Вчера начался пятидневный визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в США, где он проведет переговоры с американским президентом Обамой, ведущими конгрессменами и сенаторами, а также с деловыми кругами и руководителями ведущих еврейских организаций Америки. Нетаньяху пытается вернуть США к подготовке военной агрессии против Тегерана. Задачи, выдвигаемые Израилем перед еврейскими лоббистами, вполне понятны: сорвать соглашения по иранской ядерной программе и добиться силового вмешательства в Иране. Все остальные вопросы его повестки дня – бутафория. В стратегии давления Биньямина Нетаньяху на политические и деловые круги США появились два новых акцента: сравнение нынешней ситуации на Украине с событиями 2009 года в Исламской Республике и вовлечение американских женщин-политиков в антииранскую политику Израиля.
В Тегеране ни события в Киеве, ни использование Вашингтоном демократической фразеологии никого в заблуждение не вводит, иранский народ не сомневается в том, что американские методы «гуманитарной» интервенции повсеместно приводят к войнам. Для Ирана ситуация на Украине – это трагический урок, который преподнесен США и Западом поверившему в либеральную демократию украинскому народу. Тем не менее, у Израиля появилась иллюзия, что «украинский успех» Обамы может подтолкнуть американцев к решению таким же образом и иранского вопроса, ведь почва для иранофобии в Белом Доме остается.
Американское доверие Тегерану не нужно
Президент США, как и прежде, считает, что в случае с иранской ядерной программой могут рассматриваться все возможные меры: от дипломатических переговоров до военных действий. Госсекретарь США Джон Керри готов вести американскую дипломатию именно по этому пути, заявляя, что «прежде чем развязывать войну, мы должны приложить все усилия, чтобы выяснить, нет ли у этой ситуации мирного решения». Весь мир уверен в том, что Тегеран выступает за дипломатическое урегулирование, не сомневается в реальности мирного решения, однако президент Обама демонстрирует корыстный пессимизм, предупреждая, что переговоры с Ираном могут и не завершиться успехом. По его мнению, «эти переговоры опираются не на доверие».
О каком доверии к своей стране может говорить глава Америки, если США стремятся к безусловному доминированию и выискивают у неугодных государств болевые точки, нажав на которые, можно спровоцировать хаос и кровопролитие, чтобы поставить это государство на колени. В отношении Исламской Республики американская стратегия не работает, Тегеран остается, пожалуй, единственной страной Ближнего Востока, не поддающейся диктату США, в том числе и в ядерном вопросе. Иран привержен выполнению женевского соглашения и сознательно отказался от создания атомной бомбы в связи с моральными принципами, а не потому, что это запрещается договорами. Об этом президент Хасан Роухани еще раз напомнил вчера на заседании высшего командного состава министерства обороны. Президент отметил, что если бы Иран хотел создать оружие массового поражения, то было бы легче сделать химическое или бактериологическое оружие.
Глава Организации по атомной энергии Ирана (AEOI) Али Акбар Салехи считает, что «возможно, в урегулировании ядерного вопроса нас еще ждут подъемы и спады, но другого пути, кроме переговоров, у нас нет». У американцев нет оснований не доверять иранскому руководству. По информации, обнародованной в очередном докладе Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), в последние месяцы Иран значительно сократил свои запасы высокообогащенного урана. Эксперты МАГАТЭ подчеркивают, что это делается впервые за последние четыре года. В целом, международные специалисты отмечают, что Тегеран выполняет взятые обязательства в рамках согласованного в Женеве с «шестеркой» Совместного плана действий, а Белый Дом стремится сорвать выполнение этой программы. Речь идет в первую очередь об угрозах оставить режим санкций без изменений.
Санкции – инструмент западного давления
Политики Евросоюза и США, настаивая на государственном перевороте в Украине, грозили Киеву санкциями, и особо усердствовал посол США на Украине Джеффри Пайетт, выполнявший в дни путча роль координатора западных усилий по отстранению от власти законного президента страны Януковича. Санкции, как инструмент западного давления, Ирану прекрасно известны, под их гнетом иранский народ в течение 35 лет строит свою государственность, отстаивает суверенитет страны и защищает свою независимость. И сейчас американцы обеспокоены неизбежным изменением соотношения сил на Ближнем Востоке в пользу Тегерана, стоящего на пороге отмены дискриминационных односторонних ограничений Запада в отношении экономики Ирана.
