Глобализация экономики и внешняя политика Ирана

19 июня 2012
A A A


Изменения происходившие на мировой арене и начале ХХ1 века вынудили государства мира пересмотреть свое отношение к миру в целом, и к внешней политике в частности. Глобализация экономики и либерализация принципов и норм мировой торговли оказали огромное влияние на внутреннюю жизнь и на международное положение многих государств и объектов международной политики. В этих условиях развитие новой концепции внешней политики становится очевидным. Новая внешняя политика должна в первую очередь учитывать экономические аспекты, интересы государства в области внешней политики. Политика в области внешней торговли должна стать одним из главных направлений внешнеполитического курса страны. Иранская дипломатии в равной степени должна служить интересам сохранения территориальной целостности, а также учета торговых интересов Ирана. Движение в направлении глобализации экономики началось в Иране по рекомендации Всемирного банка и Международного валютного фонда еще с 1990, после завершения многолетней войны с Ираком, которое сопровождалось приватизацией и либерализацией многих сфер экономики страны, в первую очередь торговли. К большому сожалению, многие мероприятия по либерализации экономической жизни тогда были проведены поспешно, без предварительного изучения ситуации и состояния экономики, в ходе проведения которых были допущены отдельные ошибки и просчеты. Статистика показывала, что либерализация импорта привела к резкому подъему объемов импорта и увеличению размеров государственного долга Ирана. По данным Всемирного банка на тот момент он достиг астрономической суммы – 50 млрд. долларов. Страна была вынуждена в счет погашения кредитов и процентов к ним направить 50% дохода от реализации нефти и других нефтяных товаров. Впервые правительство Ирана обратилось в международные финансовые структуры о реструктуризации иранского внешнего долга и выплат по ним. Уменьшение объемов валютных поступлений стало причиной уменьшения объемов иностранных капиталовложений в экономику страны. К примеру, если в 1999 году индекс развития капиталовложений в экономику страны составил 5%, то в 1992-1997 годах, этот показатель колебался в пределах 5-7%, в 1995 году среднегодовые темпы экономического развития составляли 2,97%, а в течение предыдущих 9 лет (1992-2000) среднегодовые темпы прироста иранской экономики составляли всего 0,87%. Уровень инфляции в 1995 году составил 35,2%, а в 1996 году 49,4%. Политика урегулирования экономической жизни страны в первые годы реформ резко ухудшила экономические показатели, и руководство страны было вынуждено ввести ограничения на ввоз товаров (импорт) в страну. В целом осуществление программы либерализации экономической жизни Ирана, проводимой в целях сближения экономики страны с мировой экономикой, имела для Ирана трагические последствия. С другой стороны необходимо осознать, что вхождение страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) предполагает наличие у нее развитой экономики как необходимого условия для обеспечения конкурентоспособности продукций национальной экономики на мировом рынке. Для экономики Ирана существуют определенные преграды на пути вступления страны в эту международную организацию. Открытость экономики Ирана, повышение экономического потенциала страны и укрепления экономических и социальных структур могут способствовать сохранению и защите национальных интересов страны в условиях глобализации. Только в этом случае вступление Ирана в ВТО даст положительные результаты, а игнорирование этих вероятных последствий может привести в дальнейшем к возникновению кризисных ситуаций в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Развитие равноправных экономических отношений с развитыми в экономическом и технологическом плане странами мира является вторым важным условием. Только равноправные связи отвечают национальным интересам Исламской Республики Иран. Поддержание стабильных политических и экономических связей с менее развитыми странами мира не может оказать негативное влияние на экономику Ирана, но с другой стороны, такие связи не обеспечат достаточно динамичное и стабильное развитие национальной экономики. Глобализация открывает новые возможности для динамично развивающейся экономики Ирана, имеющей большой потенциал увеличения промышленного производства. Снижение тарифов способствует преодолению препятствий на пути развития импорта в страну. С другой стороны политика снижения и унификации тарифов приведет к повышению конкурентоспособности импортируемых товаров на внутреннем рынке, что чревато для национальной экономики. Как было выше отмечено, после 1998 года Исламская Республика Иран в своей внешнеполитической деятельности особо акцентировала внимание на экономические аспекты. Проблему сближения национальной экономики с мировой экономикой невозможно решать без привлечения иностранных инвестиций, участия других стран в развитии современных, наукоемких и высокотехнологических отраслей промышленности, укрепления международного доверия, развития культурных связей между государствами, внедрения новых передовых технологий и активного участия Ирана в деятельности региональных и международных организаций и на перспективе получения статуса члена Всемирной торговой организации (ВТО). Несмотря на предпринимаемые шаги руководством ИРИ в деле сближения экономики страны с мировой экономикой, эти шаги осуществляются с большой осторожностью, поскольку сам процесс слияния с мировой экономикой имеет длительный характер. Но все, же основные шаги на этом пути уже сделаны: - приватизация государственного сектора экономики и сокращение государственного бюрократического аппарата; - координация экономической политики с деятельностью международных финансовых структур; - создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиции. В век взаимной зависимости государств осуществление внешней политики, направленной на приоритет внутренних экономических задач может привести к ситуации, когда государства не смогут использовать все возможности глобализации, препятствовать увеличению разрыва в технологическом развитии и в целом ослаблению международных позиций стран. С другой стороны глобализация эта такая реальность, которую невозможно игнорировать. Необходимо идти навстречу глобализации, отказ от использования плодов глобализации означает еще большее отставание и изоляцию. Глобализация экономики и взаимная экономическая зависимость внесла определенные коррективы в подходах и практике осуществления внешней политики, которая опирается главным образом на экономические факторы при решении международных проблем и отношений между государствами. Исламская Республика Иран в целях установления и развития экономических отношений с соседними странами, в том числе с государствами Центральной Азии, а также с Европейским сообществом и ведущими государствами мира, укрепления доверия страны на международной арене проводит политику отказа от противостояния и конфронтации и осуществляет политику взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами. Следует также отметить, что на первом этапе осуществления нового внешнеполитического курса достигнутые первые успехи имели политический характер. Продолжение этого курса – развитие экономических и торговых связей Ирана с другими странами способствовал укреплению позиций Ирана на международной арене. Проведение политики позволило ослабить напряженность в отношениях с рядом государств, отвечало интересам безопасности и стабильности в регионе и создало условия для развития взаимовыгодных экономических связей Ирана со всеми государствами мира. Глобализация и политика ИРИ в области прав человека. Внешняя политика государства опирается на Конституцию, основные цели и идеалы этой страны. Принимая во внимание значимость принципов уважения прав человека, с учетом исламских ценностей, Конституция ИРИ законодательно закрепляет основные нормы и принципы соблюдения прав человека и определяет права человека как один из определяющих принципов внешней политики страны. Другим важным идеалом исламской революции считается защита всех освободительных движений, и этот принцип закреплен в Конституции страны, являющийся символом солидарности иранского народа с движением народов мира за независимость и свободу, в том числе от диктаторских режимов. Отсутствие дипломатических связей Ирана с расистским режимом в Южной Африке в годы господства апартеида и оккупационным режимом Израиля является свидетельством применения этого принципа на практике дипломатических сношений Ирана. Установление и развитие отношений с государствами и правительствами новых независимых государств, провозглашенных по воле народов этих стран, также является проявлением уважения и соблюдения Ираном принципа защиты прав человека на международной арене. Исламская Республика Иран в своих отношениях с внешним миром провозглашает идеи социальной справедливости, борьбы против всяких проявлений гнета и тирании, уважения свободы и достоинств личности и защиты интересов угнетаемых народов во всем мире. Эти ценности лежать в основу внешней политики ИРИ. Каждая из этих идей на практике означает защиту прав человека на международном уровне, но основу идеи защиты прав человека составляет защита прав и интересов всех мусульман, развитие отношений с демократическими режимами, поддержка борьба угнетенных народов против угнетаемых кругов и т.д. Как было отмечено выше принципы защиты прав человека отражены в Конституции ИРИ и лежать в основу внешнеполитической деятельности страны, а в условиях глобализации и повышения интереса мировых сообщества к вопросам соблюдения прав человека во всем мире, ИРИ ставит перед собой цель активно участвовать в деятельности международных организаций по правам человека. Кроме того Иран на международном уровне заявляет о своем видении проблемы прав человека, сущность которой заключается в одностороннем подходе Запада в вопросах прав человека, когда проблема прав человека, по сути, рассматривается западными странами с позиций западной культуры и права. С другой стороны Исламская Республика Иран, начиная с 90-х годов прошлого столетия, в своей внешнеполитической стратегии опирается главным образом на ведение активной внешнеполитической деятельности, в том числе активно участвует в работе международных организаций. Если в первые годы после победы исламской революции руководство Ирана проводило курс на отстранение от решения международных проблем и пассивного участия в работе международных организаций, то начиная с 90-х годов прошлого столетия такая политика уже не могла отвечать интересам страны. Что касается нового понимания постановки вопроса о правах человека, ИРИ выступает за преодоление одностороннего западного подхода к этой проблеме, вопросы прав человека должны быть рассмотрены с позиций культуры всех народов, они должны иметь универсальный и всеобщий характер, отвечать интересам всех народов мира. Именно по этой причине ИРИ принимает активное участие в работе Совета по правам человека Организации Объединенных Наций. После завершения «холодной войны» ряд государств, в том числе Исламская Республика Иран выступали против общемировой постановки проблемы прав человека. Среди этих стран Иран занимал самую активную позицию. Иран рассматривал проблему вынесения вопросов соблюдения прав человека на международный уровень попыткой западных стран навязать другим странам свое понимание, и тем самым, диктовать им правила поведения на международной арене, а также средством внедрения западной культуры и западного образа жизни. В конференции ООН по правам человека, проходившей в Вене в 1993 году иранская делегация заявляла: «Иран выступает за серьезную и глубокую по сути полемику по вопросам прав человека, поскольку главная проблема западных стран заключается в их одностороннем понимании прав человека, и по этой причине им не удалось выработать всеобщую идею, поддержанную бы другими странами». Далее иранская делегация заявила: «Запад желает одновременно выступить в качестве арбитра, судьи и прокурора и присяжных заседателей по вопросам прав человека. Запад также выступает в качестве законотворческого органа, в руках которого находится право комментировать этот закон». Иран выступает за изменение сущности постановки проблемы прав человека, поскольку существующие правовые нормы, регулирующие права человека были разработаны в условиях усиления противостояния между Западом и Востоком, в период «холодной войны», и это противостояние оказало влияние на понимание этой проблемы. К примеру, Всеобщая декларация прав человека была принята в 1948 году, многие положения которой морально устарели. Исходя из этого, Иран выступает за разработку новых вариантов и редакций основополагающих международных правовых документов, регулирующих права человека, положения этих международных документов не должны представлять собой догму, необходимо разработать систему, в которой, вместо полемики и противостояния существовала атмосфера сотрудничества и взаимопонимания. Усилия ИРИ на международной арене направлены на новую остановку вопроса о правах человека, освобождения ее от западного диктата и западного образа мышления, с тем, чтобы проблема прав человека отвечала интересам всех народов мира и не стала орудием возмездия Запада для достижения мирового господства. Использованная литература: Фахри Мехди. Джахони шудане сиясате хориджи бо токид бар джумхури-е ислами //«Фаслнома-е сиясате хориджи», 1379, №2 – С. 576. Такави М. Ирон дар остона-е њазора-е саввуме милоди // Фаслнома-е Пажухишнома-е иктисади, 1380, №3. – С. 11-12. Такави М. Манофе-и милли ва джахони шудан // http: // www.nashrieh –nameh. com. Мавлоно Хайдар. Дипломаси-наме. Техран: Нашре джумхури-е Иран, 1387, С. 9-10. Закириан М. Хукуке башар дар хазора-е джадид. Техран: Хамшахри,1380.- С. 63.
Хасан Зухраи, политолог (Иран), <i>Специально для Iran.ru</i>

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.