Ирано-сирийская «стратегическая глубина»

11 марта 2012
A A A


Во время визита президента Сирийской Арабской Республики (САР) Башара Асада в феврале 2007 года в Тегеран, духовный лидер Исламской Республики Иран (ИРИ) Али Хаменеи заявил, что Иран и Сирия служат друг для друга «стратегической глубиной». Острая необходимость этого проявилось в период 2011-2012 годов, когда против этих стран, хотя и по разным причинам, Западом при активной содействии со стороны государств Персидского залива была развернута информационная война, которая, при определенных условиях, может перейти в стадию вооруженного конфликта. Цель указанной деятельности состоит не только в дестабилизации внутриполитической ситуации с целью смены власти в Тегеране и Дамаске, но и в снижении региональной роли рассматриваемых государств путем их изоляции друг от друга. Однако разорвать прочные военно-политические и экономические ирано-сирийские связи так и не удалось. Более того, в условиях достаточно реальной внешней интервенции их союзнические отношения существенно окрепли, что является серьезным сдерживающим фактором, например, для Организации Североатлантического договора. Такое развитие двусторонних отношений является вполне естественным в силу множества причин, некоторые из которых приведены ниже. В первую очередь следует отметить, что на протяжении всей крайне тяжелой ирано-иракской войны 1980-1988 годов Сирия была единственной страной арабского мира, которая открыто оказывала Ирану политическую и моральную поддержку. Это создало базис для взаимодействия в такой чувствительной сфере как военно-техническое сотрудничество, а также для осуществления на регулярной основе консультаций по ситуации в Ливане, процессу ближневосточного урегулирования, разрешению иракской проблемы и обеспечению безопасности в Персидском заливе. По сути, связующим звеном между странами стала ливанская группировка «Хезболла», финансовая и материальная поддержка которой оказывалась ИРИ с тыловых баз, созданных на сирийской территории. Свержение режима Саддама Хусейна и оккупация американцами и их союзниками Ирака в 2003 году изменили на регионе баланс сил, что стало подталкивать Иран и Сирию к дальнейшему сближению в рамках новой региональной структуры, основанной на союзнических отношениях. При этом ставились следующие цели: - недопущение создания на территории Ирака враждебного государства и выделения из него независимого Курдистана (в ИРИ проживает 4-5 млн. курдов, в САР – около 2 млн.); - сдерживание в регионе Израиля и Турции, а после так называемой «арабской весны» Саудовской Аравии и Катара; - прекращение израильской оккупации Палестины; - воспрепятствование распаду Ливана. Сирия оказывала Ирану неоценимые услуги в процессе улучшения отношений Тегерана с арабскими государствами. В частности, сирийцы старались ослабить в регионе антииранскую пропаганду, оказывали ИРИ посреднические услуги в разрешении территориального спора с Объединенными Арабскими Эмиратами по поводу островов Большой и Малый Томб в Ормузском проливе. Со своей стороны, Иран учитывал позицию Сирии в ходе любых переговоров о будущем Ливана. Это приобрело для Дамаска особое значение в условиях начавшегося в 2005 году международного расследования по делу убийства миллиардера и политического деятеля Рафика Харири, который в период 1992-1998 годов и 2000-2004 годов был премьер-министром Ливана. Он выступал за расширение сотрудничества с Саудовской Аравией – региональным соперником САР и ИРИ. Участие в этом трагическом событии сирийских спецслужб не было доказано. Тем не менее, Дамаску пришлось вывести свои войска из Ливана. Иранская поддержка способствовала также локализации политико-пропагандистских последствий действий бывшего вице-президента САР Абдула Хаддама, который в сирийском руководстве курировал ливанское «досье». В 2005 году он эмигрировал в Париж, где спустя год объявил о формировании «правительства Сирии в изгнании». Несмотря на значительные финансовые средства и помощь со стороны Запада, суннит Абдул Хаддам так и не смог стать лидером внешней оппозиции. Одна из причин этого состояла в его тесной связи с бывшим ливанским премьер-министром Саадом Харири. В июле-августе 2006 года произошел вооруженный конфликт между Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ) и ливанской группировкой «Хезболла», который получил название Второй ливанской войны. Конфликт был спровоцирован ракетно-минометным обстрелом израильской территории с одновременным нападением на пограничный патруль ЦАХАЛ, что привело к убийству трех и захвату в плен двух израильских военнослужащих. В качестве ответной меры Армия обороны Израиля провела наземную операцию на территории Ливана и нанесла многократные авиационные удары по инфраструктуре страны. По разным оценкам в результате этого конфликта погибло от 250 до 600 боевиков группировки «Хезболла», 121 израильский военнослужащий и большого количества мирного населения среди ливанцев. Во время Второй ливанской войны Сирия и Иран выступили единым фронтом в поддержку ливанского сопротивления. Это не позволило Израилю ликвидировать военные структуры группировки «Хезболла». В дальнейшем, при активной помощи со стороны Тегерана и Дамаска, эта группировка достаточно быстро не только восстановила, но и усилила свой потенциал. С целью реабилитации боевых действий ЦАХАЛ в Ливане, а также усиления в предвыборный период внутренних позиций правившей в Израиле партии «Кадима» в период декабря 2008 года – января 2009 года в секторе Газа прошла масштабная антитеррористическая операция «Литой свинец». В ходе ее проведения предполагалось полностью уничтожить военную инфраструктуру исламского движения «ХАМАС». Этого достичь так и не удалось. Более того, усилилась политическая изоляция Израиля, что было обусловлено многочисленными жертвами среди мирного населения. Так, по данным Министерства здравоохранения Палестинской автономии, что было подтверждено со стороны ООН, погибло 1314 палестинцев, в их числе 412 детей и 110 женщин, было ранено 5,3 тыс. чел., из них 1855 – дети и 795 – женщины. С решительным осуждением действий Израиля в регионе выступили лишь Сирия и Иран. В частности, Дамаск заявил, что «прерывает непрямые переговоры с Израилем» по возврату оккупированных в 1967-м, а затем аннексированных в 1981 году Голанских высот. Тегеран потребовал, чтобы руководители Израиля предстали перед Международным уголовным судом за преступления против человечества. К этому времени в Тегеране и Дамаске осознали, что в условиях жесткого политического и силового давления со стороны США и Израиля, а также внутренней слабости и нерешительности ряда арабских стран исключительно дипломатическое решение региональных проблем становится невозможным. Следовательно, необходимо усилить двустороннее военное сотрудничество и расширить помощь исламскому сопротивлению в лице ливанской группировки «Хезболла» и палестинского движения «ХАМАС». Оказанию такой помощи способствовало размещение на сирийской территории штаб-квартиры движения «ХАМАС». Следует заметить, что тесное военно-политическое сотрудничество двух стран, не подкрепленное адекватным уровнем развития экономических отношений, не может быть устойчивым. Понимая это, руководство ИРИ и САР предприняло значительные усилия по развитию двустороннего экономического сотрудничества. Прорыв в этом направление удалось достичь в 1999 году, когда был урегулирован вопрос о сирийской задолженности Ирану. Как следствие, к 2008 году, по данным Министерства экономики и торговли САР, торгово-экономические связи двух стран регулировались более чем 40 договорами и соглашениями. В частности, действуют соглашения о сотрудничестве в научно-технической, административной, таможенной и финансовой сферах, о совместной разработке и добыче нефти на сирийской территории, а также сооружении энергетических объектов. Поставляя нефть и нефтепродукты на Запад, Дамаск был крайне заинтересован в развитии других отраслей промышленности и расширении региональной торговли в первую очередь с целью сокращения безработицы. Активное экономическое сотрудничество с Тегераном позволяло решать эту проблему. Имея схожий экономический уклад, в Сирии внимательно следили за развитием экономики ИРИ и учитывали ее экономический опыт. Особое внимание привлекал факт того, что в результате проводимых в Иране экономических реформ многие национальные товары стали конкурентоспособными. Значительный интерес вызывали некоторые достаточно перспективные иранские технологии, а также готовность иранского руководства к открытию собственного рынка для некоторых видов сельскохозяйственной, текстильной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности САР. В настоящее время с помощью ИРИ на сирийской территории строятся элеваторы, цементные заводы, электростанции, машиностроительный и стекольный заводы, прокладывается водоканал. Изучаются перспективы сооружения завода по производству автобусов, электростанции мощностью 450 МВт в Эс-Сувейде и электростанции комбинированного типа в районе Насирии. Тяжелые времена для развития ирано-сирийских отношений наступили в 2011 году. Ухудшение внутриполитической ситуации в САР подтолкнуло палестинское движение «ХАМАС» к смене своих внешнеполитических партнеров. Даже под угрозой полного прекращения финансирования со стороны ИРИ руководство «ХАМАС» отказалось поддержать власть президента Башара Асада в Сирии. Основную ставку оно сделало на Саудовскую Аравию, Египет и Катар. Как следствие изменилось местоположение штаб-квартиры движения «ХАМАС». Теперь она будет находиться, скорее всего, в столице Катара – Дохе. Стремясь сохранить свое влияние в секторе Газа, Иран пошел на активизацию сотрудничества со второй по значимости там палестинской организацией – движением «Исламский джихад». По-видимому, аналогичное решение было принято и сирийским руководством, также заинтересованным в сохранении сферы своего влияния. Однако его нынешние возможности существенно сократились, что в Тегеране не могут не учитывать. Ливанская группировка «Хезболла», численность вооруженных структур которой составляет 20 тыс. человек, открыто встала на сторону президента Башара Асада. В случае внешней интервенции против Сирии она могла бы оказать существенную помощь. Но это не даст ей сделать Армия обороны Израиля, которая в таких, благоприятных для нее условиях постарается ликвидировать всю инфраструктуру группировки «Хезболла» в Ливане и нанесет ракетно-бомбовые удары по ее тыловым базам в Сирии. Тем не менее, именно эта группировка тесно связывает ИРИ и САР. В настоящее время существует ряд факторов, которые могут привести к осложнению ирано-сирийские отношений: - разный подход к разрешению внутренней проблемы в Бахрейне, - ухудшение отношений Египта и Турции с Ираном по причине его поддержки власти президента Башара Асада; - усиление соперничества на Ближнем Востоке между Саудовской Аравией, Ираном и Турцией. Пока неясно, насколько Тегерану и Дамаску удастся сохранить между собой нынешний уровень союзнических отношений, создавая друг для друга «стратегическую глубину». Это будет зависеть от способности сирийского руководства обеспечить контроль над всей территории страны. В условиях внешнего вторжения, например со стороны Турции при американской информационной поддержке, и активизации деятельности вооруженной оппозиции это будет крайне сложно. Поэтому и САР, и ИРИ крайне важна российская помощь, как по линии Совета Безопасности ООН и других международных (региональных) организаций, так и в форме поставок в Сирию оружия и взаимодействия на уровне спецслужб. Таким образом, ирано-сирийская «стратегическую глубина» теперь возможна только при участии России, что соответствует нашим национальным интересам. Владимир Евсеев, директор Центра общественно-политических исследований для Iran.ru
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.