Кровавая гражданская война в Сирии и декабрьская война в секторе Газа заслонили ситуацию в Йемене, стране бывшей наряду с Египтом застрельщиком «арабской весны». Добровольно-принудительную отставку 28 ноября 2011 года президента Салеха и избрание в феврале 2012 года новым главой государства бывшего вице-президента Абду Раббо Мансура аль-Хади многие наблюдатели интерпретировали как пример демократического перехода в отличие от кровавого свержения Каддафи в Ливии и затянувшейся междоусобной войны в Сирии. При этом в действительности «мирный переход» маскирует распад страны на отдельные анклавы и вакханалию террора, используемую внешними игроками для закрепления своего военного присутствия в стратегически важном районе мира.
Действительно, новости из Йемена последние полгода читаются как фронтовые сводки. Приведем лишь некоторые из них: Президентская инаугурация 25 февраля прошлого года совпала с взрывом автомобиля, начиненного взрывчаткой в президентском дворце в Мукалле (юго-восток страны). В результате погибли 25 республиканских гвардейцев. В марте 2012 года отряды экстремистской организации «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП), вооруженные реактивными минометами и крупнокалиберными пулеметами, совершили нападение на базу правительственных войск около города Зинджибар, убив 185 солдат и ранив 70. Спустя некоторое время, 21 мая прошлого года во время военного парада в столице страны Сане в результате серии взрывов погибли 100 человек. Ответственность за теракты взяла на себя все та же «Аль-Каида». Чуть позже, 29 июля 2012 года генерал Али Мохсен аль-Ахмар, никому не подчиняющийся командир первой бронетанковой дивизии, сыгравшей большую роль в борьбе с Салехом, предпринял попытку захвата здания министерства внутренних дел. А совсем недавно 2 сентября в столице страны было совершено неудачное покушение на лидера Йеменской социалистической партии Саида Ноомана.
Истоки беспредела и хаоса
Вряд ли этот беспредел можно назвать торжеством стабильности и демократии. Но чтобы понять истоки йеменских неурядиц, необходимо обратиться к недавней истории страны. Йемен как единое государство образовался в 1990 году в результате слияния северной Йемена (Йеменской Арабской Республики) и южной части страны (Народно-Демократической Республики Йемен). К моменту образования оба региона прошли разный исторический путь и существенно отличались друг от друга. ЙАР появилась в результате переворота офицеров-республиканцев 1962 года, свергших власть шиитского имама Саны, фактически бывшего абсолютным монархом. Южный Йемен после изгнания английских колонизаторов в 1967 году стал единственной в полном смысле социалистической страной Арабского Востока. Правившая в Адене Социалистическая партия провозгласила марксизм-ленинизм направляющей идеологией, а военное и экономическое сотрудничество с Советским Союзом было столь тесным, что НДРЙ иногда в шутку называли «шестнадцатой республикой» СССР. Если в северной части страны преобладали консервативные настроения, и было велико политическое влияние Саудовской Аравии, то для южан были свойственны светскость и свободомыслие. До сих пор многие северяне в частных беседах называют южан «неверными», а их женщин «падшими». Южане же характеризуют северных соплеменников как «мракобесов» и «воров», припоминая разграбление северойеменскими частями Адена в 1994 году.
В 1990 году, когда советская поддержка режимам третьего мира сошла на нет, йеменские социалисты подписали соглашение об объединении с ЙАР. Соглашение предусматривало равное участие в управлении страной для сторонников Али Абдаллы Салеха и правивших на юге марксистов. Однако на практике оно не выполнялось, что вызвало кровопролитную трехмесячную гражданскую войну 1994 года. Салех вышел из войны победителем и установил в стране диктатуру, опиравшуюся на союз военной элиты, шейхов племенной конфедерации Хашид и умеренных исламистов из партии «Ислах». Последняя традиционно поддерживается Саудовской Аравией и чрезвычайно близка по своей идеологии к движению «Братьев-мусульман». Однако к 2011 году нежелание президента делиться властью оттолкнуло от него исламистов, а непомерные коррупционные аппетиты семьи Салехов вызвали раскол в генералитете. В результате сложился парадоксальный антисалеховский союз недавних заклятых врагов: исламистов и социалистов.