До 20 июля 2014 года должно быть выработано всеобъемлющее соглашение, позволяющее полностью снять международные санкции в отношении Ирана. Иранская экономика, которая переживала спад, стабилизировалась. Международный валютный фонд ожидает, что в 2014-15 гг. рост экономики страны превысит 2%. Правительству Роухани удалось остановить инфляцию. Иностранные туристы вновь посещают знаменитые исторические объекты в стране. Как видно, Иран успешно выходит из международной изоляции и без американского «доверия», которое и Украине вряд ли нужно. По объему прямых иностранных инвестиций, привлеченных в экономику Украины, США занимают десятое место, вложившись всего на один миллиард долларов. В украинском товарообороте США довольствуются крохами, импорт американских товаров в Украину не превышает 200 млн., а украинский экспорт – 60-70 млн. долларов. С Россией же Украина ежегодно торгует на 40 млрд. долларов.
Не стоит опасаться американского всемогущества. Вопреки американскому давлению, после подписания Женевского соглашения международные нефтяные корпорации, заинтересованные в иранской нефти, начали процесс переговоров о подписании многомиллиардных контрактов. Речь идет о крупномасштабном сотрудничестве с Китаем, Турцией, Индией, Тайванем, Японией и Южной Кореей. Россия также намерена подписать ряд новых соглашений с Тегераном, игнорируя санкции и протесты западных стран. На иранском рынке складывается конкурентная динамика, в том числе и между западноевропейскими странами. Реакция Вашингтона была предсказуемо негативной, США пытаются сохранять экономическую блокаду Ирана, невзирая на договоренности «шестерки» об их частичной отмене. Сейчас же, когда Иран принял жесткие требования, особенно в отношении мониторинга иранских ядерных объектов, администрация президента Обамы оказалась не готовой к конструктивной реакции на последние действия новой иранской дипломатии.
Многочисленные «маневры» США только указывают на неизменность враждебного отношения к Исламской Республике, более того, от своих планов по смене иранского режима Вашингтон все еще не отказывается. В этом главная суть экономического давления США на Иран. В Украине американцы, как отмечает начальник генерального штаба вооруженных сил Ирана генерал Хасан Фирузабади, также претендуют на господство и нацелены на лишение страны политической независимости. Иранский МИД также обеспокоен происходящим, глава внешнеполитического ведомства Джавад Зариф убежден, что народ Украины «сам должен определять свое будущее, а иностранное вмешательство в ее внутренние дела крайне опасно». Особую тревогу в Тегеране вызывает ультимативное требование Запада к Украине порвать отношения с Россией.
Выбор в пользу России очевиден
По мнению иранцев, жертвовать добрыми отношениями с Россией − особенно в современной международной обстановке − в обмен на гипотетическое сближение с США и НАТО у Киева явных резонов нет. Обращение нового руководства к НАТО с просьбой рассмотреть использование всех возможностей для защиты Украины, по крайней мере, вызывает непонимание и пугает иранских экспертов своей наивностью. Американская «защита» принесла свои плоды в Европе на Балканах. Югославия больше не существует, бывшие республики (Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Македония) находятся в режиме протекторатов, не самостоятельны и готовы к безоговорочному выполнению любого поручения США и НАТО, вплоть до раздела своей территории. Если примерить на Украину ближневосточное лекало «арабских революций», то тоже мало что указывает на западную бескорыстность. Впереди хаос и разруха как в Ливии, политическая невменяемость как в Египте, гражданская война как в Сирии. В дополнение к этому колоссальные потери от разрыва экономических связей с Россией, лишение миллионов украинцев элементарного права на труд, ибо украинский экспорт в Европу, а тем более в США не имеет ни малейших перспектив.
Что касается иранского примера, то мир уже привык к тому, что ожидать сенсаций в развитии отношений России с Ираном нет оснований. Диалог между руководителями двух стран поддерживается постоянно, обе стороны демонстрируют приверженность стабильному разностороннему сотрудничеству, тесно взаимодействуют в вопросах региональной безопасности. Между нашими странами установились добрые и взаимовыгодные отношения, которые, кстати, остаются предметом враждебного отношения Америки. США и здесь верны своему правилу вмешиваться во внутренние дела государств, к которым относится и право выбора стратегических партнеров, не оставляя надежд вбить клин в российско-иранское сотрудничество.
Роль России в отношениях с Тегераном направлена на развитие двухсторонних отношений, укрепление регионального сотрудничества, создание нового баланса сил и укрепление стабильности в регионе. Россия и Иран в числе своих основных целей в регионе видят контроль над радикальными силами, развитие дружественных отношений со странами региона, предотвращение дальнейшей эскалации хаоса и нестабильности. Ничто и никто не мешает американцам также встать на схожие позиции и внести свою лепту в обеспечение мира на Ближнем Востоке. Для этого нужно лишь немногое: отказаться от имперских амбиций и вести дела с Москвой и Тегераном как с равными партнерами, без претензий на получение односторонних преференций и выбор угодных им политических лидеров в наших странах. Американские симпатии известны: это самый недемократичные режимы в Саудовской Аравии и других монархиях Персидского залива, не изведавших не только майдана, но и элементарных выборов. В Сирии - это международные террористические группировки, составившие иностранный легион для борьбы с законным правительством страны, вместе с самыми одиозными и авторитарными режимами современного мира. Американцы готовы дружить хоть с дьяволом, лишь бы он отвечал их интересам, а еще лучше, чтобы он стал их лакеем. Всякие слова о демократии и свободе слова, о морали и справедливости из уст американцев – вещь изумительная, поскольку США и мораль, США и справедливость − вещи сродни проповеди о трезвости из уст алкоголика. Одним словом, многих «друзей» Америки можно смело отдавать в Гаагский суд для рассмотрения их преступлений в судебном порядке.
Разумеется, Иран в американский круг не желает входить, а надежды заокеанских политиков на силовое принуждение ИРИ к желаемым политическим изменениям не имеют ни малейших шансов на реализацию. Для тех же, кто настойчиво моделирует разного рода «геополитические треугольники», таящие в себе опасность скорого ирано-американского сближения в ущерб интересам России, уместно в очередной раз напомнить высказывание аятоллы Джавади Амоли: «Пусть американцы не думают, что если мы протягиваем им руки для рукопожатия, значит, доверяем им. Наши менталитет и логика требуют того, чтобы после обсуждений и рукопожатий мы бы пересчитывали пальцы». Украине, похоже, собственные «пальцы» не так важны: поддавшись давлению США и НАТО, майданщики из Киева приняли альтернативу выбора между Россией и её геополитическими соперниками в пользу последних. Не будем забывать и о нынешних украинских персоналиях в большой политике: сбежавший Янукович не может сравниться с несгибаемым президентом Асадом, который не воспринял американский диктат и потому стал одним из главных противников Америки. Что касается новых «вождей» Украины, то они являются даже не «факирами на час», а лакеями на час. То, что их американцы поспешили признать, как ничто другое указывает на то, что именно они на данный момент отвечают интересам США.
************
Нельзя считать, что на Украине не идёт война. Государственный переворот, совершённый там, ставит под угрозу международную безопасность и может привести к кардинальному изменению баланса сил не только в Европе, но и во всем Черноморско-Каспийском регионе, где Иран последовательно и твердо выступает против военного присутствия США и НАТО. Запад грубо нарушил гражданский мир на Украине, где произошла принудительная смена власти. У Ирана в такой ситуации нет оснований соблюдать дипломатическую корректность и далее. Тегеран не занимает ту или иную сторону в политической борьбе на Украине, но должен сделать все, чтобы не допустить расширения американского военного присутствия. Пока же США устами «врунишки Керри» продолжают обманывать международное сообщество, уверяя мир в том, что Белый Дом – за суверенитет и территориальную целостность Украины. Иранский пример способен наглядно и убедительно доказать обратное, Америке доверять нельзя, а верить в её благие обещания чрезвычайно опасно для собственной безопасности Украины.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий