21 марта в результате взрыва террориста-смертника в мечети аль-Иман на севере Дамаска, погибло несколько десятков человек, в числе которых оказался и выдающийся мусульманский ученый шейх Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути. Также от взрыва погиб внук богослова. Президент Сирии Башар Асад и лидер мятежников Ахмед Муаз аль-Хатиб одновременно заявили о своей непричастности к теракту, а также взаимно обвинили в убийстве шейха и его учеников друг друга. «Открестился» от причастности в гибели аль-Бути и катарский идеолог сирийских оппозиционеров Юсуф аль-Кардави. Казалось бы, дело об убийстве одного из самых выдающихся суннитских ученых Сирии и мира может стать запутанным, однако на данный момент большинство интересующихся «сирийским вопросом» уже не сомневаются в том, чьи действия стали причиной гибели шейха.
Шейх аль-Бути – против любого проявления экстремизма, радикализма и насилия
Чтобы более точно разобраться в том, кому выгодно устранение Саида Рамадана аль-Бути, стоит напомнить, что за человек это был. На протяжении всей своей жизни шейх стоял на страже традиционного суннитского ислама от различных экстремистских группировок, прежде всего, салафитов. Известна критика идей «иконы» современного салафизма Насируддина Албани со стороны аль-Бути. Кроме того, перу ученого принадлежит книга «Салафизм – это благословенный временной этап, а не исламский мазхаб». Шейх Саид Рамадан аль-Бути являлся последовательным противником насилия как средства достижения политических целей. Свои взгляды по этому вопросу он изложил в вышедшей в 1993 году работе «Джихад в исламе».
Шейх Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути, несомненно, знал, что говорил и проповедовал – он являлся одним из наиболее уважаемых и знающих исламских ученых своего времени. В 1965 году аль-Бути стал доктором мусульманского права в самом авторитетном в мире исламском университете «Аль-Азхар» в Египте, до этого закончив шариатский факультет Дамасского университета. Именно с данным факультетом связана жизнь шейха аль-Бути. Там он сначала стал преподавателем шариатских дисциплин, а затем долгие годы работал деканом. На уроке по шариату в дамасской мечети аль-Иман и застала ученого смерть.
Помимо этого аль-Бути являлся имамом Мечети Омейадов в Дамаске, возглавлял Ассоциацию исламских ученых Леванта, состоял в высшем совете Оксфордской академии и ряде других престижных организациях.
К слову, перу шейха аль-Бути принадлежат не только труды по богословским вопросам, но и несколько философских сочинений, одним из которых является «Европа от техники к духовности. Проблема разрушенного моста». Несколько работ шейха переведены и на русский язык и используются в преподавании религиозных дисциплин.
Во время разгоревшейся в Сирии смуты Саид Мухаммад Рамадан аль-Бути выступал за мирное урегулирование конфликта. Будучи верным себе, шейх не мог принять агрессивных методов борьбы оппозиционных групп. Это не удивительно, так как многие из тех, кто противостоят сейчас Башару Асаду – никто иные, как герои книг аль-Бути, салафиты. Ученый не стеснялся раскрывать истинную природу сирийского протестного движения, указывая на его связи с западными странами, Катаром, Саудовской Аравией и даже Израилем, не жалел крепких слов в адрес «солдат» «Сирийской свободной армии». В результате у Саида Мухаммада Рамадана аль-Бути появилось множество врагов. По большей части, среди оппозиционеров и тех, кто этих самых оппозиционеров поддерживает. Ранее в адрес шейха слышались угрозы даже со стороны его коллег. Последние, в частности, озвучивал весьма примечательный персонаж, Юсуф аль-Кардави.
«Друг» шейха аль-Бути Юсуф Кардави
Господин Кардави, также уважаемый в определенных кругах катарский исламский ученый и «штатный» проповедник печально известного телеканала «Аль-Джазира», в своем обращении, касающемся смерти шейха аль-Бути заявил о том, что являлся его «другом», хотя и не разделял позицию сирийского аллима. Кроме того, Кардави отметил, что те, кто воюет против Асада, не могли убить шейха, да еще в мечети, так как они «не сторонники» насильственных действий по отношению к ученым, тем более в местах поклонения Богу. Катарский проповедник возложил вину в гибели аль-Бути на Башара Асада, предположив, что бывший декан шариатского факультета был устранен по причине возможного в будущем перехода в стан оппозиции.
Стоит отметить, что господин Кардави солгал. Сирийские оппозиционеры с удовольствием убивают духовных лидеров – суннитских, шиитских, алавитских и христианских, в том числе, и в храмах. Всего лишь через неделю после гибели аль-Бути мятежники казнили, причем жестоко, еще одного суннитского ученого шейха Хассана Сайфа ад-Дина. Шейх был обезглавлен, его тело выброшено на улицу, а голова насажена на минарет мечети, в которой он проповедовал. Хассан Сайф ад-Дин, также, как Рамадан аль-Бути, был последовательным противником насильственных действий по свержению действующей в Сирии власти. А несколькими месяцами ранее от рук боевиков пал другой суннитский шейх, Мохаммад Ахмад Ауф Садек из дамасской мечети Анас бен Малек. Число шиитских и алавитских ученых и проповедников, погибших от действий оппозиционеров в Сирии, и вовсе идет на десятки.
Неправда и то, что боевики «не трогают» мест поклонения Богу. Не говоря даже о христианских святынях, в обилии пострадавших от действий «Сирийской свободной армии» (что неоднократно отражалось на Iran.ru) и ее союзников из «Джаббат аль-Нусра» (иракский филиал аль-Каиды), имеется, как минимум одна видеозапись, где боевики радуются уничтожению «логова шиитов и рафидитов» в деревне Зарзур. Информацию о разорении шиитской хусейнии приводит и правозащитная организация Human Rights Watch.
Ложь Кардави и его, по крайней мере, косвенную вину в гибели шейха аль-Бути обличил, к примеру, такой видный мусульманский (к слову, тоже суннитский) богослов, имам иерусалимской мечети Аль-Акса, Салах ад-Дин абу Арафа. По словам имама, катарский проповедник должен наряду с исполнителями зверского теракта в Дамаске нести ответственность за смерть Рамадана аль-Бути.
Лояльные оппозиции «ученые» о гибели Саида Рамадана аль-Бути: косвенно и прямо
Примечательна также позиция Ассоциации исламских ученых Сирии, члены которой в заявлении, в ответ на гибель шейха аль-Бути отметили, что, несмотря на несогласие с шейхом, они осуждают взрывы в мечетях и убийства ни в чем не виновных людей. Эта организация, полностью лояльная оппозиции, как и Кардави, обвинила в гибели аль-Бути Башара Асада. Как на деле решают «религиозные вопросы» и «разногласия» представители сирийской оппозиции, мы видели выше. Странная в плане элементарной порядочности позиция для их верных «духовных слуг».
Шейхи из Саудовской Аравии, союзники в деле свержения Башара Асада, как оппозиции, так и Ассоциации исламских ученых Сирии, по крайней мере, выражают свои взгляды отрыто и честно. Например, Абу аль-Басир Тартуси назвал сирийского ученого «лжецом, который всю жизнь поддерживал правителей», отметив, что не жалеет о его смерти. При этом Тартуси выразил сожаление в связи с гибелью во взорванной мечети других мусульман. Порадовался гибели Рамадана аль-Бути и имам Запретной мечети в Мекке Абдул Рахман аль-Судейс. Великий ученый, по мнению имама, «муджахид на пути Сатаны». Свою радость этот суровый салафитский противник нововведений выразил… на собственной страничке в Facebook.
Поиск виновных
Кому же выгодно убийство шейха аль-Бути, столпа традиционного ислама и защитника Сирии от религиозного радикализма? Разве Башару Асаду, который оказался на переднем краю борьбы с означенным злом? Цитируя Булгакова, «не правильно ли думать, что с ним управился кто-то совсем другой»? Если официальные, имеющие ход к европейским и американским покровителям, лица сирийской оппозиции, а также лояльное ей духовенство еще делают какие-то попытки оправдаться, то низовой уровень «борцов с режимом», равно как и его саудовские вдохновители не затрудняют себя подобными «глупостями».
Сразу после смерти Рамадана аль-Бути стали появляться поистине «инопланетные» версии его смерти – то «дочь» шейха обвиняла многострадального Башара Асада в его убийстве, и угрозах изнасилованием своих сестер, то появились заявления о том, что Бути был расстрелян, а не взорван. К настоящему времени значительное количество бреда, появившегося в связи с гибелью ученого, опровергнуто, однако не сделано главное – до сих пор не найдены исполнители теракта. Вместе с тем, определенная надежда на возмездие есть. Башар Асад сразу же после убийства шейха заявил о том, что экстремисты будут стерты с лица земли солдатами армии Сирии.
Реакция мирового сообщества на убийство шейха аль-Бути
Негативная реакция на подлую расправу над ученым и его студентами сирийского президента была поддержана значительной частью мирового сообщества. Согласно заявлению МИД Ирана, данный теракт стал ничем иным, как преступлением против исламской религии и всего человечества. Представители ИРИ не сомневаются в том, что убийство шейха аль-Бути было спланировано американским и сионистским режимами, которые поставляют в регион оружие и готовят бойцов сирийской оппозиции. Официальный Тегеран также выступил с жестким осуждением чудовищного теракта в мечети аль-Иман. В специально опубликованном манифесте МИД Ирана осуждены также и остальные террористические акты в Сирии. Иран не только указал на сионистские, европейские и аравийские «корни» данного явления, но и, в духе погибшего Шейха, призвал воюющие стороны к диалогу. По мнению Тегерана, внимание всех мусульман и свободных людей мира должно быть привлечено вопиющим случаем расправы над мусульманским ученым. После таких инцидентов нельзя молчать, ибо, дальнейшее молчание может привести к продолжению подобных акций. Тегеран настаивает на скорейшем международном расследовании убийства и привлечении всех виновных к суровой ответственности.
Председатель Всемирной ассамблеи сближения исламских мазхабов айатолла Мохсен Араки назвал смерть шейха аль-Бути мученической, а советник Верховного лидера Ирана Мохаммад Али аль-Тасхири отметил, что его уход является большой утратой для исламского мира. Осудили убийство Рамадана аль-Бути и сирийские студенты, обучающиеся в России и Иране, и даже представители ливанской партии Хезболла.
Не выдерживают порой нервы и у зарубежных политиков недружественных Сирии стран, уделяющих внимание «сирийскому вопросу». Так, турецкий парламентарий, член Народно-республиканской партии Али Оз Гюндюз обвинил в причастности к гибели шейха аль-Бути не только не раз звучавшие в речах самого шейха Израиль, США, Катар и Саудовскую Аравию, но и собственное правительство, также активно поддерживающее сирийскую оппозицию.
Акции памяти и скорби по погибшему исламскому ученому прошли и в ряде европейских стран. К примеру, в Париже был организован целый митинг протеста против жестокого убийства. Выразить свою солидарность с позицией шейха пришли не только сирийцы, но и представители других общин Франции, а также коренные жители этой страны. Несколько подобных акций прошли и в России. В частности, в Грозном в Центральной мечети «Сердце Чечни» верующие совершили джаназа-намаз (т. е. заупокойную молитву) по мученически погибшему шейху. Пришедшие в тот день в мечеть граждане решительно осудили совершенное против аль-Бути и его учеников преступление.
Соболезнования родным и близким шейха выразил на своем официальном сайте и Совет муфтиев России. В опубликованном сообщении смерть аль-Бути названа печальной вестью, несмотря на то, что ни одной версии, относительно виновников происшествия, там не приведено. Стоит отметить, что сочувствие сирийцам, потерявшим Рамадана аль-Бути для наших сограждан – не пустая формальность. Уроки шейха посещали и многие российские студенты, обучавшиеся в Сирии исламским наукам. В этой связи уместно сказать, что многие российские мусульмане ожидали от Совета муфтиев России более выразительной позиции по поводу убийства этой масштабной личности.
