Чего стоят санкции Ирану

02 июля 2010
A A A


Июнь стал неприятным месяцем для Тегерана. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, вводящую новые более жесткие санкции в отношении Ирана в связи с его конфронтационной «ядерной политикой». Вслед за решением Совбеза односторонние санкции готовятся ввести США, а министры иностранных дел стран ЕС уже согласовали пакет дополнительных мер воздействия на Тегеран. В последние дни два события подтвердили факт глубокой обеспокоенности Тегерана подобным развитием событий. Как результат - создание в Иране Штаба особых экономических мероприятий по противодействию международным санкциям. Кроме того, министр иностранных дел Ирана г-н Моттаки написал своим коллегам из Европейского Союза письмо, в котором с угрожающими намеками сказано, что позиция ЕС «может иметь ужасные последствия для отношений между Ирана и ЕС». А чуть ранее в Тегеране заявили, что своей антииранской санкционной политикой Вашингтон перечеркнул возможности улучшения ирано-американских отношений. Напомним, принятая 9 июня СовБезом ООН резолюция 1929 расширила список физических и юридических лиц, по отношению к которым «следует проявлять бдительность». В новый список включены новые лица, 22 государственные и частные организации, в том числе университеты, 15 фирм, связанных с Корпусом стражей исламской революции (КСИР), и еще 3 компании, находящиеся под контролем иранской судоходной компании Iran Shipping Lines. Резолюция призвала проявлять бдительность в контактах со всеми банками Ирана, в том числе с Центробанком. Документ разрешил странам - членам ООН: блокировать счета физических лиц - граждан Ирана, вводить запрет на открытие филиалов иранских банков за рубежом, на сделки с участием иранских банков, а также на любые финансовые операции на своей территории, если есть подозрение, что они связаны с иранской ядерной программой; вводить запрет на передвижение по своей территории физических лиц, перечисленных в резолюциях разных лет; досматривать все корабли и самолеты под иранским флагом на своей территории, если есть подозрение, что их груз связан с иранской ядерной программой. Санкции запрещают странам продавать или передавать Ирану иным путем шесть видов тяжелых вооружений: танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы большого калибра, боевые самолеты, ударные вертолеты, корабли, ракеты и ракетные системы, запрещают Ирану инвестировать за рубежом в особые виды деятельности, такие, как урановые рудники. Резолюция 1929 все же не затрагивала напрямую нефтегазовую отрасль Ирана. Однако односторонние санкции США и Евросоюза «компенсируют» это. Учитывая возможные последствия этих евроамериканских санкций, в последние месяцы поспешили приостановить свою деятельность в Иране практически все известные мировые нефтегазовые компании: европейская Royal Dutch Shell, британская British Petroleum, французская Total, индийская Reliance Industries, испанская Repsol, голландская Vitol Group, малазийская Petronas, швейцарские Trafigura и Glencore, а также российская ЛУКойл. Между тем, уже сейчас ситуация в нефтегазовой промышленности Ирана чрезвычайно сложная. По данным министра нефти Масуда Мир-Каземи Ирану необходимо привлечь 200 млрд. долларов инвестиций в течение ближайших пяти лет для обновления нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности. В противном случае в отрасли может произойти существенное снижение объемов производства или даже остановка предприятий. При этом международные компании не только прекратили свое участие в проектах по освоению нефтегазовых месторождений и в инвестициях в иранскую нефтегазовую отрасль, но, что наиболее опасно для Тегерана в ближайшей перспективе - сократили и прекратили поставки бензина в Иран. Бензин - ахиллесова пята Ирана. Являясь одним из крупнейших экспортеров нефти (пятое место в мире), но, не обладая достаточными нефтеперерабатывающими мощностями, Иран закупал за рубежом более 40% необходимого ему бензина. По иранским данным, этот вид топлива стоит на первом месте в списке импортируемых товаров - 15% от всего импорта страны. В прошлом 1388-м иранском году (21.03.09-20.03.10) Иран импортировал почти 8 млн. т бензина на общую сумму в 4,5 млрд. долларов. По сравнению с предыдущим годом импорт бензина увеличился на 67% в стоимостном выражении и на 154% в весовом выражении. Но санкции сокращают ввоз в страну бензина. Так, сокращение импорта бензина в мае, которое уже чувствуется в Иране, составило почти 20%. Причем в том месяце на долю французской Total приходилось 50% ввозимого бензина. В конце июня эта компания прекратила поставки бензина. Что ожидает иранскую экономику, трудно себе представить. В стране насчитывается 9,7 млн. автомобилей. Более 90% грузоперевозок в стране осуществляются автомобильным транспортом. В такой ситуации поставки бензина, например, Китаем или через третьи страны подставными компаниями не решат проблему. Бензиновый кризис будет только углубляться. А это - повышение цен и не только на бензин, но и на все товары. Это уже социальная проблема. Здесь уместно вспомнить, какие массовые выступления прошли в Иране несколько лет назад, когда правительство квотировало субсидированное потребление бензина. Несомненно, формирование Штаба по борьбе с санкциями - это вынужденный ход руководства Ирана. Что может сделать этот Штаб? По всей видимости, в первую очередь сконцентрировать усилия на ускорении введения в строй собственных нефтеочистительных заводов. Как сказал еще весной министр нефти Масуда Мир-Каземи, ввод в действие новых предприятий по переработке нефти - это главное средство борьбы против американских санкций. Отчитываясь в успехах, достигнутых его ведомством в 1388 г., г-н Мир-Каземи сообщил, что благодаря реконструкции уже имеющихся нефтеперегонных заводов, строительству новых предприятий и совершенствованию методов производства на нефтехимических комбинатах, производство бензина в Иране увеличилось настолько, что «бензиновый бойкот» ему не страшен. Насколько это верно, покажет ближайшее будущее. Удивительно, но при выборе санкционных мер возникает поразительный казус. «Мягкие», «щадящие иранский народ» санкции, но не дающие необходимый эффект, в нынешних условиях, как это ни парадоксально, искушают некоторые всем известные страны решить иранскую ядерную проблему силовыми методами (если переговоры и санкции неэффективны - значит удар!), тем самым объективно увеличивая вероятность силового решения. И здесь начинаются размышления: что предпочесть - жесткие, но эффективные санкции, парализующие иранский финансово-экономический потенциал, в том числе и отрасли, связанные с ракетно-ядерными разработками, однако при этом, естественно, влияющие на население страны, или военный удар, который в неизмеримо большей степени обречет иранский народ на страдания, чем самые жесткие санкции. И не только иранский народ, а весь Ближний Восток.
Источник: Голос России

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.