Главный источник ирано-пакистанской напряженности

25 февраля 2014
A A A


Недавнее похищение иранских пограничников боевиками организации «Джейш аль-Адль» в провинции Систан и Белуджистан не в первый раз привлекает внимание мировой общественности к этой провинции. Данную территорию называют не иначе, как «раковой опухолью» на теле Исламской Республики и сравнивают с таким неспокойным регионом, как российский Северный Кавказ. Беспокойство специалистов вполне обосновано, учитывая возросшие за последние месяцы масштабы активности террористических группировок Систана и Белуджистана. Ведь для того, чтобы похитить пятерых иранских пограничников, террористы должны иметь весьма боеспособную структуру и десятки хорошо подготовленных боевиков. Кроме того, активность террористов всерьез обострила отношения Ирана с Пакистаном и угрожает всему региону самыми серьезными геополитическими последствиями.

Похищения иранцев: кровавое дежавю

Между тем, похищения отнюдь не беззащитных граждан на этой неспокойной территории уже имели место. 13 июня 2008 года 12 иранских полицейских были похищены боевиками группировки «Джундалла». Как и сейчас, пленники были вывезены на территорию Пакистана. После этого все они были казнены.

Группировка Джейш аль-Адль, которая объявила о своей причастности к похищению иранских солдат, может с полным на то правом считаться преемницей фактически разгромленной на территории Ирана «Джундаллы». Данная салафитская и резко антишиитская структура, название которой переводится не иначе, как «Партия справедливости», возникла в 2012 году – как раз во время практически полного затухания активности Джундаллы и поимки не только ее командиров, но и значительной части рядовых членов. Вместе с тем, множество бойцов и связи на территории провинции, а также на пакистанской территории у демонтированной структуры остались. Учитывая теснейшие связи «Джундаллы» со спецслужбами США и стран Персидского залива, трудно представить, чтобы они не использовали имевшийся потенциал. В этом смысле появление «Джейш аль-Адль» и еще одной группировки, «Харакат Ансар Иран», выглядит вполне логично. 

Джундалла – салафитский кинжал против Ирана

Необходимо остановиться на самой «Джундалле», так как активность современных группировок, хотя и выглядит устрашающе, все же несколько уступает этому, пожалуй, главному салафитскому кинжалу, направленному против Исламской Республики. Данная группа возникла в провинции Систан и Белуджистан в 2003 году не просто так – на ее территории проживают белуджи, которые являются не только этническим, но и религиозным меньшинством в Иране. В отличие от 90% граждан страны, исповедующих ислам шиитского толка, они – сунниты. Различные политические движения, выступавшие за отделение Систана и Белуджистана от Ирана, стали появляться еще в середине 20 столетия. Первые из них, например основанный в 1964 году в Сирии Белуджский освободительный фронт, имели светскую направленность. Они с самого начала получали деньги из-за рубежа (в частности, Ирака и насеровского Египта), а в 1968 году подняли восстание, несколько лет бушевавшее, как в Иране, так и в белуджских районах Пакистана. Здесь необходимо отметить, что данный народ проживает не только в этих двух государствах, а также и в Афганистане, что создает еще больший риск сепаратизма в каждой из трех стран. Более того, важным фактором напряженности на белуджских территориях Ирана является и то, что они – наиболее отсталые в стране. На территории провинции Систан и Белуджистан худшая инфраструктура, очень низкая плотность и численность населения. При этом территория этой провинции весьма велика.

В 80-е годы знамя борьбы против законного правительства в Систане и Белуджистане подхватило Белуджское автономистское движение Абдулазиза Моллазаде. Во время войны между Ираном и Ираком данное движение пользовалось активной поддержкой Саддама Хусейна, однако после окончания открытого противостояния было им успешно заброшено и, оставшись без иностранной «кормушки», оно практически сразу развалилось. Однако кадры, вовлеченные в деятельность автономистов и в значительной своей части оставшиеся в провинции, были использованы для создания в 2003 году уже упомянутой нами «Джундаллы», имевшей уже религиозную, салафитскую направленность и действовавшую не только против Ирана как государства, но и против шиитов, как «неправильных мусульман» или немусульман вовсе.  Лидером, пожалуй, мощнейшей за всю историю иранского Систана и Белуджистана террористической группы стал 20-летний Абдулмалик Риги, что также вызывает сомнения в автономности его действий. 

Список «подвигов» бандитской сети выглядит ужасающе. Уже спустя два года после своего основания «Джундалла» атаковала кортеж президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада, убив одного из его телохранителей. Через год недалеко от селения Тасуки боевики уничтожили 21 мирного жителя. В 2007 году боевики «Джундаллы» взорвали наполненную взрывчаткой машину рядом с автобусом с бойцами Корпуса стражей Исламской Революции. Теракт унес жизни 18 человек, а 31 военнослужащий был ранен. В 2008-м произошло упомянутое выше похищение и убийство иранских полицейских, в 2009-м – сразу несколько терактов в городе Пишин, унесшие жизни нескольких десятков человек, в том числе заместителя командующего сухопутными войсками КСИР Нур Али Шуштари и командира войск Корпуса в провинции Систан и Белуджистан Раджабали Мохаммадзаде. Террористы «Джундаллы» неоднократно попадали в руки иранских правоохранительных органов, однако после терактов в Пишине охота была объявлена на лидера группировки Абдулмалика Риги.

Его, летевшего из Дубая в кыргызский Бишкек, сняли 23 февраля 2010 года с самолета, который следовал над территорией Ирана. В ходе спецоперации лайнер пришлось посадить в аэропорту Бендер-Аббаса с помощью истребительной авиации. 24 мая 2010 года был казнен брат Абдулмалика Абдулхамид Риги, который предварительно отрекся от того, что делал его брат и командир, и обвинил того в связях с ЦРУ. Признался вскоре в связях с ЦРУ США и сам Абдулмалик Риги. Террорист в деталях расписал механизмы получения средств от американцев, представил следствию соответствующие документы. Видеозапись признаний Риги была показана по иранскому телевидению, а также отправлена официальным Тегераном президенту США Бараку Обаме и генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну. Последние, к слову, предпочли не заметить столь интересный материал. Сам Абдулмалик Риги, после суда, был казнен 20 июня 2010 года.

Однако деятельность «Джундаллы» с казнью лидера не остановилась. 16 июля боевики, мстя за гибель Риги, совершили два взрыва в соборной мечети города Захедан. Погибли 27 верующих. А в декабре 2010 года два смертника организации взорвались в толпе праздновавших Ашуру шиитов в городе Чабахар. Результатом чудовищного теракта стала гибель 39 человек, среди которых было множество женщин и детей. Тем не менее, после ареста и казни руководителей, и ряда видных членов, активность «Джундаллы» пошла на спад. 2011-й год ознаменовался арестами нескольких командиров и рядовых боевиков группировки. К примеру, в апреле этого года был обезврежен отряд из пяти человек, а также захвачен склад оружия и боеприпасов. В июне – еще четыре «бойца» с поясом смертника в придачу, а в октябре 2012-го в городе Чабахар солдатами иранских басидж (добровольных вооруженных формирований) был предотвращен теракт в шиитской мечети. Несмотря на постепенное снижение активности «Джундаллы», она не только частично оказалась заменена новыми, не менее агрессивными группами, такими, как «Джейш аль-Адль», но формально не прекратила своего существования и по сей день, продолжая пытаться совершить отдельные теракты и диверсии.

Западные спецслужбы – спонсоры и помощники иранских террористов

Абдулмалик Рига и его брат выдали один из основных «секретов» своей структуры – связи со спецслужбами Соединенных Штатов. Несмотря на то, что официальный Вашингтон не комментирует данную информацию, американский народ хочет знать правду, что выражается, к примеру, в журналистских расследованиях в США. Так, американский телеканал ABC News в 2007 году показал репортаж о том, что Вашингтон финансировал иранских террористов «Джундаллы» из фондов, не контролируемых Конгрессом и президентом. А в 2008 году в экспертной среде прошла информация о вполне официальном выделении этой и некоторым другим группировкам, действующим против официального Тегерана, 400 миллионов долларов. Соответствующе санкции Джорджу Бушу и его администрации удалось добиться от конгрессменов. Американские деньги «Джундалла» получала по большей части через иранских мигрантов в странах Персидского залива и Европе. Поддержку террористов осуществляли не только США, но и Великобритания. Так, газета «Индепендент» сообщала о том, что в 2007 году британский спецназ осуществил ряд операций на территории иранской провинции Систан и Белуджистан. А в январе 2012 года в вашингтонском издании Foreign Policy вышла статья, в которой сообщалось о вербовке террористов «Джундаллы» агентами израильского Моссада.

Террористы ссорят Иран и Пакистан

В настоящее время Иран столкнулся с новой волной террористической активности. Недавнее похищение – лишь последнее яркое событие в этом печальном ряду. Стоит напомнить, что еще в октябре 2013 года боевики «Джейш аль-Адль», атаковав погранзаставу, убили 14 иранских пограничников, после чего спокойно ушли на территорию Пакистана. Буквально несколькими днями позже на территории той же провинции Систан и Белуджистан, в городе Захедан, был убит прокурор Муса Нури. А 18 декабря там же на мине подорвались трое бойцов КСИР, ехавших в автомобиле.

Раз за разом боевики спасаются от возмездия иранских правоохранительных органов на территории Пакистана. Оттуда же они попадают в Иран для совершения терактов. Именно Пакистан на данный момент является наиболее проблемным направлением для Ирана с точки зрения безопасности. Несмотря на то, что ранее президент Асиф Али Зардари пошел навстречу Тегерану и выдал несколько видных членов «Джундаллы», в том числе Абдулрауфа Риги, еще одного брата ее руководителя, сейчас Исламабад заявляет о своей неспособности найти и обезвредить боевиков «Джейш аль-Адль». Пакистанское руководство уже подвергалось резкой критике со стороны политического тяжеловеса, председателя Комиссии по безопасности и внешней политике иранского Меджлиса Алаеддина Боруджерди. После атаки на погранзаставу в октябре 2013 года Исламская республика предлагала своему соседу направить на его территорию собственных следователей для поиска террористов, однако положительного ответа не получила.

Чаша терпения Ирана была переполнена после похищения пограничников. Сначала заместитель министра внутренних дел ИРИ Али Абдоллахи заявил о направлении в Исламабад иранской делегации для поиска своих солдат. Затем его начальник, Абдулреза Фазли пообещал, что в случае пассивности правоохранительных органов Пакистана в поимке террористов и освобождения пограничников, Ирану придется ввести свои войска на территорию соседней страны и освободить своих военных самостоятельно.

Несмотря на то, что развития данная напряженность пока не получила, и уже вскоре прошли встречи президента ИРИ Хасана Роухани с главой пакистанской Национальной Ассамблеи Аязом Садиком, а также министра внутренних дел Пакистана Чаудхри Али Ханом с послом ИРИ в Исламабаде Алирезой Агагианом, в ходе которых стороны в целом договорились о мирном и конструктивном взаимодействии, ситуация весьма показательна. Тегеран едва не рассорился с одним из своих главных региональных партнеров. Напомним, что в 2012 году, когда опасность военной операции США, Израиля и их союзников против Исламской Республики была велика, именно Пакистан заявил о том, что не остановится перед применением силы для защиты Ирана. Надо ли уточнять, кому выгодно уничтожить ирано-пакистанское партнерство? В случае воплощения в жизнь анонсированной военной операции иранских войск на территории Пакистана, на нет сойдут не только отношения двух стран. Уничтожен будет создаваемый десятилетиями образ Исламской Республики, как государства, ни разу не совершившего агрессию в отношении какой-либо другой страны. В свете улучшения образа Тегерана в мире после избрания на президентский пост Хасана Роухани – также весьма выгодная для всех противников ИРИ перспектива.  Не следует забывать и об экономике. Между Ираном и Пакистаном, как раз на территории провинции Систан и Белуджистан, строится газопровод. Его запуск сведет на нет значительную часть антииранских санкций, даст Тегерану значительную свободу в экономических и, как следствие – политических вопросов. Обострение отношений Тегерана и Исламабада способно заморозить и этот перспективный проект.

***********

Борьба с терроризмом – один из основных приоритетов Исламской Республики. Однако современный терроризм не только интернационален – он не признает государственных границ, а финансироваться может из самых разных источников. Такие структуры, как «Джундалла» и «Джейш аль-Адль» − ярчайшие тому примеры. Терроризм в провинции Систан и Белуджистан, эволюционируя десятилетиями, дает возможность сделать некоторые наблюдения. Во-первых, очевидно, что он может быть, как светским, так и религиозным. Обе формы, как показала история, одинаково опасны, как для государственности Исламской республики, так и для жизней ее отдельных граждан. Во-вторых, борьба с терроризмом в Систане и Белуджистане немыслима без сотрудничества с пакистанской и, возможно, афганской сторонами. Игнорирование такого взаимодействия, которое показал недавно официальный Исламабад, ведет не только к международной напряженности, но и к настоящим межгосударственным конфликтам и расширению зоны хаоса от афганской территории на юг и запад. Это − цель спецслужб США, Великобритании и Израиля. При этом Иран и Пакистан уже имели примеры сотрудничества в борьбе против терроризма в прошлом, а также серьезные перспективы его возобновления в будущем. 21 февраля МИД Пакистана выпустил официальное заявление, призывающее рассмотреть вопросы освобождения иранских пограничников и уничтожения бандформирований в двустороннем формате. Министерство отметило конструктивность уже прошедших переговоров между Тегераном и Исламабадом и выразило надежду на то, что частный приграничный инцидент не сможет разрушить добрые отношения между странами, которые строились десятилетиями. Несмотря на недавнее обострение обстановки на ирано-пакистанской границе, оптимизм данного заявления оправдан. Столкнувшись с совместным противостоянием Тегерана и Исламабада, террористы «Джейш аль-Адль» не пойдут на обострение ситуации и вряд ли станут убивать захваченных пограничников. Жестокость их предшественников и то, что за ней последовало со стороны обеих стран, должны были преподать необходимые уроки другим террористам. Вне сомнения, их активность все еще угрожает отношениям Ирана и Пакистана, однако есть неплохие шансы и на укрепление ирано-пакистанского взаимодействия на почве совместного противостояния терроризму. Победа над этой опаснейшей угрозой может стать фундаментом для принципиально нового, невиданного ранее уровня стратегического взаимодействия Исламабада и Тегерана.

Антон Евстратов, Специально для Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.