К сессии Совета управляющих МАГАТЭ в Вене

01 марта 2010
A A A


Вопросам обеспечения ядерной безопасности, развития ядерных технологий и будущего МАГАТЭ посвящена открывающаяся сегодня сессия Совета управляющих агентства. В состав этого руководящего органа входят представители 35 государств-членов агентства, в том числе России. Участники сессии рассмотрят также доклады генерального директора МАГАТЭ об осуществлении соглашений о гарантиях в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия с Ираном и Сирией. Выводы в обоих случаях выглядят весьма неутешительными. Так, в докладе по Ирану отмечается, что у МАГАТЭ нет "уверенности в отсутствии возможных военных составляющих в иранской ядерной программе". Кроме того, вопреки требованиям международного сообщества Тегеран продолжает развивать и наращивать мощности по обогащению урана. "Иран не обеспечивает необходимого сотрудничества, которое позволило бы агентству подтвердить, что весь ядерный материал в Иране находится в мирной деятельности, - подчеркивается в документе. - Иран не выполняет требования, содержащиеся в соответствующих резолюциях Совета управляющих и Совета Безопасности ООН, включая осуществление Дополнительного протокола, что важно для укрепления уверенности в исключительно мирных целях его ядерной программы и для решения остающихся вопросов". Претензии к Сирии связаны в первую очередь с отсутствием вразумительных разъяснений со стороны Дамаска относительно происхождения частиц антропогенного природного урана, обнаруженных инспекторами МАГАТЭ на площадке в Дайр-эз-Зауре и в месте расположения малогабаритного реактора - источника нейтронов /МРИН/. С конца прошлого года, указывается в докладе, Сирия не сотрудничала с МАГАТЭ в связи с неразрешенными вопросами, "не предоставила информацию о конструкции в отношении облученного урана на МРИН и не выполнила своих обязательств о предоставлении отчетности о ядерном материале в соответствии с Соглашением о гарантиях". "Вследствие этого, - делается вывод в отношении Сирии, - агентство не смогло продвинуться к решению нерешенных вопросов, связанных с упомянутыми объектами". Исламская Республика Иран является членом ООН /с 1945/, членом Международного агентства по атомной энергии /МАГАТЭ; с 1958/ и участником Договора о нераспространении ядерного оружия /ДНЯО; с 1970/. Как член МАГАТЭ, подписавший ДНЯО, Иран имеет право развивать собственную ядерную энергетику. Однако его деятельность в этой области должна быть прозрачна и протекать под международным контролем, так как, подписав ДНЯО, Иран обязался не производить и не приобретать ядерное оружие, а являясь членом МАГАТЭ, обязан допускать инспекторов этой организации, контролирующих выполнение ДНЯО. В 2004 году в Иране были обнаружены центрифуги для обогащения урана, не учтенные МАГАТЭ, что дало повод обвинить Тегеран в стремлении получить собственное ядерное оружие. В связи с этим западные страны предприняли ряд попыток вынудить Иран отказаться от реализации ядерной программы. Сначала переговоры с Ираном вела "евротройка" - Франция, Германия и Великобритания, затем "шестерка" - представители пяти постоянных членов СБ и Германии. Тегерану было предложено несколько вариантов сотрудничества в обмен на замораживание иранской программы обогащения урана, среди них техническая помощь в развитии мирной ядерной энергетики /2005/, обогащение урана на российской территории /2005/, предложения экономического и политического характера, в том числе обещание активно поддержать строительство в Иране новых легководных реакторов и призыв к долгосрочному партнерству Ирана с Евросоюзом в энергетической области, а также предложения по развитию сотрудничества в области региональной безопасности, международной торговли и инвестиций, гражданской авиации, инфраструктуры телекоммуникаций, высоких технологий и сельского хозяйства /2006/. Несмотря на многочисленные раунды переговоров между официальными властями Ирана и Евросоюзом, а также Ирана и МАГАТЭ никаких кардинальных сдвигов в достижении консенсуса по иранской ядерной программе между Ираном и международным сообществом так и не было достигнуто. Позиция Ирана осталась прежней: Иран готов к любым переговорам, но только при условии соблюдения его прав на развитие мирной ядерной энергетики и не намерен замораживать реализацию своей ядерной программы. В 2006-2007 гг. СБ ООН ввел в отношении этой страны санкции /резолюции 1737, 1747/, в марте 2008 года санкции были ужесточены /резолюция 1803/, а в сентябре 2008 года СБ ООН принял несанкционную резолюцию /1835/ с призывом к Ирану выполнить положения предыдущих резолюций, касающихся его ядерной программы. В ответ Тегеран заявил об ограничении сотрудничества с МАГАТЭ и приостановил действие положений 1 и 3 дополнительного соглашения о гарантиях с МАГАТЭ, которые обязывали Исламскую Республику предоставлять МАГАТЭ детальную информацию о создании новых ядерных центров и планах реализации атомной программы до принятия соответствующих решений. Свое решение Тегеран мотивировал несоответствием положений Протокола и статьей ДНЯО. В октябре 2009 года на переговорах Ирана и представителей "шестерки" в Женеве и в Вене было получено согласие Тегерана на передачу части иранского урана для обогащения в третьи страны. Предполагалось, что около 1,2 тонны урана со степенью обогащения 3,5 проц будут переданы России для обогащения до степени 19,75 проц, затем уран перевезут во Францию для изготовления топливных сборок по американской технологии /объясняется это тем, что тегеранский реактор - американского производства/. Готовые топливные сборки планировалось вернуть в Иран в конце 2010 года. Однако в ноябре 2009 года Иран выдвинул собственную схему, согласно которой он готов отправить за рубеж некоторую часть урана, но только в обмен на немедленные поставки аналогичных объемов более высокообогащенного ядерного топлива. В связи с тем, что западные страны так и не дали ответа на контрплан Ирана об обмене ядерным топливом, в начале января 2010 года Иран заявил, что самостоятельно изготовит ядерное топливо, а в начале февраля в центре Натанз была произведена партия урана, обогащенного до 19,8 проц. Объясняется это тем, что Ирану требуется 116 кг обогащенного до 19,75 проц урана для тегеранского исследовательского реактора, который дает возможность производить лекарства. Решение Ирана начать дообогащение урана усугубляет сомнения в искренности Тегерана в связи с его ядерной программой, заявил официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко. Оно, по его словам, "противоречит положениям резолюций СБ ООН и решений Совета управляющих МАГАТЭ. "Нас, конечно же, разочаровало то, что Тегеран не дал возможность дипломатии поработать в плане поиска такой формулы реализации предложенной МАГАТЭ схемы вывоза его низкообогащенного урана для производства топлива для Тегеранского исследовательского реактора, которая бы устраивала все стороны, - продолжал дипломат. - Убеждены, что дальнейшая проработка возможных путей реализации этого проекта позволила бы выйти на общий знаменатель уже в ближайшее время. Это стало бы существенным шагом в восстановлении доверия к исключительно мирной направленности иранской ядерной программы, создавая необходимую атмосферу доверия для начала диалога". Озабоченность решением Ирана выразил генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано. Об этом говорится в заявлении официального представителя агентства, который подтвердил факт получения соответствующего письма от Организации по атомной энергии Ирана. "Генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано, - отмечается в документе, - воспринял это решение с озабоченностью, поскольку оно может, в частности, нанести ущерб продолжающимся международным усилиям по обеспечению ядерным топливом тегеранского исследовательского реактора". "Генеральный директор, - подчеркивается далее, - подтвердил готовность агентства играть посредническую роль в вопросе о тегеранском исследовательском реакторе".
Источник: ИТАР-ТАСС

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.