Внезапно обострившиеся отношения между Ираном и Азербайджаном из-за приграничного инцидента оставили целый ряд сложных вопросов. Из-за непонятного случая с обстрелом азербайджанского трактора с иранской территории сообщение между двумя странами фактически парализовано. Ограничения на движение автомобилей на ряде пропускных пунктов, введенные 7 ноября, сохраняются до сих пор. Является ли приграничный инцидент случайным или спланированным? И кому выгодно именно такое развитие событий и, как следствие, возможное ухудшение отношений между Тегераном и Баку?
Для начала необходимо отметить странность показаний азербайджанской стороны относительно причин закрытия пропускного пункта «Полдешт-Шахтахты». Некие люди, одетые в военную форму, обстреляли трактор, проводивший берегоукрепительные работы на реке Аракс со стороны Нахичеванской автономной области Азербайджана. После прибытия на место происшествия азербайджанских пограничников, пропускной пункт «Полдешт-Шахтахты» был немедленно закрыт. Вслед за этим Иран, надо полагать, немало удивленный реакцией Баку на не прояснённый инцидент, закрыл свои пункты в Билясуваре и Джульфе. Впрочем, для прохождения людей последние были вскоре открыты, однако автотранспорт до сих пор вынужден стоять на границе. На какое-то время единственным коридором, по которому можно было попасть из Азербайджана в Иран и обратно, являлся пропускной пункт Астара.
Депутаты азербайджанского Милли Меджлиса уже выразили свою обеспокоенность сложившейся на границе ситуацией, однако вряд ли вину в произошедшем можно возлагать на Иран, который попросту отреагировал (пусть и весьма жестко) на совершенно неадекватную меру Баку. Без проведения объективного расследования и опубликования его выводов по причине достаточно локального инцидента Азербайджан ставит под вопрос взаимодействие с соседним государством. Между тем примечательна дата начала конфликтной ситуации – 7 ноября. Именно в этот день делегации Ирана и группы международных посредников начали очередной раунд переговоров по иранской ядерной программе в Женеве. Кому и зачем нужно было «отвлечь» Исламскую Республику региональными проблемами от ее основной цели - нормализации отношений с Западом и снятия экономических санкций?
Азербайджан ухудшает отношения с Ираном
Самым простым, пожалуй, было бы огульно обвинить Азербайджан, упрекнув его в неадекватных действиях. К сожалению, стоит отметить, что за последние несколько лет это отнюдь не единственный недружественный жест Баку по отношению к Тегерану. С середины 2000-х отношения между странами неуклонно ухудшаются практически во всех сферах. Уже имели место несколько приграничных инцидентов, недавно азербайджанский парламент отменил упрощенный режим пересечения границы между двумя странами, а самым, пожалуй, ярким индикатором понижения уровня взаимодействия государств является их товарооборот. Если в 2007 году он составлял 539 миллионов долларов, то сейчас упал более чем в 2 раза – до 263 миллионов.
В Азербайджане активно нагнетаются и пользуются все большей популярностью антииранские настроения. В частности, ранее политики достаточно высокого уровня высказывали претензии на иранский Азербайджан, требуя воссоединения его с северной, независимой частью. Авторов выкриков о неких исторических правах и справедливости абсолютно не смущает даже тот факт, что государства с названием Азербайджан в мире не существовало до 1918 года. Территория же Азербайджана в составе России находилась с 1813 года, когда, согласно Гулистанскому договору Персия передала России Бакинское, Гянджинское, Ширванское и ряд других ханств (в этой связи стоит отметить, что Iran.ru готовит цикл очерков, посвященных 200-летию Гулистанского договора, в которых будет подробно освещена история передачи территории от Персии к России, а также о том, как эти территории стали ареной столкновения интересов различных государств, прежде всего Персии, России и Англии).
Более того, Баку активно претендует не только на территорию, но и на культурное наследие своего южного соседа. К примеру, на днях Ирану пришлось жаловаться в ЮНЕСКО на попытки Азербайджана присвоить себе древнюю конно-спортивную игру «Чоган». А совсем недавно в Баку состоялась сессия всемирного азербайджанского Конгресса, участники которой прямо и открыто высказывали все упомянутые претензии – как на территорию, так и на культурное достояние соседнего государства. Специалисты отметили, что данное мероприятие прошло вполне открыто и не без поддержки азербайджанских властей.
Все эти антииранские попытки могли бы рассматриваться как акции местных одиозных политиков, в том числе и занимающих достаточно высокие должности, однако их завидная систематичность дает основание сделать несколько иные выводы. Представляется, что в стране ведется целенаправленная политика по дискредитации Исламской Республики, ухудшения отношений с ней и понижения уровня политического, экономического, культурного и даже чисто бытового взаимодействия граждан двух стран. Скорее всего, причиной тому является совершенно конкретная деятельность современной азербайджанской политической элиты.
Надо отметить, что у последней есть целый ряд причин ненавидеть, бояться и пытаться всячески помешать успехам Исламской Республики. Это и спорный правовой статус Каспийского моря, и приверженность значительной части населения Азербайджана шиитскому направлению в исламе (и следование в религиозных вопросах по большей части богословам из иранского города Кум), и стремление выглядеть хотя бы перед собственным народом более «сильно» и «воинственно». Беспокоят азербайджанских политиков и грядущее вступление Армении в единый таможенный союз (России, Белоруссии и Казахстана), которое может вывести на новый уровень торгово-экономические отношения этой страны с членами ТС и Ираном, в частности. Это может поставить Азербайджан перед необходимостью также войти в Союз, что не устраивает антироссийски, прозападно настроенную часть элиты страны. Вместе с тем Азербайджану, учитывая его конфликт с Арменией и нерешенный карабахский вопрос, конфликт с Ираном, как таковой, совершенно не нужен. Нахичеванская область по суше связана с остальным Азербайджаном лишь посредством иранской территории. Даже во время открытого вооруженного противостояния Баку с Ереваном ИРИ, несмотря на определенные ньюансы со стороны Баку, проявила максимальное благоразумие и беспрепятственно пропускала азербайджанские грузы через свою границу. В случае закрытия иранских пропускных пунктов Нахичевань обречена на гуманитарную катастрофу. Более того, строящим планы на случай нового военного столкновения с Арменией азербайджанским стратегам вряд ли хотелось бы иметь также и враждебный Иран с его 700 тысячами военнослужащих «под ружьем» и 10 миллионами резервистов.
Израиль как инициатор антииранской линии Азербайджана
Однако надо понимать, что Баку в иранском вопросе действует явно не самостоятельно. Именно в этой связи выше было упомянуто о дате начала конфликта с Ираном – 7 ноября с.г. Есть, пожалуй, лишь одна страна в мире, готовая всеми возможными усилиями сорвать переговорный процесс Тегерана с «шестеркой» международных посредников. Это – Израиль. Между тем, не следует забывать о стратегическом сотрудничестве Тель-Авива и Баку, выразившееся в поставках военной техники и других формах взаимодействия. Обещания премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху сорвать «плохую сделку» ИРИ со странами Запада не ограничены лишь дипломатическими методами и включают в себя самый широкий спектр мероприятий. Заместитель министра обороны Израиля Дани Данон уже угрожал Тегерану авиацией, посредством которой он намеревается решить вопрос его ядерной программы, а теперь, по-видимому, Тель-Авив решил перейти к действиям руками своего союзника.
При этом есть подозрения, что работу по другой линии, террористической, Израиль ведет уже давно, что выразилось в активизации деятельности ряда террористических группировок, в том числе «Джейш аль-Адль» («Армия справедливости») на территории Ирана. Только за последний месяц в стране были убиты несколько десятков высокопоставленных военных и политиков, в том числе прокурор Муса Нури и заместитель министра промышленности Сафдар Абади. Чуть ранее от рук убийц пал начальник подразделения киберразведки Корпуса стражей исламской революции Моджтаба Ахмади. Не во всех этих преступлениях иранскими правоохранительными органами усматривается политический подтекст, однако по поводу израильского следа в гибели прославившегося борьбой с агентурой Тель-Авива Ахмади сомнений нет практически ни у кого. Более того, командующий пограничными войсками Ирана Хоссейн Зольфагари, комментируя убийство 14 иранских пограничников боевиками «Джейш аль-Адль», впрямую обвинил Израиль в активизации террористов на территории ИРИ.
Здесь можно вспомнить о том, что азербайджанская сторона указывала на неких людей в военной форме, обстрелявших ее трактор. Намек, понятное дело, на иранских солдат, однако зачем иранцам совершать столь нелепые действия? Логичнее предположить, что произошла некая провокация, тем более что подобные методы в отношении Исламской Республики также имеют уже достаточно богатую историю. К примеру, в 2011-2012 году СМИ также обвинили Иран в нападениях, правда, более серьезного уровня - на посольства США, Израиля и Саудовской Аравии. Однако проведенные расследования установили, что виновниками акций были бойцы террористической организации Моджахеддин-э Хальк, имеющей теснейшие связи с Израилем, а с недавних пор – и с США. Хотя бы в этой связи события на азербайджанско-иранской границе нуждаются в тщательнейшем расследовании. Однако Баку, руководствуясь явно не своими интересами, поступил иначе.
США и Турция заинтересованы в ирано-азербайджанском противостоянии
Может быть задан вопрос - почему Азербайджан в своей антииранской политике действует согласно израильской, а не американской или турецкой линиям. Тем более что новый президент ИРИ Хасан Роухани основой своей внешней политики объявил установление максимально дружественных отношений с соседями, в том числе, и с Баку. Здесь стоит отметить, что по своей сути подход Тель-Авива, Вашингтона и даже Анкары, недавно посещенной иранским министром иностранных дел Джавадом Зарифом, в отношении Исламской Республики не сильно разнятся. Речь идет лишь о методах. Если Израиль предпочитает жесткую риторику, акции спецслужб и наиболее мощное дипломатическое давление, то другие страны действуют более изощрённо, с двумя-тремя уровнями маскировки и отходными путями. Дальнейшая дестабилизация ближневосточного региона и дипломатическое ослабление Ирана отвечает интересам Вашингтона и особенно Анкары, т.к. в случае примирения с Западом Иран имеет все перспективы стать первой державой региона. В этом не заинтересован и Азербайджан. А Турция, верный союзник Азербайджана, не только готова активно помогать своему союзнику в уменьшении зависимости от ИРИ, но и не собирается допускать повышения влияния Тегерана в регионе и в мире, уже продемонстрированного им в фактически проигранном со стороны Турции сирийском конфликте. Несмотря на то, что Анкара имеет с Ираном достаточно серьезные экономические связи, в частности, по поставкам энергоносителей, Турция – верный союзник США, член НАТО и цитадель идей неоосманизма, столь привлекательных для Азербайджана и явно раздражающих и опасных для Ирана.
Что касается Вашингтона, то ему дополнительная напряженность на иранских границах может представляться значимым фактором смягчения позиции дипломатов ИРИ в переговорах по ядерной программе. По-видимому, на сей раз 7-9 ноября подобный вариант не прошел. Возможно, по этой причине упомянутая напряженность сохраняется до сих пор, а Баку с Тегераном так и не удается договориться.
Возможных причин и факторов приграничного конфликта ИРИ и Азербайджана - множество. Однако интерес не может не вызывать и жесткая, принципиальная позиция в данном вопросе Ирана. После странной выходки азербайджанской стороны Исламская Республика не только закрыла свои посты, но и не открывает их до сих пор, чем демонстрирует простую истину – не Азербайджан нужен Ирану, а наоборот. Именно с азербайджанской стороны в районе Билясувара и Джульфы скопились тысячи грузовиков. Именно азербайджанская Нахичеванская область может быть отрезана от источников продовольствия, топлива и т. д. А ведь речь идет всего лишь об ограничении движения на двух пропускных пунктах! Представляется, что данный конфликт все же не является по-настоящему серьезным сам по себе и разрешится в ближайшие дни. Однако он демонстрирует месседж Тегерана бакинским политикам – ухудшать отношения с Ираном, продолжая линию последних лет, – не в интересах Азербайджана и грозит последнему самыми серьезными последствиями не только политического, но и экономического и гуманитарного характера.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий