20 марта 2012
В последние месяцы эпицентром мировой политики стал Иран, его ядерная программа, возможность создания Ираном ядерного оружия и предполагаемая атака Израиля и США на Иран. Обсуждение этих чрезвычайно важных для всего мира вопросов превратилось в некое подобие тотализатора, на котором азартные политические аналитики делают ставки теперь уже только на даты атаки. Странно, что при этом никому не приходит в голову проанализировать международно-правовой аспект создания Ираном ядерного оружия и угрозы применения против него военной силы. Для того чтобы понять, каким образом соотносится кризис вокруг ядерной программы Ирана с действующим международным правом, нам придется заглянуть в историю вопроса. Договор о нераспространении (ДНЯО) был принят Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 года - 44 года назад. ДНЯО устанавливает понятия ядерных и неядерных государств. Так, государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (то есть это - СССР, США, Великобритания, Франция и Китай). В соответствии с Договором каждое из государств - участников Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать, кому бы то ни было это оружие или другие ядерные устройства, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними (статья I Договора). Каждое из государств - участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного и/или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и не принимать какой-либо помощи в их производстве (статья II Договора). Статья IУ Договора устанавливает права всех участников Договора: «Никакое положение настоящего Договора не следует толковать, как затрагивающее неотъемлемое право всех Участников Договора развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии со статьями I и II настоящего Договора». Иранская ядерная программа началась еще в 1967 году с передачи Соединенными Штатами Америки правившему тогда в Иране шаху Реза Пехлеви атомного реактора мощность 5 МВт. Впоследствии технологическую помощь Ирану оказывали Германия и Франция. Иран является участников ДНЯО с 1970 года, т.е. с момента ратификации Договора. Понятно, что основной целью Договора является нераспространение ядерного оружия в целях поддержания международной безопасности. Несмотря на это, Договор содержит статью Х, которая признает право участников Договора, в том числе и неядерных стран, на выход из Договора: « Каждый Участник настоящего Договора в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны. О таком выходе он уведомляет за три месяца всех Участников Договора и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые он рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы». Под высшими интересами страны можно понимать угрозу национальной безопасности, требующей создания ядерного оружия в интересах ее защиты. Несмотря на открытые угрозы со стороны Израиля и США, Иран никогда не ставил вопроса о выходе из Договора. Более того, в преамбуле Договора содержится напоминание о том, «что в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения, как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций, и что следует содействовать установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения». Этот важный для понимания иранского атомного кризиса момент по непонятным причинам исчез из поля зрения правительств США и Израиля, а также тысяч политических аналитиков и комментаторов. С точки зрения международного права ситуация вообще выглядит абсурдной. В мире насчитывается четыре ядерных государства, не входящих в ДНЯО. Это Пакистан, Индия, Израиль и КНДР. Все они, естественно, получили ядерное оружие в обход Договора. Причем, Пакистан и КНДР вряд ли могут быть признаны государствами, отвечающими требованиям ДНЯО, как с точки зрения нераспространения ядерного оружия, так и с точки зрения обеспечения безопасности. Ни находящийся в нестабильном положении Пакистан, балансирующий на грани государственного переворота и десятки лет спонсирующий самые радикальные исламские группировки, ни мало-предсказуемая Северная Корея, занимающаяся ядерным рэкетом почему-то не вызывают тревоги у США. Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что фактически обладающий ядерным оружием Израиль, военный потенциал которого по разным оценкам составляет от 100 до 200 ядерных боеголовок, получивший это оружие незаконным, с точки зрения международного права путем, угрожает члену ДНЯО Ирану атакой с цель уничтожения его ядерных объектов. Известно, что попытки создания этого оружия в свое время предпринимали Ливия, ЮАР, Ирак и Тайвань. Есть основания предполагать, что Саудовская Аравия, Турция и Египет накопили существенный научно-технический потенциал, способный в короткие сроки привести эти страны к обладанию атомной бомбой. Понятно, что без участия ядерных держав здесь не обошлось. Ричард Чейни в бытность свою президентом американской компании «Halliburton Co.», ставший впоследствии вице-президентом США, был признан министерством юстиции Соединенных Штатов виновным в нарушении американских законов о торговле с Ливией. Он продал покойному полковнику Каддафи шесть генераторов нейтронных импульсов (устройств, которые могут быть использованы в составе детонаторов для ядерного оружия). За это Halliburton была оштрафована на 3.8 миллионов долларов. Целые детективные романы можно написать о роли международных европйеских и американских посредников в получении атомной бомбы Пакистаном и КНДР. Из четырех незаконно получившиз ядерное оружие стран только Индия показала себя ответственным обладателем оружия массового уничтожения, не создавая конфликтных международных ситуаций с момента его получения. По мнению экспертов, не менее сорока стран мира сегодня практически готовы к созданию ядерного оружия. До конца не известна история с ядерной программой ЮАР, где в годы апартеида предположительно при содействии Израиля был произведен даже испытательный ядерный взрыв над Атлантикой, однако впоследствии ядерная программа была закрыта и ЮАР подписала ДНЯО в начале 90-х годов, предварительно, якобы, уничтожив свой небольшой ядерный арсенал. Понятно, что такая высокотехнологичная страна как Япония тоже могла бы в кратчайшие сроки прийти к обладанию атомной бомбой, спонсор Пакистана, Саудовская Аравия, наверняка без труда смогла бы получить доступ к пакистанскому ядерному оружию. Что в такой ситуации, кроме риторики, может стать причиной повышенного интереса к иранской ядерной программе, непонятно. Тем более что нарушение норм международного права на сегодняшний день можно усмотреть, напротив, в действиях США, которые, видимо, забыли о подписанном ими Договоре, обязывающем их «воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства». Григорий Тинский, юрист-международник, публицист, специально для Iran.ru
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий