Исламский банкинг как панацея от кризиса

19 марта 2009
A A A


В последнее время резко возрос интерес к таким явлениям как “исламская экономика” и “исламский банкинг”. Интерес понятен - формально ведущие страны мусульманского мира считаются менее пострадавшими от мировой рецессии, чем многие другие. Даже такой крупный авторитет как глава Федеральной резервной системы США и тот недавно призвал больше обращать внимание на такое явление как исламский банкинг. Интерес к исламской экономике растет и в России. Менее чем за год проведено несколько конференций, а в Российском исламском университете в Казани даже открылся Центр изучения исламской экономики. Наиболее представительной из них стала прошедшая в Москве 17-18 марта международная конференция “Исламский банкинг: cпецифика и перспективы”. Однако прежде, чем поделится с читателями впечатлениями от этого полезного мероприятия, хотелось бы напомнить, что такое “исламская экономика”, и как она связана с нефтегазовой индустрией и современными мировыми финансовыми проблемами. Стержневым принципом “исламской экономики” является запрет фиксированного ссудного процента. “А Аллах разрешил торговлю и запрети рост” говорится в Коране (сура аль-Баккара аят 275). Пророк Мухаммад считал, что ссудный процент, за которым не стоит ни товар, ни реальный труд, является формой несправедливого угнетения человека человеком. Это, пожалуй, единственное специфическое место во взглядах великой небесной религии на земные проблемы экономики. Однако лет 35-40 назад на основе этого маленького аята была выработана куда более развернутая система, действующая на следующих принципах: отказ от ссудного процента, непосредственное участие финансового и инвестиционного учреждения в коммерческих проектах с разделением прибылей и убытков, запрет инвестиций в сферы, попадающие под определение “харам” (запретное) по учению ислама ( к таковым относится производство алкоголя и продуктов на его основе, игорный бизнес и ряд других сфер). Запрещается также торговля товаром, который физически не принадлежит торговцу (например, опционы, фьючерсы), а также торговля долговыми обязательствами по цене, отличной от их номинала. Судя по прозвучавшим на конференции докладам, “исламская экономика”, несмотря на мировой кризис, находится на большом подъеме. Как сообщил в своем выступлении постоянный представитель России при Организации Исламская Конференция Камиль Исхаков, сегодня в мире около 300 исламских банков и 400 инвестиционных компаний с капиталом 700 млрд долларов (многие эксперты доводят эту цифру до 900 млрд), исламские финансовые учреждения работают в 70 странах мира, общий оборот “исламского финансового сектора” cоставляет около 1 трлн долларов в год. Резко, до 15 млрд долларов, возрос оборот исламских облигаций, носящих название суккук, но в основном в Малайзии, где их, кстати, выпускают и местные нефтяные компании (суккук – облигация, предусматривающая, в отличие от классических ценных бумаг этого типа, разделение прибылей и убытков между эмитентом и покупателем, последний как бы приобретает право собственности на долю компании-эмитента). Прозвучавшая на конференции информация о том, что в 2007-2008 годах исламский экономический сектор пережил бурный рост в 60%, а 70% исламских финансовых учреждений находятся в странах Персидского залива, вызвали у автора этих строк вопрос: а не порожден ли этот рост “нефтяным бумом”, а вовсе не структурными особенностями исламских финансов. Отвечая на него, представитель Исламского банка развития Салман Саед Али, заявил, что возникла в 60-х годах “исламская экономика” конечно же на волне подъема цен на нефть, но сейчас она развивается отдельно от рынка углеводородов. Правда, в кулуарном разговоре один из ведущих российских специалистов по исламской экономике подтвердил мнение о “нефтяной подоплеке” современного подъема исламских финансов. Возник также вопрос, насколько эффективной альтернативой традиционно сложившейся системе в условиях кризиса может стать исламский финансовый сектор? Апологеты исламских финансов на конференции приводили графики, демонстрирующие более плавные кривые волатильности “исламских” фондовых рынков по сравнению с неисламскими. Однако