Уже сейчас проводятся параллели между гибелью Саида Рамадана аль-Бути и трагической кончиной другого известного мусульманского лидера, уже российского, Саида-Афанди Чиркейского. В том и другом случае – взрыв, осуществленный смертником. Оба погибших – столпы исламской ортодоксии, борцы с ваххабизмом и салафизмом, сторонники диалога и противники насилия. В этой связи не лишним было бы задуматься об общих корнях двух преступлений и, возможно, общих «кукловодах» убийц…
После шейха аль-Бути…
К чему приведет гибель Саида Рамадана аль-Бути? Если говорить о тех, кто разделял взгляды шейха она, по выражению уже упомянутого айатолы Мохсена Араки, не только послужит консолидации всех приверженцев настоящего ислама в единый фронт, но и полной их победе над экстремистами и террористами, угрожающими жизням тысяч мирных граждан. Хочется верить, что жертва, принесенная шейхом аль-Бути будет не напрасной. Его убийство продемонстрирует истинное лицо, как сирийской оппозиции, так и ее союзников – режимов Катара, Саудовской Аравии, правительств США, Израиля и Турции. Гибель аль-Бути, как и других религиозных лидеров Сирии имеет шанс окончательно разделить в этой стране «добро и зло». Вопреки лжи, озвучиваемой, как повстанцами, так и союзными им медиа, такими, как телеканал «Аль-Джазира», правительство Башара Асада – не «кровавый алавитский режим», а орган, поддерживаемый народом этой страны, в том числе и его суннитской частью. Мученик, шахид аль-Бути – отнюдь не единственный крупный суннитский ученый, понимающий суть происходящего конфликта и не купившийся на призывы и посулы оппозиции. Не стоит забывать, что на тех же позициях стоит и муфтий Сирии Ахмад Бадр ад-Дин Хассун, которого не заставила изменить законному правительству страны даже гибель от рук боевиков собственного сына. Такие взгляды разделяются в САР многими богословами, политиками, военными и простыми гражданами.
А что же оппозиция? Что получает она, убив крупного религиозного лидера? Вне сомнения, огромное моральное (если подобные люди имеют понятие о морали) удовлетворение, перспективу запугивания, как простого населения Сирии, так и ее духовных лидеров, а также возможность продемонстрировать свою «силу». Кроме того, оппозиционеры лишаются сильного критика, знающего изнутри ситуацию в стране, сущность ее протестного движения и при этом имеющего огромный авторитет и обширные международные связи.
Однако устранение столь опасного идеологического противника, как аль-Бути, может стать тем грузом, от которого утлое суденышко сирийской оппозиции попросту затонет. Гибель шейха, возможно, окончательно даст понять всем здравомыслящим людям, не только в Сирии, но и во всем мире, то, что из себя представляют собой противники официального Дамаска. Боевики и бандиты, не просто оправдывающие насилие, а совершающие его, не просто проклинающие лучших людей страны, а убивающие их, не просто запугивающие ее население, а терроризирующие его, не могут долго пользоваться поддержкой граждан, обществ, режимов, хотя бы претендующих на цивилизованность. Возможно, именно с 21 марта 2013 года изоляция сирийского правительства постепенно пойдет на нет. В это очень хочется верить.
В завершение – небольшой постскриптум. Сирийские боевики, убившие Саида Рамадана аль-Бути, по-видимому, не считали его, человека, призывавшего к диалогу и взаимопониманию, умеренности и терпению, достойным себя мусульманским лидером. На днях салафитский шейх из Иордании Ясир аль-Аджлауни, объявил для восставших против Башара Асада «бойцов» захват и насилия над немусульманскими и несуннитскими женщинами «законной фетвой». Своим "блестящим" решением этот так называемый «богослов» дает каждому из нас понимание того, каким должен быть истинный духовный лидер для «бойцов» сирийской оппозиции. Если это станет понятно и значительной части общества стран, поддерживающих «борцов с режимом», «демократический» ореол оппозиционеров будет уничтожен, а мир в Сирии наступит очень быстро.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий