Санкции против Ирана - 90 дней

28 марта 2012
A A A


В течение длительного времени объектом хорошо скоординированного американо-европейского прессинга продолжает оставаться Исламская Республика Иран. В начале 2012 года к американским экономическим санкциям в отношении Ирана присоединились их ЕСовские партнеры при активной поддержке Совета Безопасности ООН. Однако уместно указать на отличие между американцами и европейцами в реализации западной либерально-демократической дипломатии в «ежовых рукавицах». Если американцев отличает масштабность, долговременность и поразительное упорство в преследовании тех стран, режимов, идеологий или даже мнений, которые осмелились сказать что-то поперек «Большого Босса», то европейцы традиционно более импульсивны и переменчивы, поскольку в ЕСовском демократическом многоголосии, нет да нет, появляются национальные лидеры, которые в дискуссионно-наступательной манере пытаются отстаивать свои особые национальные интересы с оглядкой на мнения своих еврососедей и «Большого Босса». Американцев можно сравнить с тяжелой осадной артиллерией, а европейцев с маневренным скорострельным оружием, стреляющим по заказу свыше. Американская антииранская «давиловка» имеет давнюю историю и ее истоки ведут к 1979 году, когда гордый иранский народ, наследник одной из древнейших мировых цивилизаций во главе с вождем Исламской революции, аятоллой Хомейни, с позором выгнал самодовольных и алчных западных колонизаторов. С этого времени между Ираном и странами Запада пролегла глубокая и враждебная пропасть, по одну сторону которой, по словам имама, пребывают «Большой и Малый Сатана» в окружении многочисленных «сатанят», а по другую – Иран, по терминологии американских политтехнологов, сидящий на оси Зла. 23 мая 2011 года президент США Барак Обама подписал исполнительную директиву №13574 о продлении еще на один год односторонних экономических санкций против Ирана, введенных при президенте Клинтоне в 1995 году. В этом документе, опубликованном на сайте Белого дома, указано, что санкции решено продлить, поскольку действия властей Тегерана по-прежнему создают «чрезвычайную и исключительную угрозу для национальной безопасности, внешней политики и экономики Соединенных Штатов». В отдельном уведомлении руководству сената и палаты представителей Обама подчеркнул, что «кризис в отношениях между США и Ираном, возникший в результате действий иранского правительства и проводимой им политики, так и не удалось урегулировать». В этом документе декларировалось, что действия правительства Ирана противоречат интересам США в регионе. Директиве, подписанной президентом Обамы, предшествовали более ранние санкции. Так, санкции, впервые введенные против Ирана при президенте Клинтоне 15 марта 1995 года, запрещали американским компаниям участвовать практически в любых торгово-экономических операциях с Тегераном. Особое место было отведено разработкам нефтегазовых месторождений. С того времени американские президенты каждый год продлевали эти санкции, хотя временами с некоторыми послаблениями. Степень нарастающего многостороннего давления на Иран становится более понятной, если познакомиться с некоторыми деталями санкций, введенных в разное время Организацией Объединенных Наций Соединенными Штатами и Европейским Союзом. Действующие санкции Совета Безопасности ООН: Совет Безопасности ввел ряд санкций против Ирана, в декабре 2006 года, марте 2007 года и марте 2008 года: Санкции в отношении «критических» ядерных технологий. СБ ООН заморозил активы иранских частных лиц и компаний, связанных с ядерной программой, и дал Ирану 60 дней для приостановки обогащения урана. Однако Иран проигнорировал эти требования, отрицая военный характер ядерных исследований. В расширенный запретный список были включены новые виды оружия вместе с финансовыми санкциями. Внесены предложения по заморозке активов нескольких десятков новых финансовых групп, компаний и физических лиц, занимающихся или поддерживающих «чувствительные» ядерные исследования или имевшими отношение к разработке баллистических ракет. В список был включен государственный банк Сепах и фирмы, контролируемые Корпусом стражей исламской революции. В резолюцию, принятой СБ ООН, была включена глава 7, ст. 41 Устава ООН, делающая большинство его положений обязательным, но исключающая военные действия. Однако Иран вновь продолжил работы по обогащению урана, отрицая военный характер ядерных исследований. В сентябре 2008 года Совет Безопасности единогласно новую принял резолюцию, запрещающую Ирану работы по обогащению урана. Однако исполнение этой резолюции было заблокировано из-за противодействия со стороны России и Китая. Действующие санкции Соединенных Штатов: Санкции, введенные после того, как иранские студенты во время Исламской революции захватили посольство США и взяли в заложники дипломатов в 1979 году. Санкции касались запрета на большую часть американо-иранской торговли. В 1995 году президент Билл Клинтон подписал распоряжение, запрещающее американским компаниям вкладывать инвестиции в разведку и добычу иранской нефти и газа. В ответ на это Тегеран нашел других заинтересованных клиентов. В октябре 2007 года Вашингтон ввел санкции в отношении банков Мелли, Меллат и Садерат и обвинил КСИР в распространении оружия массового уничтожения. Действующие санкции Евросоюза: ЕС ввел визовые санкции в отношении высокопоставленных должностных лиц: командующего КСИР Мохаммада Али Джафари, министра обороны Ирана Мостафы Мохаммада Наджара, бывшего руководителя атомной промышленности Голямреза Агазаде, а также ведущих экспертов в области ядерных технологий и баллистических ракет. Великобритания заявила, что иранские активы, замороженные в Великобритании на основании санкций ЕС и ООН составили 976 млн. фунтов стерлингов ($ 1,59 млрд). Великобритания объявила о замораживании деловых связей с банком Меллат и пароходством Исламской Республики Иран, на которые ранее уже распространялись санкции Соединенных Штатов. Европейский Союз выдвинул требования к Ирану, чтобы он сделал выбор между помощью ЕС в области мирного развития ядерной энергетики и неизбежными санкциями в случае продолжения ядерной программы по созданию подозреваемого ядерного оружия. В конце 2011 года мир стал свидетелем нового раунда давления на Иран, когда США и Евросоюз одобрили введение санкций в отношении этой страны в ответ на ее отказ прекратить ядерную программу. Это произошло после публикации свежего доклада МАГАТЭ о деятельности Ирана в ядерной области. Тогда в «черный список» были внесены 180 иранских чиновников и предприятий. Им был запрещен доступ на территорию ЕС и к европейской банковской системе. Иранские предприятия попали под полный запрет ведения дел в Европе или с европейскими компаниями. Кроме того, было принято решение о замораживании их европейских активов. Ранее, в ноябре, о необходимости санкций в адрес Ирана заявили в США, Канаде и Великобритании. 31 декабря президент США Барак Обама подписал закон, направленный против центрального банка Ирана, который должен вступить в силу через шесть месяцев. На этом фоне иранский риал потерял около 12% своей стоимости. В ЕС заявили, что пришли к согласию ввести эмбарго на импорт сырой нефти из Ирана в случае, если Тегеран не начнет сотрудничать с международным сообществом в вопросе о своей ядерной программе. 30 января этого года тема эмбарго на иранскую нефть была включена в повестку дня заседания Совета министров иностранных дел ЕС с участием представителей 27 стран Союза, на котором были обсуждены вопросы о сроках и условий эмбарго и его последствий. Несмотря на значительные разногласия между странами ЕС по срокам было достигнуто согласие на запрет импорта нефти из Ирана, начиная с июля 2012 года. Ранее МИД Франции также предлагал не только наложить эмбарго на экспорт иранской нефти, но и заморозить активы иранского Центробанка. Экономические санкции объявляются на фоне непрекращающихся силовых угроз в адрес Ирана вплоть до нанесения превентивных ударов по его ядерным объектам силами ВВС и ВМФ Соединенных Штатов, Великобритании и Израиля. В конце 2011 года министерство обороны Великобритании заявляло, что оно в ноябре или декабре вместе с вооруженными силами США и Израиля планируют военную операцию против Ирана. Однако дело ограничилось лишь очередными угрозами. В начале 2012 года с воинственными заявлениями выступали официальные представители Израиля и угрожали Ирану летом или осенью предпринять военную операцию. Попытка втянуть в опасную авантюру Соединенные Штаты закончилась провалом после трудных переговоров премьер-министра Израиля Нетанияху с президентом Бараком Обамой. Отказ Барака Обамы участвовать в израильской авантюре можно объяснить отнюдь не миролюбивым характером президента, а скорее всего его прагматичным анализом последствий этой авантюры. Барак Обама совсем недавно выполнил свое обещание и вывел свои войска из Ирака и поэтому перспектива втягивания военной машины США в иранскую непредсказуемую авантюру при остающихся в Афганистане американского контингента для него вряд ли привлекательна. Кроме этого, принятие решения по участию в военной операции в период избирательной кампании, в которой Обама будет участвовать, может крайне отрицательно отразиться на итогах выборов осенью этого года. На его решение устраниться от израильской авантюры повлияла также твердая позиция России и Китая, которые не согласились с выводами доклада МАГАТЭ по обвинению Ирана в разработке ядерного оружия. Россия и Китай продолжают мешать Соединенным Штатам продавливать выгодные им резолюции через Совет Безопасности ООН, дающие им юридические и моральные основания для силового удара по Ирану. Перед принятием экономических санкций президент Обама послал главу минфина США Тимоти Гайтнера прозондировать позиции руководства Китая и Японии, являющихся одними из главных потребителей иранской нефти. 10 и 11 января состоялись встречи Гайтнера с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао и заместителем председателя КНР Си Цзиньпином. 12 января Гайтнер обсуждал те же вопросы в Токио с японским премьер-министром Йосихико Нодой. Результаты переговоров Тимоти Гайтнера оказались для Обамы неутешительными. В частности, официальный представитель китайского МИДа Хун Лэй заявил: «Китай и Иран поддерживают нормальные и прозрачные торгово-экономические связи, не нарушающие резолюций ООН, и контакты двух стран не должны испытывать никакого влияния извне... Ужесточение санкций против Тегерана не поможет решить его ядерную проблему. Таким образом, перед США и странами ЕС встал серьезный вопрос, чем в случае введенных санкций заменить иранскую нефть, поступающую европейским потребителям. При разработке планов нефтяного эмбарго американо-европейские планировщики, вероятно, предполагали, что роль основных поставщиков энергоносителей для ЕС могут взять на себя Россия и Саудовская Аравия, как ведущие мировые экспортеры нефти. В свою очередь основными импортерами иранской нефти в Европе являются: Испания, потребляющая 14,6% от общего количества поставок энергоносителей из Ирана в ЕС, Греция (14%) и Италия (13,1%). Крайне неблагоприятная финансовая ситуация в этих страх с учетом сокращения поставок нефти может привести к еще большему ухудшении. Реакция Ирана Для непредвзятого внешнего наблюдателя реакция высшего руководства Ирана на происки «Большого и Малого Сатаны» вызывает удивление, граничащее с восхищением. Так библейский Давид бесстрашно противостоял огромному Голиафу. Тегеран немедленно и резко отреагировал на эмбарго и выступил с предупреждением, если США начнут претворять в жизнь санкции, то Иран будет вынужден пойти на ответные меры, вплоть до блокирования Ормузского пролива, через который транспортируется до 40% мирового экспорта нефти. В начале января Иран закончил очередные крупномасштабные военно-морские учения «Велаят-90», которые проходили в районе Ормузского пролива и привели к росту напряженности на Ближнем Востоке. Учитывая, что через Ормузский пролив проходит почти 40% морского экспорта нефти, в том числе в Европу и в США, перекрытие этого пролива даже на короткий срок может вызвать резкий рост цен на нефть и паралич функционирования ведущих мировых бирж. На фоне мирового финансового кризиса дополнительное возмущение энергопоставок может еще больше ухудшить финансовую ситуацию в мире, затронув в первую очередь США, ЕС и Японию. Иран в настоящее время производит на экспорт 2,6 млрд. баррелей нефти в день и примерно 20% из них закупает Китай, 17% - Япония, 13% - Индия. Иранскую нефть импортируют также страны ЕС (0,45 млн. баррелей в день), в том числе Греция, Италия и Нидерланды. Кроме того Турция, Индия, Южная Корея и Япония. Анкара, к примеру, удовлетворяет около 30% своей потребности в нефти, ввозя ее из Ирана. Экспорт нефти в ЕС обеспечивает до 17% ВВП Ирана. Всего же, по некоторым данным, Иран получает до половины дохода от продажи нефти, и после введения санкций ему придется, по расчетам планировщиков эмбарго, искать новых покупателей в Азии. Однако коварные планам США и ЕС по удушению Ирана и создание ситуации хаоса и социальных потрясений в иранском обществе обречены на неудачу. Один из руководителей Иранской национальной нефтяной компании сообщил по данному поводу, что Тегеран изыщет способы преодолеть европейское эмбарго и сохранить объемы экспорта нефти на уровне 2,3 млн баррелей в день. Сегодня Иран поставляет в Европу примерно 450 тыс. баррелей ежедневно. Известие о намерении ЕС отказаться от иранской нефти немедленно взвинтило цены на «черное золото» и как следствие на бензин. Возникает естественный вопрос, по кому больнее ударит нефтяное эмбарго – по странам ЕС и США, угрожающих введением эмбарго, или по Ирану - запланированной жертвы? И тогда, в случае особой, независимой от ЕС энергетической политики, проводимой Обамой, может открыться новая страница сложных геополитических отношений США и Евросоюза. США, прагматически идущие на поводу у Израиля в его инфернальной ненависти к Ирану, решают задачи ослабления Евросоюза, заманивая его в антииранские сети эмбарго. 20 марта руководитель Исламской республики аятолла Али Хаменеи обратился к иранцам и поздравил их с наступающим 1391 годом, заявив, что «те на Западе, кто вынашивает злобные планы против Ирана и иранцев, сталкиваются с проблемами». Аятолла призвал иранцев противостоять «зловещим планам» врагов, продолжая политику «экономического джихада», используя национальное производство и укрепляя тем самым иранскую экономику. На стороне Ирана в его битве со своими цивилизационными противниками мудрость, выдержка, помощь друзей и Божий промысел.
Вячеслав Алдонясов, <i>политический публицист, для Iran.ru</i>

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.