08 июня 2012
Соединенные Штаты оказались перед интересным дипломатическим выбором в Южной Азии. Вашингтон, несомненно, порадовало недавнее решение Туркменистана взять на себя обязательства по поставке природного газа транзитом через Афганистан в Индию и Пакистан, но если Вашингтон хочет реализовать свое желание по развитию и укреплению связей между Центральной и Южной Азией, то американским политикам придется найти способ каким-то образом обойти два камня преткновения на этом пути, а именно Иран и Шанхайскую организацию сотрудничества. Основная проблема США выглядит следующим образом: Вашингтон намерен и впредь оказывать давление на Иран в надежде заставить его свернуть свою ядерную программу; вместе с тем, политика сдерживания по отношению к Ирану в ее нынешнем виде может стать помехой на пути дальнейшей стабилизации ситуации в Афганистане. В настоящее время центральным элементом американской стабилизационной стратегии для Афганистана являются планы по превращению этой истерзанной войной страны в центр региональной торговли. Соглашение о поставках газа с Туркменистаном, подписанное в конце мая, знаменует собой существенный шаг вперед в данном направлении. Однако следует отметить, что на пути реализации проекта «Нового Шелкового пути» лежит немало ловушек. Похоже, что если США намерены сохранить преданность своей стабилизационной стратегии в Афганистане, то им придется проявить немного гибкости по отношению к Ирану. На данном конкретном этапе и Пакистан, и Индия не склонны следовать примеру США в деле изоляции Ирана. У Пакистана, без сомнения, на данный момент не слишком складываются отношения с США. Пакистан уже поставил в известность, что хоть он и принимает участие в трубопроводе ТАПИ, связывающем Туркменистан со странами Южной Азии, Исламабад не намерен отказываться от реализации ирано-пакистанского трубопровода. Американские власти категорически настроены против последнего проекта. Пакистан же придерживается иранского маршрута по двум причинам: во-первых, Исламабад хочет укрепить впечатление, что он проводит самостоятельную внешнюю политику, и, во-вторых, он уже взял на себя определенные экономические обязательства в связи с данным проектом. Согласно предварительному условию, если до конца 2014 года Пакистан не введет в эксплуатацию ирано-пакистанский газопровод, то ему придется выплатить Тегерану серьезную неустойку. Нью-Дели также не настроен радикально сокращать уровень своего нынешнего взаимодействия с Ираном. Это со всей очевидностью проявилось в ходе недавнего визита делегации иранских деловых кругов, которые заключили с Индией соглашение о закупках партий сахара, риса и соевых бобов, а также выразили желание активно расширять двустороннюю торговлю. Помимо всего прочего, 31 мая в Нью-Дели прибыл с визитом министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи, чтобы пригласить премьер-министра Индии Манмохана Сингха на предстоящий саммит неприсоединившихся стран, который должен пройти в августе в Тегеране. В ходе визита глава внешнеполитического ведомства Ирана обсудил также и такие другие вопросы, как обход санкций Запада в отношении Ирана и совместные действия по борьбе с пиратством в Аденском заливе. Соединенные Штаты должны также принять в расчет амбиции Индии в отношении Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) – региональной организации государств, в которой доминирующую роль играют Китай и Россия. Организация провела свой ежегодный саммит 6-7 июня. Индия имеет статус наблюдателя в ШОС и не теряет надежды в один прекрасный день стать полноправным членом организации. Нью-Дели намерен использовать данную организацию как средство построения экономических отношений с другими странами-участницами ШОС, включая Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Следует также отметить, что и Иран ткже имеет статус наблюдателя при ШОС. Данная организация давно испытывает подозрения на счет стратегического присутствия США в Центральной Азии и в прошлом недвусмысленно заявляла о своем желании, чтобы войска США покинули пределы региона. Военное командование США аналогичным образом враждебно настроено по отношению к попыткам ШОС играть первую скрипку в деле обеспечения безопасности в Центральной Азии. Как американские политики отреагируют на активное взаимодействие Индии с ШОС, остающейся при этом важной составляющей планов Вашингтона по стабилизации ситуации в Афганистане, покажет время. Вплоть до последнего времени ШОС не являлась одним из факторов в дискуссиях по поводу стабилизации в Афганистане. Но решением состоявшегося на днях в Пекине саммита ШОС Афганистан получил статус наблюдателя при этой организации. Соответствующее решение было зафиксировано в декларации глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Руководители высокого ранга государств-членов ШОС в последние дни намекали на наличие у них желания, чтобы ШОС взяла на себя обязанности по стабилизации ситуации в Афганистане. Учитывая расхождения в программах ШОС и США/НАТО, подключение Афганистана к работе ШОС может серьезно осложнить процесс реконструкции страны согласно планам Вашингтона. Все эти события поднимают целый ряд серьезных вопросов: действительно ли подключение Южной и Центральной Азии является химерой без участия Ирана? Как Нью-Дели будет балансировать между Вашингтоном и Тегераном? И если ШОС подойдет вплотную к Кабулу, придется ли США пересматривать свои планы в отношении Кабула?
Тривидеш Сингх Майни, <i>сотрудник исследовательского фонда The Observer Research Foundation</i>
Источник:
Eurasianet.org
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий