16 октября 2006
А.А.Розов Накануне в банковском секторе Ирана произошло беспрецедентное событие: с применением государственных механизмов был снят со своего поста исполнительный директор одного из наиболее перспективных частных банков ИРИ – Банка «Парсиан». Отставка была инициирована со стороны государства. Ее причины подробно прокомментировал гендиректор Центрального Банка ИРИ И.Шейбани. [1] По его словам, причина отставки исполнительного директора банка с частным капиталом заключается в элементарном нарушении законодательства: согласно иранским правовым нормам, регулирующим банковскую деятельность, в руки одного юридического или физического лица должно быть передано не более 20% акций банка. Превышение этого параметра, по мнению государства, является недопустимым, поскольку, во-первых, существенно увеличивает степень риска при банковских операциях, а во-вторых, ограничивает возможности кредитования широких слоев государства. Таким образом, данное условие (не более 20% акций в одни руки) соответствующим образом регулируется в государственном нормотворчестве. По утверждению И.Шейбани, формальной причиной отставки Исполнительного директора банка «Парсиан» послужило именно превышение данного показателя (в соответствии с разрабатываемой схемой, 28,8% акций банка планировалось продать неназванному банку из ОАЭ, который уже выделил 1/5 от суммы в 300 млрд. туманов[2]). Банк «Парсиан», дескать, был проинформирован о вышеназванных нарушениях, но надлежащих шагов по исправлению ситуации не предпринял. Как итог – было принято волевое решение о замене руководства «провинившегося банка» и приостановке намечавшейся сделки. Очевидно, однако, что истинные причины этой громкой отставки, имеющей в том числе политический подтекст, следует искать гораздо глубже. О них И.Шейбани предпочел не распространяться. Пример Банка «Парсиан» показателен: он демонстрирует всю остроту структурного кризиса, с которым столкнулась зарождающаяся в Иране частнобанковская система. Одна из важнейших реформ иранской экономической системы – банковская (приватизация банков, формирование финансово-кредитных учреждений с частным капиталом и т.д.) протекает с переменным успехом, а промежуточные итоги ее оцениваются экспертами крайне неоднозначно. Во второй срок президентского правления С.М.Хатами (2001-2005 гг.) удалось совершить «революцию» в банковской системе ИРИ. После того, как в апреле 2000 года Наблюдательный Совет ИРИ наконец одобрил предложение парламента о формировании в Иране частных банков, в стране впервые после исламской революции 1979 года появились и стали функционировать банки, построенные на негосударственном капитале. Одним из таких «передовиков» стал созданный в 2001 году при содействии крупного капитала автомобильной промышленности банк «Парсиан» с начальным капиталом в 35 млн. долларов. Несмотря на то, что «Парсиан» как и другие молодые частные банки в Иране (например, «Эктесад-е Новин») не мог конкурировать с государственными банками по географическому охвату (имел лишь 60-70 филиалов по стране против 15-20 тысяч отделений госбанков), тем не менее, он быстро превратился в лидера по спектру предоставления клиентам услуг в соответствии с новейшими банковскими технологиями. Неоконсервативное правительство во главе с президентом М.Ахмадинежадом в практическом плане почти заморозило приватизационные процессы в банковской сфере. Под сильным прессингом правительства процесс образование новых банков с частным капиталом приостановился. Социально ориентированная политика нового правительства оказалась направленной против расширения частного банковского сектора. В итоге из находящихся на рассмотрении Центробанка ИРИ более 30 заявок (были поданы до 2003 года) реально были удовлетворены всего 5-6 . Именно такое количество частных банков, по мнению аналитиков, функционирует сейчас в Иране. Серьезным ударом по интересам частных банков стало решение правительства о снижении уровня процентной банковской ставки. Это решение преследовало цель сделать банковские кредиты более доступными для широких слоев населения. Смена руководства банка «Парсиан» идет в русле усилий, направленных против усиления влияния частных банков в экономической жизни страны. Очевидно, что эффективность функционирования частных банков в Иране на порядок выше, чем государственных. Очевидно, что частные банки обладают большими возможностями для оказания финансовых услуг физическим и юридическим клиентам, потенциальным инвесторам. Статистика свидетельствует: за первые полгода своей деятельности частные банки привлекли в 2,5 раза больше депозитов и в 3,5 раза больше услуг. Частные банки имеют гораздо меньшую степень бюрократизации, чем государственные, и высочайшую степень эффективности. Но не эти факторы являются определяющими в банковской политике М.Ахмадинежада. Главное – лояльность правления банка политическому и экономическому курса кабинета министров. Понятно, что ключ к решению многих проблем банковского сектора находится в руках политической элиты, а не формирующейся прослойки крупных финансистов. Именно поэтому с самого начала процесса приватизации банков на должности управляющих 3 крупнейших частных банков («Парсиан», «Эктесад-е Новин» и «Кар Афарин») были назначены специалисты, занимавшие до этого ключевые посты в государственной банковской системе ИРИ. И как показала история с Банком «Парсиан», власти в Иране обладают полномочиями не только назначать, но и отправлять в отставку руководство крупнейших частных банков, если их политика не соответствует интересам правящей верхушки. Следует ожидать, что отставка руководящего состава Банка «Парсиан», независимо от мотивов данной акции, окажет общий негативный эффект на дальнейший процесс приватизации иранской банковской системы. Очевидно, что зарождающаяся система частных банков в ИРИ пока что находится под сильным влиянием государственных структур, которые плотно контролируют группу из 4-5 банков, капитал которых напрямую не находится в руках государства, но которые полностью лояльны иранскому руководству. Для таких банков обеспечение национально-государственных интересов ИРИ является главной прерогативой, довлеющей над собственно внутрибанковскими интересами. Важно и то, что для иранских т.н. частных банков при построении перспективных стратегий развития государство по-прежнему служит главным ориентиром. --------------------------------------------------------- [1] Ибрагим Шейбани был назначен на должность гендиректора Центробанка Ирана в мае 2003. Он родился в 1949 г. в пригороде г. Язд. По завершении обучения в начальной школе продолжил образование в средней школе «Адиб» в г.Тегеране по специальности «математика». Поступил на экономический факультет Тегеранского университета и окончил его со степенью магистра. Образование продолжил вначале в Европе, а затем в Америке. Имеет диплом о высшем образовании института социсследований в г. Лахе, Голландия, диплом и степень доктора экономики университета Индиана США. После завершения образования в области экономики возвратился в Иран и был избран профессором экономики Тегеранского университета. Наряду с преподаванием работал также на должностях старшего эксперта Организации управления и планирования, в аппарате замуправляющего Статцентра Ирана и аппарате замуправляющего по вопросам экономики Центробанка ИРИ. И.Шейбани входил в Высший совет усовершенствования образования при университете имама Садыка, был советником президента при Совете по вопросам денежного обращения и кредитной политике. Помимо публикации статей по экономике в специальных журналах и составлению университетских учебников, является автором работ по персидской поэзии и литературе [2] 1 доллар США равен примерно 900 иранских туманов или 9 000 иранских риалов.
Источник:
Институт Ближнего Востока
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий