Принято считать, что чем дальше человечество развивается по пути прогресса и демократии, тем более цивилизованными становятся методы большой политики. Как бы не так! В отношении западного истеблишмента законы эволюции не работают. Главное свое оружие в борьбе с неугодными им режимами – дубинку − они позаимствовали у первобытных предков. Дубинка эта теперь красиво называется санкциями, а размахивают ею в Вашингтоне и Брюсселе перед остальным миром с таким же энтузиазмом, как питекантропы десятки тысячи лет назад на охоте.
В условиях установившейся в 90-х безраздельной гегемонии США Вашингтону удалось навязать миру концепцию о том, что «страдания населения от введенных санкций будет приводить к давлению на правительство». Санкции стали настоящим оружием, которое Запад не задумываясь пускал в ход против стран и народов при любом удобном случае. Экономическая дубинка примитивна, проста, а оттого крайне удобна в использовании. Для ее применения не нужны веские основания, совершенно не нужно одобрение Совбеза ООН, даже при том, что эта организация, по сути, давно находится под контролем США. «Дубинка санкций» хороша еще и тем, что она почти бесшумна: убивает не солдат, не танк и не бомбардировщик, экономику убивает «невидимая рука рынка», и можно не волноваться, что мир увидит кадры разрушенных бомбежкой домов и трупы детей, лежащих на обочине. Международная общественность в лице западного обывателя горячо одобряет и приветствует применение именно такого оружия – оно ведь не предполагает прямого насилия и, кроме того, не требует от этого обывателя никаких личных жертв в борьбе за «дело демократии во всем мире».
Концепция удара дубинкой по правящему в той или иной стране режиму, который кажется Западу недостаточно демократическим (в переводе на человеческий язык – осмеливается проводить самостоятельную политику и защищать национальные интересы), страдает откровенным логическим провалом: если режим в тех же Иране и России «тоталитарный» и там отсутствует демократия, то как иранцы и россияне могут влиять на руководство? А если в этих странах присутствуют нормальные возможности для волеизъявления и смены руководства демократическим путем, то тогда санкции являются калечащими только в отношении народа, о котором так пекутся на Западе. Но откуда логика у политических питекантропов? Уверовавшие в магическую силу дубины, они даже не особо задумываются над тем, насколько их оружие эффективно.
Дубинка санкций: краткая история применения
Куба находится в условиях экономической блокады со стороны США более 50 лет. Первые санкции были введены в 1960 году в ответ на национализацию собственности американских граждан и компаний на острове. 3 февраля 1962 года США установили режим полного эмбарго на торговлю с Кубой. Судам, перевозившим товары на остров, было запрещено заходить в порты США. Вашингтон прекратил выделение денег международным финансовым организациям, предоставляющим средства Кубе. Продажа кубинских товаров в США по-прежнему остается под запретом. В 2013 году, выступая перед Генеральной Ассамблеей ООН, министр иностранных дел Кубы Бруно Родригес заявил, что ущерб, нанесенный экономике его страны за полвека эмбарго со стороны США, превышает $1 трлн. Но Куба выстояла! В период с 1990 по 1999 годы из-за введенных санкций Ирак опустился с 55-го на 125-ое место по уровню индекса человеческого развития, в стране уменьшились средняя продолжительность жизни и уровень грамотности. ВВП Ирака, который в 1990 году составлял около $25 млрд, к 1992 году снизился до отметки ниже $5 млрд, производство нефти упало более чем в три раза, безработица доходила до 50%. Тем не менее, поставить Ирак на колени смогла только прямая оккупация.
Результатом санкций против Югославии стал серьезный кризис в экономике и гиперинфляция: цены после введения ограничительных мер выросли более чем в тысячи раз (в 1993 году печатались банкноты номиналом 500 млрд динаров). Основным эффектом санкций стало падение уровня жизни в республике, резкое снижение уровня здравоохранения, социального обеспечения, а также массовая эмиграция квалифицированных кадров из Югославии. Но опять потребовались бомбардировки для развала страны и подчинения ее Западу.
Всего за три года конфликта в Сирии ЕС принял 19 пакетов санкций против Дамаска, которые действовали в отношении 181 физического лица и 54 организаций. В «черный список» были включены президент страны Башар Асад и члены его семьи, многие сирийские чиновники и бизнесмены: им запрещен въезд в Европу, а их банковские вклады в европейских банках заморожены. По данным министра нефти и природных ресурсов Сирии Суфьяна Аллау, введенные ЕС в сентябре 2011 года эмбарго на импорт сирийской нефти и запрет на инвестиции в нефтяной сектор привели к потере страной $4 млрд. До начала конфликта ВВП страны составлял $59,33 млрд (данные на 2010 год). К 2014 году ВВП Сирии сократился на 35%. Введенные ЕС санкции на закупки сирийской нефти лишили государство 25% доходов. Однако Дамаск выстоял и побеждает!
В масс-медиа и общественном сознании сложилось убеждение, что санкции против Ирана были введены только после 2005 года и связаны исключительно с ядерной программой. Правда же в том, что санкциям против Ирана в нынешнем году исполняется ровно 35 лет, и вводить их Белый дом начал с 1979 года, сразу же после Исламской революции и падения шахского режима. Причем, в вопросе расширения антииранских санкций все президенты США сохраняли трогательную преемственность: от Картера до Клинтона, от Бушей до Обамы. Доходило до откровенной «клиники»: в феврале 2004 года министерство финансов США вынесло решение о запрете редактирования и публикации научных рукописей из Ирана (свобода слова и свобода научного обмена во всей красе) и пригрозила американским ученым, нарушающим этот запрет, уголовным преследованием. История санкций против Тегерана и дипломатические интриги, им сопутствовавшие, − тема захватывающего бестселлера. Но в 2007-2008 годах американские аналитики пришли к выводу, что грамотная экономическая политика противодействия внешним санкциям ведет как к развитию производства внутри Исламской республики, санкции стали стимулом для развития собственных отраслей, а в некоторых случаях превратились даже в новые возможности. Они начали формировать иммунитет иранской экономики к наступавшей тогда глобальной рецессии. Выводы были сделаны, и администрация Обамы перешла к санкциям «калечащим», ударив в самые уязвимые точки − нефтяной экспорт и банковский сектор Исламской республики. По подсчетам экспертов, в 2011-2013 годах эти удары экономической дубинкой нанесли Тегерану ущерб на сумму $80 млрд.
Более того, к режиму антииранских санкций был подключен и Евросоюз, который, начиная с 2007 года, ввел около 20 пакетов ограничительных мер против Ирана. Под запрет попали европейские инвестиции в любые отрасли иранской экономики, приобретение иранских ценных бумаг, исполнению уже заключенных контрактов… В «черный список» ЕС были внесены 87 лиц и более 150 организаций и компаний. Параллельно с этим Вашингтон и Брюссель сделали все, чтобы отрезать Иран от международной банковской системы, сделав практически невозможной оплату долларами поставок иранской нефти и приобретение необходимых Ирану товаров за те же доллары. И что, заставило ли иранцев это беспрецедентное давление склониться перед Западом? Сделало ли их безоговорочно уступчивыми на переговорах по ядерной проблеме?
Всякая дубинка – о двух концах
В головах политических питекантропов с экономической дубиной в натруженных геополитическим переформатированием руках не возникает и ключевой вопрос: возможно ли нанесение серьезного ущерба санкциями экономике страны, которая пользуется устойчивым авторитетом в мире, а курс руководства которой встречает широкую поддержку в народе? В этом случае и сами санкции, и угроза их широкомасштабного применения становятся не более, чем приемом информационно-психологической войны. И относится к ним надо соответственно – спокойно, без излишней аффектации. И, разумеется, жестко осаживая паникеров из числа прозападной элиты, представителей «пятой колонны», поскольку болезненность санкций зависит от степени контроля Запада над той или иной сферой экономики.
Основная волна паники по поводу санкций Запада в отношении Москвы сегодня исходит от российской «финансовой элиты», от всех этих топ-менеджеров, членов советов директоров и прочих VIP-ов. Тех самых, которые на протяжении целого ряда лет занимались стратегическим саботажем в отношении российско-иранского и российско-китайского сотрудничества, тех, кто ставил финансы страны в зависимость от западных акционеров и «старших партнеров». Они помогали западной дубинке бить по Тегерану, они готовили сдачу Сирии. Сегодня они требуют от Президента капитуляции перед вашингтонскими и брюссельскими питекантропами, истерично уверяя нас, что Россия не выдержит удара санкционного оружия Запада.
Врут. Как обычно. Во внешней торговле ЕС Россия занимает третье место после США и Китая. По объему импорта товаров из ЕС в 2012 году Россия опередила США и вышла на второе место. Среди основных экспортных рынков Евросоюза Россия занимает четвертое место, после США, Китая и Швейцарии. Какие могут быть серьезные санкции в таких условиях взаимозависимости и на фоне проблем европейской экономики? Правда, нынешний глава Минобороны Чехии, бывший актер сериалов Мартин Стропницкий заявил, что после событий в Крыму он с трудом может представить себе участие российских фирм в расширении чешской атомной электростанции «Темелин», где общая стоимость контракта составляет аж 10 миллионов, причем, не евро, а долларов.
С учетом готовящегося к подписанию контракта по строительству второго энергоблока на АЭС в иранском Бушере, где порядок цифр совсем другой, наш «Росатом» этот удар чешской стороны как-нибудь переживет. Если, разумеется, приструнят отечественных мастеров «стратегического саботажа», которые вопреки всему продолжают свою деятельность, подтверждением чему – завершившаяся на днях в Душанбе встреча министров иностранных дел государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по подготовке саммита 11 сентября нынешнего года. Заявка Ирана на предоставление ему полноправного членства вновь рассматриваться не будет из-за того, что «он под санкциями». Это уже даже не смешно, поскольку Россию в таком случае, следуя извращенной логике, тоже необходимо «ограничивать в правах».
**********
Перед размахивающим своею санкционной дубинкой Западом Москве нельзя сейчас «сдать назад» и принять условия вашингтонских и брюссельских питекантропов. На нас смотрит остальной мир. От твердости России перед политическими гопниками, без всякого преувеличения, зависит сегодня будущее многополярного мира и наш авторитет на международной арене. История применения санкционной дубинки убедительно доказывает простую истину − столкнувшись с твердой позицией страны, отстаивающей собственные интересы, дубинка западных питекантропов от геополитики оборачивается сгнившей оглоблей: выглядит устрашающе, но внутри – труха. Так было с Кубой, с Сирией, с Ираном. Надеемся, что так будет и в случае с Москвой.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий