США хотят отнять у иранского народа его мечту

02 апреля 2014
A A A


Своеобразным новогодним «подарком» от американской администрации иранским студентам стало объявленное госсекретарем США Джоном Керри ослабление антииранских санкций в области образования. Новый документ предполагает возможность академического обмена студентами между высшими учебными заведениями США и Ирана. Более того, талантливым иранским студентам американских ВУЗов теперь предоставлена возможность получать стипендии от правительства Соединенных Штатов. Вне сомнения, США указанным постановлением открывают новые горизонты перед одаренными иранскими студентами и докторантами. Достижения и успехи последних могут послужить прогрессу Исламской Республики. За десятилетия санкций, разного рода ограничений и блокирования научных контактов в Иране сложилась собственная, поистине уникальная образовательная система, которая вполне может конкурировать не только с ближневосточными, но и с западными аналогами, а по ряду показателей существенно их превосходит. Однако, отменяя санкции в образовании, Вашингтон имеет и собственные интересы, отнюдь не гуманитарного характера.

Иранская школа – залог успехов науки

Залогом высокого интеллектуального уровня студенчества, его работоспособности и дальнейшей пригодности к научной работе в значительной степени является бэкграунд каждого из студентов – школа. Учиться маленькие иранцы начинают с 5 лет, посещая разного рода дошкольные учреждения, Mahd-e kudak – по типу российских детских садов. Там дети развиваются физически, эмоционально, получают некоторую социальную адаптацию. Иранские детские сады не являются обязательными, однако за пребывание в них детей их родителям не нужно платить. Что касается следующей, уже обязательной, школьной ступени образования, то она называется Dabestan и предполагает 5 лет обучения. Детей обучают чтению, письму, а также дают некоторые общие знания, воспринимаемые еще маленькими учениками. После окончания Dabestan дети сдают особый единый государственный экзамен – первый, но не единственный в своей жизни, получают сертификат и отправляются в младшую среднюю школу – Rahnamayi. Срок обучения там – 3 года. На этом этапе выясняются склонности и способности детей, возможная сфера их деятельности в будущем. Именно с данной ступени иранцам начинают преподавать английский язык. После восьмого класса заканчивается 8-летний обязательный цикл образования. Школьники сдают очередной единый экзамен и попадают в старшую среднюю школу, Dabirestan, которая, в отличие от предыдущих ступеней, разделяется, исходя из способностей учеников. Наиболее одаренные и готовые продолжать в будущем учебу в ВУЗах выбирают теоретическое направление. Те, которые намерены остановиться на профессионально-техническом уровне, идут на профессионально-техническое и прикладное.

После получения диплома старшей школы желающие попасть в университеты проходят еще один год специальной подготовки, получают соответствующий сертификат и сдают еще один единый экзамен – Konkoor. Примечательно, что это испытание включает в себя не только предметы, непосредственно затребованные на выбранном абитуриентом факультете, но и ряд общих дисциплин − физику, химию, математику, биологию, литературу, исламские науки и персидский язык. Интересной особенностью является то, что в медицинские ВУЗы берут только абитуриентов с самыми высокими баллами. Как видим, иранский подход принципиально отличается от англосаксонского, строго специализированного, и ближе к советской и, частично, французской образовательным системам. Стоит отметить, что в Иране имеется также сеть школ для одаренных детей, которые являются платными, однако малоимущие дети получают существенные скидки на обучение.

Сильнейшее высшее образование Ближнего Востока

Что касается высшего образования, то оно, в отличие от европейского и российского, разделено на три этапа – по два года каждый – Kardani, Licence (бакалавриат) и Fogh-Licence (магистратура). Далее желающие обучаются в аспирантуре, после которой представляют для защиты собственные исследования. По итогам обучения и представленных проектов они получают ученую степень, скорее звание «доктора науки», PhD. Особняком стоит в Иране обучение учителей. Педагогические центры, рассчитанные на подготовку педагогов дошкольного и младшего школьного образования, предоставляют двухгодичные программы. По итогам обучения выпускники получают диплом, приравненный к первой ступени обучения в университете, Kardani, Fogh-e Diplom.

Всего на территории Исламской Республики Иран сейчас имеется около 80 самостоятельных университетов, а общее число высших учебных заведений в стране − более 250. Юрисдикция учебных заведений Ирана также весьма необычна – если школы подчинены Министерству образования, то ВУЗы находятся в компетенции Министерства науки и технологий. Медицинские высшие учебные заведения, однако, подчиняются Министерству здравоохранения и медицинского образования. Подобное разделение дает возможность более четко ориентировать образовательные структуры на поставленные им цели.

Несмотря на пропаганду Запада относительно пагубности религиозных ценностей для развития науки и образования, существует объективная статистика невиданного количества образованных людей в ИРИ после Исламской Революции. Сейчас таковых – 85% населения страны. Более того, среди молодых, учившихся уже в Исламской Республике иранцев этот показатель составляет 97%. Кстати, количество студентов по отношению к работающим гражданам в Иране – одно из самых высоких в мире и составляет 10,2%. Это показывает перспективы, которые открыты перед ИРИ в научной и образовательной сфере.

Крайне примечательно, что большинство студентов иранских ВУЗов, 60-65%, − женщины. Согласно проводимому ЮНЕСКО опросу, именно на территории Исламской Республики оказался самый высокий процент женщин-студентов по отношении к мужчинам – 1.22 к 1. Это ярко демонстрирует успехи ИРИ и ее системы образования в деле обучения женщин. Впечатляют и академические успехи иранских ВУЗов. Тегеранский университет, Университет Тарбиат Модарес и Технологический университет Шариф входят, согласно рейтингу SCImago, в тысячу лучших ВУЗов мира, однако точных сведений о качестве их образования западные специалисты, почему-то, «не приводят». 

Иранская наука – в числе мировых лидеров

Пожалуй, лучшими индикаторами успехов иранских ученых могут служить научные достижения Исламской Республики. В частности, по данным на 2013 год, на долю Ирана пришлось 43% всей выпускаемой мусульманским миром нанотехнологической продукции. ИРИ сильно опередила в этом отношении Турцию (12%), Малайзию (11%) и Египет (8%).  На данный момент нанотехнологиями в Иране занимаются 57 лабораторий и 852 специальные организации. Связанные с данной отраслью дисциплины преподаются в 17 высших учебных заведений страны. Всего этим обучением затронуто 5043 студента и 1325 аспирантов. По большей части нанотехнологии используются в медицине, что позволяет нам вспомнить информацию о том, что только лучшие выпускники школ идут в медицинские ВУЗы ИРИ. Здесь следует напомнить о значительных успехах ИРИ с ВИЧ-вирусом иммунодефицита. Иранские ученые научились создавать искусственную мембрану протеинов CCR5, которая имеет основное значение в проникновении вируса в организм человека.

Впрочем, другие научные направления развиваются в стране не менее успешно. В минувшем году Иран дважды запустил в космос обезьяну, представил ряд передовых образцов военной техники (модернизированные комплексы С-200, собственные комплексы Bavar-373, истребитель Qaher-313, беспилотники Throne и Epic и др.). Учитывая достижения Ирана в этой области 5-7 апреля Тегерану было предоставлено право провести чемпионат мира по робототехнике RoboCup IranOpen.

По данным на сентябрь 2013 года Исламская Республика оказалась абсолютным лидером ближневосточного региона в сфере прикладных наук. Более того, ИРИ занимает 16-е место в мире по данному показателю. От нее отстают Турция и Швейцария. Лишь слегка впереди Россия и Тайвань. Все эти достижения стали возможными в условиях жестких экономических санкций, затронувших, в том числе, и иранскую науку. Ограниченность научных контактов с наиболее передовыми научными центрами и их сотрудниками, значительно затрудненный обмен информацией не помешал иранцам создать собственные мощнейшие научные школы.  

Оборотная сторона американской «доброты»

Во многом успехи иранской науки объясняются и идеологией. Сейчас в Иране заканчивает ВУЗы поколение, родившееся после войны с Ираком 1980-1988 гг. Родители этих молодых людей сначала участвовали в Исламской Революции, а затем героически защищали свою Родину от агрессии Саддама Хусейна, который вел эту войну при поддержки едва ли не всего остального мира. Революционный и патриотический дух иранцев, отстоявших независимость и территориальную целостность ИРИ, был настолько высок, что он оказался перенесен и на воспитание детей, которых готовили к возможной обороне республики и революции. Залогом успеха такой обороны являются хорошее образование и наличие продвинутых военных (и не только) технологий. Это и привело к невиданным доселе на Ближнем Востоке темпам развития науки в Иране, который уже стал не просто самодостаточным в экономическом и политическом плане государством, но и превратился в лидера мирового научно-технического прогресса. Такая перспектива не может не пугать США и их союзников. 

Представляется, что одной из целей привлечения иранских студентов в американские ВУЗы станет попытка оторвать наиболее талантливую часть иранской молодежи от своих корней, заставить их работать в интересах Запада. Во многом этим объясняется «неожиданная» готовность выплачивать молодым иранским ученым специальной стипендии. США – не то государство, которое будет просто так тратить средства государственного бюджета. Скорее всего, возможности студентов попытаются максимально использовать для создания новых проектов в различных сферах, в том числе и в военно-технической.

Такая мера убивает сразу двух зайцев – развивает науку Соединенных Штатов и «вытягивает» из Ирана лучшие, наиболее полезные для прогресса страны кадры. Кроме того, необходимо понимать и то, что воспитанная на Западе, под столь пристальным «научным руководством» элита, имеет все шансы стать коллективным агентом влияния этого самого Запада на территории ИРИ, важной подпиткой пятой колоны в этой стране. По-видимому, данная цель также рассматривается архитекторами отмены санкций.

Осознав успехи Исламской Республики в сфере воспитания и образования молодежи, США и Запад теперь ставят во главу угла своей необъявленной войны против Тегерана борьбу за умы и сердца молодых людей, в особенности наиболее перспективной и талантливой их части. Духовный лидер Ирана Али Хаменеи неоднократно подчеркивал, что будущее Ирана во многом зависит от нынешней молодежи, отмечая при этом, что она высокообразованная, талантливая, самоотверженная, может высоко и гордо нести знамя Исламской республики. По его мнению, иранская молодежь – это самое бесценное богатство, подаренное творцом, которое является главной мечтой и надеждой всего иранского народа.

***********

Отмененное американцами ограничение на контакты студентов, вне всякого сомнения, важно и полезно и для Ирана, однако его следует рассматривать скорее как стратегическую меру, направленную, прежде всего, на обеспечение национальных интересов Соединенных Штатов. Американцы (руководство и все спецслужбы) убедились в том, что другими способами разрушить эту страну не возможно, и теперь они как коршуны начали кружить над иранской молодежью, чтобы украсть, отнять у иранского народа его мечту, как они сделали это уже со многими другими народами. Кстати, одна из главных причин, по которой США за 35 лет не смогли победить Иран, не смогли организовать так называемую «цветную революцию», заключается в следующем. США для смещения неугодных им режимов, как правило, опираются на своих агентов влияния (на тех, кто получил образование в США или ведет бизнес с американцами), на продажных чиновников и, конечно же, на свою «пятую колонну». К счастью для Ирана в результате его жесткого противостояния с США эти две страны были практически полностью изолированы друг от друга, и перечисленные три силы, не имея ежедневной подпитки (финансовой, идеологической) постепенно утратили свою дееспособность. Хотя «пятая колонна» в Иране все же до сих пор существует и достаточно часто в разных ипостасях (события 2009 года) дает о себе знать. Нет никаких сомнений в том, что вскоре подобные существовавшим в США ограничения будут отменены и в Европе, что послужит тем же целям. Впрочем, как мы знаем из истории, попытка «украсть» из страны «мозги» отнюдь не самое страшное испытание из тех, что выпадали на долю иранского народа, и вряд ли оно окажется для ИРИ непреодолимым. Вместе с тем, желание заполучить талантливую иранскую молодежь со стороны передовых стран Запада, помимо всего прочего, представляет собой косвенное признание достижений иранской науки и образования, которые, несмотря на 35-летное противодействие, не только не пришли в упадок, но и добились поистине поразительных успехов.

 

Сергей Никитин, Специально для Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.