Геополитический центр гравитации

05 сентября 2013
A A A


Геополитический центр гравитации неудержимо и неостановимо уходит в Азию. Очень возможно, что через 15-20 лет главные решения на планете будут приниматься не в Вашингтоне, а в Пекине или Дели. Не исключено, что одна из долговременных целей тех, кто доворачивает гражданский конфликт в Сирии к масштабной региональной войне, и диктуется попыткой отдалить, если не вовсе ликвидировать такую перспективу.

На такой вывод наталкивает доклад, над которым трудились ведущие отечественные специалисты в области геополитики, геоэкономики и геостратегии. Начиная от академика-секретаря Отделения общественных наук РАН и декана факультета мировой политики МГУ Андрея Кокошина и заканчивая бывшим начальником российского Генштаба Юрием Балуевским.

Доклад имеет длинное наукообразное название "Долгосрочные изменения в системе мировой политики и интересы России в свете санкт-петербургского саммита "Группы двадцати". В нем перечисляются масштабные сдвиги последних лет в системе мировой политики и экономики.

Авторы предсказывают практически неизбежное дальнейшее усиление роли азиатских стран в мировой экономике, в первую очередь Китая и Индии. В то же время отмечается возможность нарастания конфликтного потенциала во взаимоотношениях ряда стран региона. В том числе в военном измерении. Что, кстати, между Китаем и Индией уже случалось в прежние годы.

Всё это будет происходить на фоне того, что КНР, Индия и Пакистан активно совершенствуют – и очевидно продолжат этим заниматься - свои арсеналы ракетно-ядерного оружия. Пакистан, возможно, приотстанет, но Индия в обозримой перспективе может обрести стратегические ядерные средства межконтинентальной дальности, сравнявшись в этом отношении с КНР.

Параллельно, несмотря на наблюдающуюся постепенную утрату американского геополитического доминирования, США на ближайшие 15-20 лет остаются крупнейшей экономикой мира. А также страной, обладающей крупнейшим научно-техническим потенциалом и остающейся мировым лидером в военных расходах.

При этом ситуация в мировой экономике и финансах будет чревата рецидивами обострения с самыми серьёзными последствиями. Отсюда необходимость качественно иного уровня координации действий ключевых стран. А значит, речь непременно зайдёт о масштабной реформе всей международной финансово-экономической архитектуры. А такие реформы слишком многих и слишком остро задевают, чтобы пройти безболезненно. Следовательно, и здесь зарыты возможности серьёзных конфликтов.

Собственно, они уже зреют. Так, в докладе показано, что перед лицом "китайского вызова" США предпринимают масштабные усилия по формированию двух гигантских интеграционных объединений – Трансатлантического торгово-инвестиционного партнёрства с участием Евросоюза и Транстихоокеанского торгового партнёрства с участием многих стран, находящихся в тех или иных вариантах союзнических отношений с США. А это впрямую затрагивает интересы не только Китая, но и России. Тем паче, что вес последней тоже неуклонно растёт. И вес этот необходимо подкреплять не только ростом национальной экономики, прежде всего за счёт радикального изменения её структуры в пользу наукоёмкой, высокотехнологической промышленности, но и необходимой военной мощью.

Вот тут самое время задуматься о долговременных целях, которые могут преследоваться Вашингтоном, коли уж он с такой страстью и безудержностью бросается в него при откровенно шатких поводах. Генерал Балуевский, например, заявляет, что возможная силовая акция "лишь усугубит тот кризис, из которого мы выходим с 2008 года".

"Даже в отсутствие такого серьёзного конфликта как сирийский, ситуация в мировой экономике остаётся очень хрупкой, - подтверждает его слова академик Кокошин. - Вероятность нового кризиса очень велика. Нужно прилагать колоссальные усилия для того, чтобы избежать этого кризиса".

Но всем ли этого хочется?

Удар по Сирии – это косвенный удар по Ирану. А это – косвенный удар сразу и по России, и по Китаю. А ежели иранский ответ будет соответствовать тем намёкам, которые уже звучали из Тегерана, то предельная дестабилизация всего Ближнего Востока неизбежна. Если не вообще "война всех против всех". В условиях, когда у Израиля уже есть атомное оружие, Иран просто силою вещей окажется перед решением модифицировать свою мирную ядерную программу в военную. И средства доставки у него есть.

А за ним – и Саудовская Аравия, у которой с Ираном отношения, мягко говоря, нелюбезные. Пакистан вполне в состоянии ей помочь – но рядом с ним такая же ядерная Индия. А за Индией внимательно следит Китай…

И главное, что американским ястребам никого из них не жалко!

С другой стороны, академик Кокошин обозначил опасную перспективу. "Сирийский конфликт может послужить катализатором многих таких процессов, против которых должна действовать система того, что называется глобальным управлением", - сказал он.

В самом деле – вдруг этот конфликт сыграет роль прорвавшегося нарыва, после которого кардинально изменится конфигурация уже изломанного нынешними кризисами мирового порядка?

В истории такое бывало - вспомним Вторую мировую.

Александр Цыганов, ИТАР-ТАСС, Москва
Источник: ИТАР-ТАСС

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.