Особенности российско-иранских отношений в период президентства М.Ахмадинежада

31 мая 2012
A A A


В Институте Востоковедения РАН 14 мая 2012 г. прошла научная конференция "Особенности политики ИРИ в период президентства Ахмадинежада" Предлагаем вниманию доклад Х.М.Махдияна (Посольство ИРИ) "Особенности российско-иранских отношений в период президентства М.Ахмадинежада" В период нахождения у власти Мохаммада Хатами гибкость Ирана в вопросе о его ядерной программе и почти двухлетняя приостановка работ по обогащению урана остались без внимания и не были должным образом оценены США и Европой. Напротив, увеличился объем и масштаб претензий «шестерки» к иранской ядерной программе, и пополнился список их вопросов к Ирану. С самого начала они заявляли, что поскольку Иран не информирует МАГАТЭ о некоторых видах своей деятельности в области атомной энергетики, то он должен приостановить процесс обогащения, строительства центрифуг и любые исследования в атомной области. При этом Соглашение о нераспространении ядерного оружия не являлось критерием при вынесении ими суждений, и им не было дела до содержания этого документа. Они продолжали пользоваться теми же приемами, которые годами практиковались ими на международной арене, и были убеждены в том, что поскольку Израиль, Пакистан, Индия и даже Северная Корея не являются членами Соглашения по ДНЯО, то они могут чувствовать себя в безопасности от любых инспекций и требований мирового сообщества. И совсем другое дело Иран. Они также никогда не спрашивали у Израиля, почему и на каком основании он в течение нескольких десятилетий отвечает ракетами и напалмовыми бомбами на камни, брошенные в его сторону палестинскими подростками? Они не задавались такими вопросами, поскольку знали, что Америка своим вето в зародыше задушит любые претензии мирового сообщества к израильскому режиму по поводу его чудовищных атак и нападений на палестинцев. Что касается России, то тут следует сказать, что эта страна, издавна имевшая хорошие отношения с исламскими и арабскими странами и в трудные времена всегда спешившая на помощь арабским государствам, в отношении Израиля также проявляет сдержанность и терпимость. Этому есть свои причины. Одна их них – это миллионная еврейская диаспора, которая до и, особенно, после развала СССР эмигрировала в Израиль. Зачастую эти эмигранты проявляют даже больше нетерпимости по отношению к соседям-арабам, чем другие евреи, и являются ярыми сторонниками строительства еврейских поселений на палестинских территориях. Другой причиной стала недооценка бывшего Советского Союза некоторыми арабскими странами, такими как Египет, наблюдавшаяся в начале 70-х годов прошлого века, что, в конце концов, вынудило советских руководителей возобновить политические отношения с Израилем. Сегодня мы также наблюдаем, что когда израильские лидеры приезжают в Россию, одной из основных тем их переговоров с российским руководством является иранская ядерная программа. Возможно, что российская сторона и напоминает Израилю о наличии у него ядерного арсенала, однако в России сильно израильское лобби, и некоторые российские СМИ, имея еврейских хозяев, склонны гиперболизировано подчеркивать сионистскую политику Израиля по вопросу об иранской ядерной программе, и в ряде случаях повторяют то, о чем пишет западная пресса. Последствием всех этих событий стала глубокая обида народа Ирана в связи с использованием Западом политики двойных стандартов в отношении иранской ядерной программы, завершившаяся тем, что на президентских выборах 2005 года победу одержал Махмуд Ахмадинежад, позиционировавшийся в качестве политика, который займет более жесткую позицию в отношении США и Европы. Не будем забывать, что именно в период президентства Мохаммада Хатами американцы начали использовать риторику, включавшую в себя такие выражения, как «ось зла» или «страна-изгой» по отношению к Ирану. Новый президент Ирана с первых дней своей работы сделал ставку на активизацию отношений с Россией во всех областях. Россия также была заинтересована в развитии отношений с Ираном. Визит президента Владимира Путина в Тегеран в 2007 году для участия в саммите глав прикаспийских государств и его встречи с Духовным лидером и президентом Ирана открыли новую страницу в отношениях между двумя странами. С уходом В. Путина с поста президента Российской Федерации у иранцев появилось ощущение, что новое руководство России, скорее всего, питает большую склонность к Западу. Постепенно это «шестое чувство» начало приносить реальные плоды. Несмотря на то, что России было известно о том, что Иран не занимается военной ядерной программой, она, наряду с другими странами «шестерки», начала по различным поводам заявлять, что в иранской ядерной программе содержатся неясные моменты, которые вызывают беспокойство мирового сообщества, в том числе России. Россия была сильно огорчена тем, что Иран не продемонстрировал немедленной реакции на ее предложение относительно обогащения иранского урана в России с последующей отправкой его во Францию для окончательной доработки с целью помещения в топливные стержни. У Ирана никогда не было сомнений относительно обязательств России по обеспечению топливом иранских АЭС. Однако в данном случае к решению этого вопроса подключалась Франция, к которой Иран не испытывал доверия, поскольку Франция в прошлом не выполнила своих обязательств по отношению к Ирану в связи с ядерным топливом. Иран не испытывал доверия также ни к США, ни к европейской тройке в ядерном вопросе, так как знал, что целью этих стран является свержение исламского строя в Иране. Однако в течение всех этих лет Россия в глазах Ирана всегда обладала позитивным и высоким статусом, и Иран всегда рассчитывал на помощь со стороны России. Даже в тех случаях, когда Россия вместе с другими членами Совета Безопасности голосовала за резолюции, вводившие антииранские санкции, Иран не демонстрировал негативной реакции на эти действия России. Кроме того, Иран знал о том, что Россия по ряду причин не только не поддерживает полное членство Ирана в Шанхайской Организации Сотрудничества, но и является одним из главных инициаторов плана, согласно которому ни одно из государств-наблюдателей этой организации, в отношении которого была принята резолюция Совбеза, не может претендовать на полное членство в ШОС. В 2010 году усилился критический настрой России по отношению к ядерной программе Ирана, и российские официальные лица использовали различные поводы для того, чтобы подвергнуть критике позицию Ирана, обвиняя его в недостаточном уровне сотрудничества с МАГАТЭ. Эта критика достигла своего апогея 12 июля 2010 года во время выступления Президента Российской Федерации Д. А. Медведева на совещании послов. Однако Президент Медведев не удовольствовался этим и 22 сентября того же года во исполнение резолюции № 1929 Совета Безопасности ООН выпустил указ, запрещавший поставку в Иран противовоздушных комплексов ЗРК С-300, несмотря на подписанный ранее между двумя государствами контракт, по которому Россия уже получила сумму в 167 миллионов долларов в качестве аванса. Незадолго до этих событий активизировались контакты между официальными лицами Израиля и России, и Иран начал подозревать, что Россия по просьбе США и Израиля откажется поставлять Ирану этот вид вооружений, который носит исключительно оборонительный характер. Однако политическое и военное руководство России объяснило задержку с отправкой С-300 возникшими техническими проблемами, и только позже стало понятно, что уже за несколько месяцев до этих событий в России было принято решение о том, чтобы не отправлять это вооружение в Иран. Между тем, в резолюции 1929 даже не упоминается название С-300, и Хиллари Клинтон выразила благодарность российским руководителям за этот добровольный шаг. Однако российскому руководству и это показалось недостаточным, и было объявлено о том, что Россия приостановит реализацию ранее заключенных с Ираном контрактов на поставку вооружений, в том числе запчастей к самолетам и танкам, а также другого оборудования, что явилось беспрецедентным случаем во всей международной практике торговли вооружениями. Этот шаг России вызвал большое удивление в Иране, поскольку в середине 90-х годов прошлого века, в период правления Бориса Ельцина, несмотря на то, что в те времена Россия с точки зрения финансов, политики и безопасности была гораздо более уязвимой страной, тем не менее, она не поддалась на массированное давление со стороны Билла Клинтона, который требовал от нее прекращения сотрудничества с Ираном в атомной сфере. Невыполнение контракта по С-300, с одной стороны, нанесло ущерб международной репутации России в качестве торгового партнера, а с другой, вынудило Иран обратиться в международный суд с иском на действия России. Это было сделано не ради получения контрибуции, а по причине того, что этим решением России Иран чувствовал себя оскорбленным. Таковы некоторые особенности отношений между Ираном и Россией в период президентства Махмуда Ахмадинежада. И, несмотря на то, что, вопреки желанию иранской стороны, в этих отношениях в отдельные моменты наблюдалось охлаждение, однако уже спустя короткое время в результате встречи двух президентов на третьем саммите глав прикаспийских государств в Баку 19 ноября 2010 года эти отношения вновь улучшились. Хотя дело об С-300 и иске Ирана к России до сих пор не закрыто. Вместе с тем, Иран нуждается в России, и Россия нуждается в Иране. Россия является мировой державой, которая имеет общую с Ираном или близкую ему позицию по многим международным и региональным вопросам, в том числе, в отношении намерения США проводить одностороннюю политику, а также по таким вопросам, как и сохранение экосистемы и безопасности в регионах Каспийского моря и Средней Азии, последние события на Ближнем и Среднем Востоке, ситуация в Сирии, милитаризация Азербайджана, осуществляемая при помощи США, Израиля и Турции, вопрос строительства транскаспийского трубопровода, который не без помощи Запада преподносится как проект между двумя прикаспийскими государствами, необходимость сохранения прочных отношений обоих государств с Арменией в качестве союзника России в южно-кавказском регионе и роль, которую Иран играет в экономическом сотрудничестве с южными районами России, такими как Астрахань и другими. И, наконец, в целом, интересы обоих государств требуют того, чтобы они устранили между собой все недопонимания и заложили фундамент более прочных отношений.
Мохаммад Хасан Махдиян

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.