Триумф ходжат-оль-эслама Хасана Роухани

18 июня 2013
A A A


Пятница 14 июня стала триумфальной для Хасана Роухани, одержавшего победу на президентских выборах в Иране. Сокрушительное поражение его соперников, позволишее завершить голосование в один тур, стало сенсацией 

Количество голосов, отданных за Хасана Роухани, почти на 6 млн. больше, чем за всех остальных пятерых кандидатов, вместе взятых. За него проголосовали 18,6 млн (50,71%) из примерно 37 млн иранцев, явившихся на избирательные участки. Отрыв от мэра ТегеранаМохаммада Багера Галибафа, который занял второе место, набрав 16,56% (6,2 млн. избирателей), был астрономический.

Третьим стал Саид Джалили, основной кандидат от радикалов-консерваторов. За него отдали свои голоса 4,2 млн. (11,36%). За бывшего главу МИДа Акбара Велаяти, опустили бюллетени 2,3 млн. избирателей (6,16%).

И это несмотря на то, что Саид Джалили, как было принято считать, заручился поддержкой самого верховного лидера аятоллы Хаменеи, радикально-консервативного духовенства вкупе со сторонниками Ахмадинежада, военно-промышленного комплекса, элитного Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и курируемых ими СМИ.

В свою очередь, победившему Роухани оказали доверие главным образом рядовые иранцы, придерживающиеся порой диаметрально противоположных политических взглядов, но единые в одном – Ирану нужны перемены. За него проголосовали и либералы-реформаторы, и сторонники "Зеленого движения" и центристы, и клерикалы консервативного плана. Его победа стала поводом к шумному ликованию на улицах: "Да здравствуют реформы!", "Да здравствует Роухани, да здравствуют Хатами и Рафсанджани!" (именно эти два бывших президента призывали иранцев отдать голоса за Роухани).

Но праздник победы сменяется буднями. Перед новым президентом стоят сложнейшие задачи. Главные из них: экономические (выход из предкризисной ситуации и восстановление стагнирующей экономики, в том числе, и внешнеэкономических связей), внутриполитические (восстановление баланса между современными запросами общества и исламскими традициями), внешнеполитические (выход из самоизоляции, восстановление отношений с Западом, с соседями и с мусульманами-суннитами), ядерная проблема, решение которой откроет путь и к решению всех трех других из вышеперечисленных задач. Сам Хасан Роухани считает, что готов к их решению:

"Я сформирую кабинет, который восстановит устойчивое развитие экономики, укрепит истинные ценности в обществе и наладит отношения с внешним миром".

Ирану, находящемуся под международными финансово-экономическими санкциями, невозможно выйти из экономического кризиса без отмены этих жестких мер, что, в свою очередь, нереально без решений в ядерной сфере. Роухани придется действовать сообразно предписаниям резолюций СБ ООН и требованиям МАГАТЭ. Он уже предупредил, что готов на компромиссы, но при соблюдении национальных интересов Исламской Республики.

Вести прагматичные переговоры по ядерной программе для Роухани не впервой. До 2005 года в качестве секретаря Высшего совета национальной безопасности он уже договаривался с международными посредникам, и за свою активность получил прозвище "шейх-дипломат". До 2005 года под руководством Роухани Иран сделал позитивные шаги: в одностороннем порядке заморозил процесс обогащения урана, подписал Дополнительный протокол к соглашению с МАГАТЭ и стал его выполнять. Но в 2005 году к президентской власти пришел Махмуд Ахмадинежад, Иран возобновил обогащение, меджлис не ратифицировал протокол.

Говоря о внешней политике в целом, Роухани призывает к "конструктивному взаимодействию" со всем миром, и именно так намерен решить существующие в Иране проблемы и добиваться развития своей страны. Он готов улучшить отношения с Западом, вести переговоры с США.Роухани уже дал понять, что в числе приоритетных задач считает преодоление враждебности и недоверия с Саудовской Аравией, принимая во внимание подошедшую к опасной черте из-за событий в Сирии и Ираке рознь между суннитами и шиитами:

"Возвращение к добрососедству и партнерству с Саудовской Аравией обеспечит региональную стабильность, в которой заинтересованы Иран и государства зоны Персидского залива".

Решение сирийской проблемы он видит в приходе "к справедливому урегулированию, которое поддержат все стороны". События в Сирии он назвал "трагедией, которой надо положить конец". Вполне возможно, что при продолжении дипломатической и политико-пропагандистской поддержке режима Башара Асада новый президент постепенно сократит финансовую и военную помощь Дамаску.

С приходом к власти Роухани следует ожидать прекращения жесткой антиизраильской риторики, свойственной Ахмадинежаду. Но разворота навстречу Тель-Авиву не будет в любом случае: антиамериканская и антиизраильская политика – основа идеологии, заложенной еще во время исламской революции аятоллой Хомейни.

Во внутренней политике избранный президент выступает за "полифронтальность" и полагает, что волнения в обществе после президентских выборов в 2009 году вызваны именно тем, что всю власть в государстве сосредоточил в своих руках именно фронт радикалов-консерваторов. Роухани заявляет: "Мы откроем все замки, которые повесили на жизни людей за последние 8 лет".

Он обещал, что разработает "Хартию гражданских свобод", выпустит из тюрем политических узников, в том числе, Мир Хосейна Мусави и Мехди Каруби, лидеров оппозиционного "Зеленого движения", которые уже почти 2,5 года находятся под домашним арестом. Они могут рассчитывать на возвращение в политику.

В условиях иранской демократии, когда по конституции вся полнота власти находится в руках верховного лидера - рахбара, полномочия президента ограничиваются исполнительной ветвью власти. Рахбар дает стратегическое направление политики, а президент занимается тактикой ее проведения. В этих условиях очень важно, какие личные отношения сложатся между президентом и верховным лидером, как тонко, с внесением своих собственных красок будет исполнять генеральную линию верховного лидера президент. Конечно, у него есть своеобразный люфт, в котором глава правительства способен вносить свои личные коррективы. В этих нюансах и будут заключаться особенности действий нового президента. Более того, важный момент, удастся ли новому президенту доказать верховному лидеру пагубность для страны политик предыдущего президента  и убедить его в необходимости "нового курса". Но скорого решения всех проблем, стоящих перед Ираном, ждать не стоит.

Вот мнение Елены Дунаевой, политолога-востоковеда, специалиста по иранских проблемам:

"Не нужно однозначно называть Роухани реформатором. Он никогда не состоял в каких-либо реформаторских организациях. Да, он работал при президенте Хатами и выражал поддержку либеральным идеям. И сейчас пришел к президентской власти, позиционируя себя как умеренный кандидат. Став президентом, он заявляет, что в его правительстве будут работать как реформаторы, так и прореформаторски настроенные деятели консервативного фланга. Основной его лозунг – умеренная направленность политики Ирана, в отличие от радикально-исламистской последних лет.

Хасан Роухани выступает за внесение корректив и во внутри- и во внешнеполитический курс страны. Но не стоит ждать каких-либо скорых кардинальных изменений. Очевидно, что резких шагов не будет".

Об этом говорит его огромный послужной список, личные качества и биография. Так, в период ирано-иракской войны он занимал ведущие посты в командовании вооруженными силами Ирана: был членом Высшего совета обороны, заместителем командующего фронта, командующим ВВС и заместителем командующего вооруженными силами. Занимал видные посты в исламских советах - Совете экспертов и Совете целесообразности. В меджлисе он возглавлял комитеты по обороне и по внешней политике, был вице-спикером. Возглавлял важнейший Высший совет национальной безопасности (ВСНБ), вел переговоры об иранской ядерной программе с европейскими государствами.

Хасан Роухани родился 12 ноября 1948 года в городе Сорхе остана Семнан на севере Ирана. С 12 лет получал религиозное образование. В 1969 году поступил в Тегеранский университет и в 1972 получил степень бакалавра в области судебного права. Учился в Каледонском университете в Глазго (Великобритания), где защитил диссертацию и получил учёную степень доктора философии (PhD) в области государственного права. Владеет арабским, английским, французским, немецким и русским языками.

Ходжат-оль-эслам (шиитский религиозный титул) Хасан Роухани, безусловно, - яркая, сильная, авторитетная личность. Как проявится его воля, знания, умение лавировать среди внешне- и внутриполитических рифов, покажет будущее. Возможно, не слишком близкое – развернуть уже набравшую ход при предыдущем президенте государственную машину в одночасье в любом случае не получится.

Источник: Голос России

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.