 2007 году ударом с воздуха, который нанесли израильские ВВС.
Фальшивка? Безусловно. Сработана израильскими спецслужбами? Очень даже вероятно, учитывая историю и источник появления подобных документов ранее, пресловутого «ноутбука иранского атомщика», «дела генерала Асгари» и операцию «Дельфин». Но кого это по большому счету волнует, если появилась такая возможность под благовидным предлогом отказаться от переговоров с Ираном как стороной, не заслуживающей доверия? Вовремя вброшенная крапленая карта – и шулер снова в выигрыше.
Иракская «мина замедленного действия»
Война против «Исламского государства» в Ираке подняла градус ожидания неизбежной, по мнению многих, ирано-американской сделки. Иран и США воюют в одной стране? Против одного противника? Все ясно – или уже заключили секретную сделку, или близки к ее подписанию. Формула «враг моего врага – мой друг» мало того, что не всегда работает, так еще и совершенно не подходит к ситуации в Ираке. «Исламское государство» − это, в первую очередь, продукт суннито-шиитского противостояния и закономерный результат региональной «холодной войны», которую суннитские монархии Персидского залива, Израиль и Турция при поддержке США длительное время вели против Ирана и его союзников – Сирии, Хизбаллы и движения «шиитского пробуждения». Именно поэтому «Халифат» для Тегерана – враг, без вариантов и компромиссов.
Для Вашингтона же «Исламское государство», если отбросить шелуху пропагандистских штампов о «походе против международного терроризма» и «борьбе с новым средневековьем», − более чем удобный предлог для продолжения «переформатирования Большого Ближнего Востока», создания новой системы сдержек и противовесов, которые, с одной стороны, сделали бы американский контроль над регионом менее затратным, а с другой – укрепили бы его с учетом появления новых игроков. Но главное в американской комбинации заключается в том, что Ирак – лишь подготовительный этап к окончательному решению сирийского вопроса, то есть свержения Башара Асада. «Переформатирование» Багдада – это строительство «дороги на Дамаск». В США открыто говорят о том, что свержение нынешнего сирийского правительства и замена его на «умеренный суннитский режим» станет сокрушительным поражением России, Ирана и Хизбаллы, от которого они уже не оправятся. И по сути все действия и планы США в отношении Ирака подчинены этой большой цели.
На проходивших 19 ноября прошлого года в американском Конгрессе слушаниях «О следующих шагах внешней политики США в Сирии и Ираке», Эллиот Абрамс, ведущий специалист Совета по международным отношениям, произнес ключевые слова: «Победа Ираном «Исламского Государства» будет означать поражение Соединенных Штатов». Поскольку важны не «халифат» и не Багдад, важен Дамаск. И далее: «На одной стороне – Иран, Хизбалла и Россия. На другом – Соединенные Штаты, ЕС и наши суннитские друзья из стран Залива. Имеет значение кто победит? Да, потому как во всем мире о власти, влиянии и воле Соединенных Штатов будут судить по результатам этого конфликта».
Комментарии излишни, а вопрос о том, нужен ли Иран Соединенным Штатам в качестве союзника в операции против «Исламского государства» имеет только один категоричный ответ – нет. Более того, любое сотрудничество с Соединенными Штатами в Ираке обернется для Тегерана «миной замедленного действия» и последующим поражением. Именно поэтому военно-политическое руководство Исламской республики и в первую очередь главный руководитель операций в Ираке, глава службы «Аль-Кодс» Корпуса стражей исламской революции генерал Касем Сулеймани максимально дистанцируются от любого взаимодействия с американцами и силами «антитеррористической коалиции» на территории этой страны.
*********
Естественно, что в одном материале невозможно даже кратко перечислить все точки в регионе Ближнего и Среднего Востока, где интересы США и Ирана не только не совпадают, но и глубоко антагонистичны. Поэтому, стоит повторить еще раз для тех, кто надеется на некую «сделку» между Тегераном и Вашингтоном, – в этом году для них будут только плохие новости. Для этой «сделки» нет никаких реальных предпосылок кроме желания достаточно немногочисленной горстки людей, которые, к счастью, не обладают реальными возможностями для ее заключения.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий