Запад уклоняется от женевских соглашений

16 декабря 2013
A A A


Долгие годы поднимая шум вокруг иранской мирной ядерной программы, казалось бы Запад в лице США и ЕС должен был быть более всех заинтересован в имплементации женевских договоренностей между «шестеркой» международных посредников и ИРИ. Как известно, 24 ноября с.г. «Шестерка» и Иран согласовали в Женеве промежуточное соглашение по иранской ядерной программе, предусматривающее временное освобождение Тегерана от части экономических санкций в обмен на ограничение ядерной программы. Мировые державы тогда выразили уверенность в том, что эта сделка позволит выиграть время для выработки окончательных договоренностей по этой сложнейшей проблеме современности.

Казалось бы, все хорошо, и наконец-то удалось нащупать наиболее оптимальный путь к решению этого вопроса, искусственно раздуваемого Западом и их региональными союзниками, прежде всего Саудовской Аравией и Израилем, на протяжении многих лет. И вдруг случилось совершенно неожиданное. На очередном раунде экспертов женевского процесса, где должны были быть закреплены конкретные формы реализации договоренности от 24 ноября с.г., иранская делегация в знак протеста покинула зал переговоров. Но на этот раз подобные действия стали не проявлением принципиальной упрямости, характерной для прошлого периода, а реакцией на неоправданные шаги со стороны Вашингтона после того, как США включили в «черный список» 19 физических и юридических лиц, подозреваемых в помощи Ирану в развитии его ядерной программы.

Государственный департамент и Министерство финансов США приняли решение добавить в американские санкционные списки ряд иранских организаций и граждан, а также сотрудничающих с Ираном юридических и физических лиц из разных стран. И расширение санкционных списков фактически совпало с запуском ответственной работы по выполнению положений женевского соглашения, что откровенно противоречит его духу, поскольку тогда было четко определено, что никаких новых санкций в отношении ИРИ в течение ближайших шести месяцев вводиться не будет. То есть Вашингтон де-факто пошел на вопиющее нарушение договоренности, к которой так стремился все последнее время.

Ведь как это выглядит на самом деле − 19 физических и юридических лиц по всему миру были занесены в «черный список». Они подозреваются в прямом или косвенном участии в обогащении урана для иранской ядерной программы. В свою очередь, в совместном заявлении Минфина и Госдепа США было отмечено, что женевские договоренности «не должны и не помешают нашему стремлению разоблачить тех, кто продолжает поддерживать ядерную программу Ирана в обход санкций». Здесь, явно с логикой в Вашингтоне не все в порядке. Одной рукой американцы пытаются набросать план имплементации договоренности от 24 ноября, а другой – ужесточают санкции.

Надо сказать, что и Евросоюз повел себя практически аналогично, хотя еще накануне вместе с США демонстрировал стремление завершить сделку с ИРИ по ядерной программе. Европейцы стали искусственно тормозить начало имплементации процесса. Вчера Сергей Лавров подверг критике отношение ЕС к договоренностям с Тегераном по ядерной программе, выразил сожаления, что начало осуществления первого этапа затягивается и может переносится на январь следующего года. Он намерен выяснить у представителей ЕС из-за каких «непреодолимых препятствий», по сути, на много недель откладывается одобрение той самой договоренности, которую все назвали историческим прорывом.

Чем же можно объяснить столь непоследовательные шаги Запада по отношению к Ирану и его внешней политике, скорректированной в сторону прозрачности, предсказуемости и сбалансированности? Ведь в Тегеран буквально выстроилась очередь из западных стран, стремящихся быть в первых рядах среди тех, кто получит масштабные контракты с иранцами после приостановки, а затем и снятия санкций. И вряд ли кто-то поверит в то, что странное решение Вашингтона не имеет никакого отношения к действиям Евросоюза. Ведь всем хорошо известно, насколько тесно координируют свои шаги США и их европейские союзники по ЕС и НАТО. Случайные совпадения здесь полностью исключены. Налицо заранее согласованное решение притормозить процесс нормализации отношений с Тегераном, в том числе и в сфере урегулирования вопроса о его ядерной программе. Тем более что накануне в иранской столице побывал глава МИД России Сергей Лавров, который выражал уверенность в дальнейшем продолжении женевского процесса.

Ответ на все это непоследовательное поведение Запада довольно очевиден, если проанализировать все то, что сопровождало переговоры в Женеве, и прежде всего лихорадочные усилия Саудовской Аравии и Израиля сорвать эту историческую сделку. Эмиссары из обеих стран успели посетить все столицы стран-участников переговоров, внушая их лидерам, что ИРИ ведет двойную игру, пытаясь выйти из санкционного режима, не дав ничего реального взамен. И надо быть наивным, чтобы полагать, будто на Западе поверили этому. Там прекрасно видели болезненную реакцию этих двух региональных государств еще на телефонную беседу Роухани с Обамой в конце сентября с.г. Уже тогда в Эр-Рияде и Тель-Авиве лихорадочно задергались, пытаясь просчитать, насколько реальны шансы Тегерана при новом президенте договориться с США и ЕС по ядерному вопросу. А когда поняли – более чем реально, саудовцы и израильтяне стали действовать. Но делали они это настолько поспешно, что даже прозевали тайные контакты американцев с иранцами в Омане. Более того, дело дошло и до скрытых угроз путем распространения слухов о якобы возможной совместной военной акции КСА и Израиля против ядерных объектов ИРИ. Однако блеф не сработал, и тогда в ход было пущено гораздо более эффективное средство – задействование своих лобби. Ведь не секрет, что саудовское и израильское лобби в США являются самыми мощными. За ними стоят не только влиятельнейшие политические деятели Америки, но и крупнейшие нефтяные структуры, банки и другие финансовые институты, производители оружия и т.д. Да и в ведущих странах ЕС, прежде всего Великобритании и Франции, саудовское и израильское лобби пользуются особым влиянием. Ведь за продвижением интересов этих двух стран Ближнего Востока стоит многое – от того, как будут действовать финансовые институты и на какие суммы Саудовская Аравия будет закупать оружие, какие объемы ее инвестиций хлынут в США и ЕС, каковой будет ценовая политика королевства на мировом рынке нефти. А для слабеющих экономик Нового и Старого света сейчас все это весьма немаловажно.

Справедливости ради надо признать, что и Тегеран на каком-то этапе «зеванул», потеряв чутье, и даже впал в некую эйфорию от того, насколько быстро пошел процесс нормализации его отношений с Западом. Подвела полная уверенность в том, что новые акценты внешней политики Роухани будут должным образом восприняты в мире, в своей геополитической значимости и уверенности в том, что иранский рынок в регионе самый перспективный и за него пойдет ожесточенная борьба. Но не был учтен фактор того, что политическая элита США давно и прочно завязана на саудовскую королевскую семью, «подкармливается» ей, а произраильские структуры в Вашингтоне способны решать самые деликатные вопросы в разных уголках мировой политики. Кстати, и внутри Ирана многие влиятельные силы, включая КСИР, предупреждали Роухани и его команду от поспешных и чересчур быстрых шагов навстречу Западу, особенно США. Слишком уж разные интересы у Вашингтона и Тегерана в Персидском заливе и на Ближнем и Среднем Востоке.

Но ничего страшного не произошло, если трезво оценить произошедший в Женеве сбой. Для Х.Роухани это послужит напоминанием о том, что американцам и их близким союзникам в ЕС нельзя слишком доверять, что их политика подвержена сильному внешнему воздействию, особенно со стороны тех, кто обеспечивает энергетическую безопасность Запада и мощные денежные вложения в его банки. А выгоды от сближения с Тегераном – это пока только перспектива, хотя и реальная. Ведь как бы ни старались антииранские лоббисты, но в американской и европейских столицах есть и другие влиятельные силы, которые заинтересованы в обратном. Им не хочется находиться в унизительном подчинении у стареющих ваххабитских правителей Аравии. Да и решение вопроса о ядерной программе ИРИ важнее Вашингтону, а не Тегерану. Тем более что соглашение 24 ноября уже записано в актив американской дипломатии.

Так что иранская делегация сделала правильно, громко хлопнув дверью. Она лишний раз напомнила Западу, что протянутую руку можно убрать обратно. И тогда уже США и ЕС придется просить Иран о возобновлении переговоров. Полезно и другое – теперь в Тегеране еще раз убедились в том, кто из мировых держав искренне желает ему добра, а кто ищет только собственную выгоду. Хочется верить в то, что Иран и далее будет опираться на Россию как на страну, которой можно верить, и на чью помощь и искренность можно рассчитывать.

Владимир Ефимов, Специально для Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.