Россия – Иран: перспективы сотрудничества

11 июля 2011
A A A


Российско-иранское сотрудничество уже много лет является заложником острого дипломатического конфликта в связи со стремлением Тегерана развернуть собственное производство атомного топлива. Эти планы расцениваются как нарушение обязательств, взятых в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия, и ООН ввела против этой страны экономические санкции. Однако они не запрещают сотрудничать с этой страной в сферах, не связанных с производством расщепляющихся материалов. В частности, в области нефти и газа. Россия с Ираном совместно обладают около 20 % общемировых запасов нефти и более 40 % запасов газа. В июне прошлого года в Москве состоялся VIII Международный нефтегазовый конгресс, в рамках которого прошла первая российско-иранская конференция на тему «Деловое и технологическое сотрудничество в нефтегазовой сфере». В июле 2010 года после встречи министра энергетики Сергея Шматко с министром нефти Ирана Масудом Мирказеми было подписано совместное заявление, которым предусматривалось утвердить Дорожную карту перспективных проектов в сфере нефти, газа и нефтехимии, а также изучить возможность учреждения совместного банка для финансирования проектов в нефтегазовой и нефтехимической отраслях; изучить возможность продажи части сырой нефти на своих нефтяных биржах; осуществлять сотрудничество по транзиту природного газа и своповым операциям; изучить возможность создания совместной компании с целью ведения деятельности в проектах по нефти, газу и нефтехимии и т. д. Эксперт Союза военных исламоведов России В. Ф. Муниров обращает внимание на тот факт, что, имея огромные запасы углеводородов, Иран импортирует порядка 40 % нефтепродуктов. Причина в том, что большинство нефтеперерабатывающих предприятий в этой стране было построено более тридцати лет назад, и сегодня требуются огромные инвестиции для их модернизации. Но есть определенная юридическая специфика взаимоотношений с компаниями, которые вкладывают средства в иранскую экономику. Статья 81 иранской конституции гласит: «Правительству абсолютно запрещается предоставлять концессии иностранцам для организации публичных компаний и организаций или обществ в коммерческом, сельскохозяйственном, промышленном и добывающем секторах и в сфере услуг». Это конституционное положение частично уравновешивается законом «О поощрении и защите иностранных инвестиций», который был принят меджлисом в 2002 году. Существует специфика иного рода. Вся нефтегазовая отрасль Ирана полностью контролируется Корпусом стражей Исламской революции, военно-идеологической организацией орденского типа, которая подчиняется непосредственно высшему руководителю Ирана аятолле Али Хосейни Хаменеи. Пока сотрудничество в этой сфере наталкиваетася на сложности. Нефтяная компания «ЛУКойл» прекратила поставки в Иран дизельного топлива, вышла из проекта по разработке Анаранского нефтяного месторождения. Другая российская нефтяная компания «Татнефть» уже несколько лет ведет переговоры о добыче нефти в Иране. В 2005 году она смогла создать совместное предприятие «ПарсТат» с «Фондом обездоленных Исламской Республики Иран», однако до сих пор оно так и не получило госконтрактов на разведку и добычу нефти. Успешней продвигаются дела у «Газпрома». Его дочернее предприятие «Газпромнефть» совместно с Национальной иранской нефтяной компанией займется разработкой двух нефтяных месторождений «Азар» и «Шангуле». Кроме того, «Газпром» в составе международного консорциума осваивает большое газоконденсатное месторождение «Южный Парс», содержащее половину запасов иранского газа. Оно помогает строить подземные газохранилища, участвует в разработке газораспределительной сети страны, а также в строительстве и обслуживании национальных газовых сетей. Очевидно, что такое сотрудничество не соответствует роли, которую играют Россия и Иран на мировом рынке углеводородов. В определенных сегментах энергетического рынка Россия и Иран – потенциальные конкуренты. Например, проект «Набукко» изначально предполагал участие Ирана, но из-за иранской ядерной программы это участие было заморожено. Многие европейские лидеры благосклонно относятся к сотрудничеству с Ираном, так как себестоимость иранского газа ниже, чем российского. С перспективой альтернативного транзита газа связано и намерение строительства дополнительных трубопроводов из Ирана в Турцию, несмотря на то, что эта страна уже получает российский газ по «Голубому потоку». Однако, несмотря на разные подходы, Россия и Иран смогли договориться, когда возник вопрос о создании Форума стран – экспортеров газа. Это объединение учреждено в 2008 году. Его постоянными участниками стали Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея; статус наблюдателей получили Нидерланды, Норвегия, Казахстан. По мнению ряда экспертов, в Центральной Азии сконцентрировано то, что необходимо для удержания мировой финансовой системы от катастрофического обвала. Очевидно, что и иранские нефтегазовые ресурсы сегодня являются одним из факторов не только текущей международной политики, но и будущего мироустройства. Поэтому российско-иранское сотрудничество могло бы сыграть свою позитивную роль. ТПП-Информ
Источник: K2K News

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.