один из первых отечественных специалистов по исламской банковской системе, арабист Алексей Журавлев, критически оценил возможности мирового исламского банкинга быть панацеей от кризиса и, тем более, альтернативой традиционной финансовой системе. За последние 10 лет доля крупных исламских банков (с активами свыше 500 млн долларов) возросла с 22% до53%, а число крупнейших ( с активами свыше 10 млрд долларов) увеличилось вчетверо. Однако высокая концентрация активов в этом секторе затрудняет выполнение ими своих функций. В последнее время, индекс “шариатского” FTSE, объединяющего 1266 эмитентов упал до отметки 98%. Возможности инвестирования для исламского сектора сегодня очень ограничены. Падает рынок недвижимости, а также биржевые котировки на сырье, являющиеся традиционными точками приложения исламских инвестиций, а вкладывать в растущее золото и серебро по законам шариата запрещено. Так что деньги в исламском секторе есть, однако существующие инвестиционные механизмы не позволяют их эффективно вкладывать. Кстати, выступавший на конференции представитель Kuwait Finance, вспомнил, что Кувейт потерял на американских инвестициях 3 трлн честно заработанных нефтедолларов. Также существует серьезное противоречие между идеальной моделью исламских финансовых структур и их реальным воплощением, что вызывает серьезные споры между богословами факихами, считать ли их исламскими. Например, 58-60% трансакций исламскими финансовыми учреждениями сегодня проводятся на основе механизма “мубараха”, заключающегося в том, что исламский банк покупает товар (этот принцип чаще всего используется в торговле сырьем) от имени покупателя и затем продает ему же, но уже по повышенной цене. Покупатель выплачивает сумму либо аккордно, либо частями. Банк также может покупать и перепродавать товар от имени покупателя. Есть также проблемы с возникновением мусульманских ломбардов (залог в рост) и с тем, что при распространении исламских облигаций суккук отсутствует “реальная продажа” доли собственности, как того требует шариат. Наконец, в исламском торговом праве есть такое понятие как “салям” - оказание услуг при совершении торговых сделок, и под это вполне можно подвести запрещенную торговлю товаром, который продавцу не принадлежит. В целом создается впечатление, что “исламская экономика” представляет собой ничто иное как переформатированные в системе мусульманских понятий традиционные механизмы финансирования и инвестиций. При этом жестко регламентированном шариате всегда найдется лазейка, для действий по принципу: ”если нельзя, но очень хочется то можно”. Кстати, даже в странах самой что ни на есть сердцевины исламского мира большая часть банков работает на принципах традиционного банкинга, именно через них кредитуются нефтяные компании, работающие в регионе. Самый большой процент исламских финансовых учреждений находится в Кувейте - 32,4% от всего числа банков. Тогда почему в нашей стране возник сегодня такой повышенный интерес к этому сегменту экономики? Ответ во многих выступлениях на прошедшей конференции звучал так: Россия ждет инвестиций из обширных свободных капиталов нефтеносных стран Залива, а мешает их привлечению отсутствие адекватных и приемлемых для арабских инвесторов механизмов, соответствующих требованиям шариата. Инвестиции, конечно, России нужны, только в случае привлечения исламских финансовых структур необходимо будет радикально изменить, во-первых, российское финансовое законодательство, поскольку оно не предусматривает участие банков в торгово-посреднической деятельности, а во-вторых, нынешнюю систему финансовой отчетности, международные стандарты которой основываются на ссудном проценте. Есть еще один аспект - в случае участия в бизнесе исламский банк берет практически под полный контроль всю бухгалтерию и финансовые потоки своего клиента. Сомнительно, что это придется по душе многим российским предпринимателям. И наконец, в нынешних политических условиях очень многие опасаются того, что развитие мусульманских экономических структур в России создаст благоприятные условия для проникновения политического исламизма.
Источник: НЕФТЬ РОССИИ

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.