Шииты и сунниты Йемена
К политическому расколу прибавился и религиозный. Северные, наиболее бедные, районы страны населены шиитами-зейдитами, составляющими треть населения Йемена. В 90-е годы прошлого века йеменские шииты пользовались покровительством президента страны Али Абдаллы Салеха, снабжавшего их оружием и поощрявшего ограниченную автономию на севере страны с центром в городе Саада. Однако, начиная с 2004 года, ситуация изменилась. Зейдиты вполне обоснованно обвиняли центральное правительство в пренебрежении к своим нуждам и расхищении государственных средств, которые должны были идти на развитие их районов. Шииты, не раз поднимавшиеся на борьбу против правительства, отстаивая свои права, в очередной раз взялись за оружие в мае 2009 года. Повстанцы довольно быстро заняли города Саада, аль-Гауф и Амран. Причем, гарнизоны этих городов просто разбежались, что красноречиво говорит о параличе власти в Йемене. В ходе военной операции, проводившейся правительственными войсками против шиитов, начиная с августа 2009 года, было убито 3800 гражданских лиц и солдат, ранено 16000, а 178000 мирных жителей стали беженцами. Восстание шиитского клана аль-хауси вызвало большую обеспокоенность в Эр-Рияде, где опасались, что оно может перекинуться на спорные районы, отошедшие к Саудовской Аравии. Королевский дом Саудов совершенно не готов получить на своих южных границах зону перманентных боевых действий. Кроме того, большинство населения в этих районах составляют шииты, подвергающиеся преследованиям со стороны ваххабитского режима королевства. Саудовский спецназ стал осуществлять наземные операции, а саудовская авиация – бомбардировки позиций шиитов. Отчасти это объяснялось тем, что йеменские летчики отказывались бомбить шиитские населенные пункты. В настоящее время зейдиты, решив рассчитывать на собственные силы, установили на севере страны полунезависимый анклав.
Пылающий Юг
Еще более опасная обстановка сложилась на юге страны. По данным ряда экспертов, около трети южан поддерживают сепаратистское движение «Харакат», выступающее за отделение Южного Йемена от Северного и воссоздание НДРЙ. Лидером сепаратистов является последний президент НДРЙ Али Салем аль-Бейд, проживающий в эмиграции. Еще в 2009 году аль-Бейд объявил об аннулировании всех соглашений 1990 года о создании единого государства. Разумеется, этот шаг имел больше демонстративное и пропагандистское значение, так как даже сторонники опального президента в Йемене не стали начинать после этого процесс отделения, но он, безусловно, свидетельствовал о глубине противоречий. В настоящее время «аль-Харакат» является единственной йеменской партией, отклонившей предложение президента Хади о проведении национального диалога.
Еще одна треть населения Юга находятся под влиянием «Аль-Каиды», вооруженные формирования которой контролируют целую провинцию Абъян. В свою очередь, Йемен для «Аль-Каеды» остается важным стратегическим пунктом, который используется как для подготовки боевиков, так и для их «транзита» в другие регионы. Уместно будет напомнить, что йеменские муджахеды принимали участие в боевых действиях на Северном Кавказе. Йеменские исламисты небольшими группами приезжали через Саудовскую Аравию в Закавказье, а оттуда — на Северный Кавказ. Наряду с участием в военных действиях против федеральных войск, выходцы из Йемена сыграли не последнюю роль в пропаганде идей исламского фундаментализма на Кавказе. Около 50 боевиков из Йемена принимали участие в боевых действиях на Северном Кавказе, в их числе такие известные фигуры, как Абуль Аль-Валид Аль-Гамиди и Абу Умар Ас-Сейф, ликвидированные федеральными силами России четыре года назад. В Йемене при поддержке представителей партии «Ислах» с середины августа 1999 г. в Сане, Макалле, Ибе, а также в провинциях Лахедж и Махра начали действовать пункты вербовки наемников для участия в боевых действиях на Северном Кавказе. Каждому было обещано вознаграждение в размере 100 долларов в день.
Один из лидеров АКАП Тарик аль-Фадли объявил себя «эмиром Адена-Абъяна» и командует мини-армией численностью в 600 человек. Всего же в тренировочных лагерях «Аль-Каиды» на юге находятся несколько тысяч человек. Следует отметить, что по единодушному мнению многих экспертов-международников в усилении террористов в Йемене больше всего повинны бывший президент Салех и его окружение. Именно Салех в ходе гражданской войны с социалистами в 1994 году вооружил отряды исламистов. Позже боевики «Аль-Каиды» не раз получали оружие со складов правительственных войск. Существование террористической угрозы до поры до времени было выгодно йеменскому диктатору, позволяя ему требовать новую военную и финансовую помощь от Запада. Однако, в конце концов, игра с огнем принесла закономерные результаты.
Где террор – там США и Саудиты
Террористическая угроза в Йемене активно используется США для усиления своего военного присутствия в этом стратегически важном регионе земного шара. В 2000 году правительство Йемена согласилось на размещение базы американских войск специального назначения на острове Сокотра и станции радиоэлектронной разведки под Саной. Кроме того, в январе 2011 года в ходе визита в Йемен госсекретаря США Хиллари Клинтон были достигнуты договоренности о размещении подразделений спецназа США и Великобритании в Маарибе, Шабуа и Хадрамауте.
Представляется, что развертывание американского военного присутствия происходило не в целях борьбы с международным терроризмом, а в контексте овладения контролем над Индийским океаном. Йемен является ключевым пунктом с точки зрения господства над оживленными морскими путями, проходящими из Красного моря в Индийский океан. Этот фактор заставляет американскую дипломатию вмешиваться в ситуацию в этой древней аравийской стране. На важность прибрежных государств Индийского океана от Йемена и Сомали до Мьянмы для американской стратегии в двадцать первом веке регулярно указывали ведущие стратеги Пентагона. Активность «Аль-Каиды» вкупе с загадочным сомалийским пиратством представляет удобный предлог для того, чтобы овладеть важнейшими международными коммуникациями.
Двусмысленную роль в йеменском конфликте играет и Саудовская Аравия. В результате последнего договора 2004 года Эр-Рияд получил суверенное право на три спорные с Йеменом территории: Наджран, Джизан и Асир. Но «ползучая экспансия» саудитов на этом не закончилась – в настоящее время «министерство по делам Йемена» КСА активно финансирует и раздает саудовские паспорта шейхам племен в провинциях Саада, Сана, Хага и Дамар. В проектах королевского дома Саудов — создание транспортного коридора через йеменские территории к побережью Индийского океана для создания альтернативы в случае обострения ситуации в Персидском заливе.
Вплоть до весны 2012 года Эр-Рияд поддерживал попеременно то Салеха, то своих друзей из «Ислаха». Причем делалось это так, чтобы не допустить победы какой-либо из сторон. В настоящее время складывается впечатление, что Саудовской Аравии не нужен Йемен как единое государство. Ваххабитское королевство стремится искусственно сдерживать развитие этой страны, рассматривая йеменцев в качестве потенциальных соперников. Это подтверждается тем, что саудиты, пользуясь баснословными нефтяными доходами, оказывают мизерную помощь в буквальному смысле голодающему населению Йемена.
Но помимо прочих причин одним из «двигателей активности» Эр-Рияда в Йемене является противостояние все возрастающей роли и влиянии Ирана в регионе или «попыткам усиления Ирана в регионе», если следовать официальной саудовской терминологии. Однако, при этом вразумительных доказательств таких «попыток» ни саудиты, ни их сторонники в Йемене так и не привели. На сегодняшний день есть сведения о том, что Иран и движение Я. Хути (йеменские шииты) имеют определенные контакты. Но прямых доказательств того, что эти контакты оборачиваются помощью оружием или деньгами до сих пор никем не представлено. Другой аргумент об «иранском влиянии» - это связи между Хути и Хизбаллой. Однако, история этих связей прослеживается с 1991 года и до сих пор сколько-нибудь значительной помощи от Хизбаллы ни Хути, ни шиитская партия «Верная молодежь», которая составляет основную боевую структуру шиитов-зейдитов, не получали.
Если тезис об «иранском проникновении в Йемен» выглядит неубедительно, то присутствие саудовских «силовиков» и финансовые затраты Королевства – вещь вполне себе реальная и масштабная. На сегодняшний день против йеменских шиитов неофициально воюет около 1000 саудовских военнослужащих. А на финансирование правительственных войск Королевство тратит примерно $5 миллионов ежемесячно (!). Кроме того, с 2009 года Саудиты приступили с помощью специалистов из ФРГ к оборудованию своей границы с Йеменом. 1500 км пустыни, с электронными датчиками и инженерными сооружениями – весьма дорогое удовольствие. Но вполне окупаемое – ведь обустройство проходит в «районах нестабильности» и по тем точкам, которые саудиты устанавливают самостоятельно, не особо утруждая себя переговорами с официальными лицами Йемена.
В настоящее Йеменская республика является одной из беднейших стран мира. 800 тысяч йеменских детей голодают. Треть населения страны страдает от недоедания. Экономика, лежавшая на боку еще при Салехе, вплотную подошла к полному развалу, о чем свидетельствует уменьшение ВВП страны в два раза в 2012 году. Помимо всего прочего правительство Саудовской Аравии в 2004 году ввело для граждан Йемена въездные визы, что затрудняет их прибытие на заработки к богатым соседям. В то же время именно Йемен является колыбелью арабской культуры. Было бы более справедливо, если бы нефтяные богатства Аравии служили на пользу всем населяющим ее народам. Пока же вмешательство США и ССАГПЗ (Совет сотрудничество арабских государств Персидского залива) означают лишь раздувание и интернационализацию внутриполитического конфликта в Йеменской республике.
***********
Уже давно на землю Йемена пришли кровавый хаос и война всех против всех. Вряд ли предотвратить ее помогут рейды саудовского спецназа и американские дроны, ведущие бомбардировки лагерей «Аль-Каиды», в результате которых гибнет почему-то мирное население. Независимые наблюдатели давно сделали вывод о том, что к обсуждению и урегулированию ситуации необходимо привлечь международных посредников, в число которых обязательно должны войти ЛАГ, Иран, США и Россия.
В рамках проекта «Кипящая Аравия»
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий