Радикальные исламисты подводят итоги войны в Ливане

18 сентября 2006
A A A


Д.А. Нечитайло В конце июля с.г. Айман аз-Завахири выступил с видеообращением по поводу войны в Ливане, в котором он говорит, что данный конфликт может быть использован для того, чтобы положить конец суннитско-шиитским противоречиям, послужить стимулом для объединения этих двух ветвей ислама для того, чтобы отбросить с Ближнего Востока главного врага — США и уничтожить вероотступнические режимы мусульманских стран. Это заявление было воспринято неоднозначно, так как существуют сторонники и противники такого подхода. Как расцениваются итоги конфликта в Ливане в кругах радикальных исламистов, а также стратегия «Аль-Каиды», ориентированная на длительную перспективу, в которой суннитско-шиитские взаимоотношения следует строить на основе общих интересов ислама? Можно выделить противников сближения позиций шиитов и суннитов. Египтянин Сейф ад-Дин аль-Кинани проанализировал многие сообщения малоизвестных радикальных исламистских авторов и полевых командиров, опубликованные через «Всемирный исламский медиафронт». Основываясь на них в своем ответе аз-Завахири под названием «Недоумение притесненных и красные линии», он пишет, что проблема Ливана – это общеисламская проблема, но в ее решении, равно как и в решении проблемы Палестины, должны участвовать только мусульмане-сунниты. Шииты же вообще не считаются мусульманами, и поэтому их борьба не может считаться джихадом. Радикальный кувейтский исламский мыслитель нового поколения Хамед аль-Али (ему около 40 лет, окончил университет в Медине в Саудовской Аравии, известен своими фетвами, поощряющими акции террористов-смертников) опубликовал фетву по поводу происходящих событий в Ливане под названием «Почему сунниты и рафидиты не помогают друг другу в Ливане». Он пишет, что конфликт — это хорошо организованная кампания по уничтожению мусульман. Это не просто спор между суннитами и шиитами, это сефевидский (иранский) заговор, похожий на тот, который вынашивают крестоносцы и иудеи. Иран расширяет свое влияние, распространяя шиизм. Автор обвиняет шиитов в уничтожении более 100 тыс. суннитов в Ираке, а на весах ислама вся кровь, которую проливают мусульмане, имеет одинаковое значение, поэтому нельзя говорить, что кровь ливанцев и палестинцев ценнее, важнее, нежели кровь мусульман Ирака или Афганистана. Ливанская радикальная шиитская организация «Хизбалла» рассматривается им как «рука сефевидского Ирана», с помощью которой Иран осуществляет свои тайные замыслы и расширяет зону своего влияния. Кстати, Хасана Насраллу он называет Хасан Наср,а «Хизбаллу» — «Хизб Хасан Наср», то есть не «партией Аллаха», а «партией Хасана Насра». Он пишет, что «Хизбалла» не объявляет джихад, чтобы освободить Палестину, а точно следует приказам из Тегерана, который использует «фитну» (смуту) в Ливане для извлечения политической выгоды. «Те, кто думают, что война в Ливане может называться исламским сопротивлением, как в случае с Палестиной, или что проблема заключается только в идеологических противоречиях между суннитами и шиитами перед сионистской агрессией, — это не кто иные, как обманутые «простачки, которые живут вне нашей действительности». Практически такой же позиции придерживается еще более известный идеолог радикального ислама Абд аль-Муним Мустафа Халима («Абу Басир»). Он известен своими трудами, затрагивающими многие политические аспекты, например, в книгах «Правила поиска политического убежища в мире неверных», «Иммиграция: вопросы и правила». Он пишет, что «мусульманин должен сделать все возможное, чтобы отделить себя от еретической культуры неверных», одна из основных целей иммиграции — «возродить обязанность джихада и усилить давление на неверных. Иммиграция и джихад нераздельны, они дополняют друг друга». Этот автор известен своей критикой ХАМАСа и «Бригад Изеддина аль-Касама» за то, что они защищали Я. Арафата, когда он был в осаде израильскими войсками в Рамалле. В статье «Ливанская «Хизбалла» и экспорт шиитской вероотступнической правовой школы» он пишет, что «Хизбалла» — это ворота глобального шиитского движения для распространения шиизма в самый центр мусульманского мира. «Хизбалла» с успехом это делает, используя палестинскую проблему. «Хизбалла» использует сочувствие арабов к проблеме Палестины, демонстрируя симпатию и солидарность с палестинцами и в этом шииты еще большие лжецы, чем иблис (дьявол). Он рассматривает войну Израиля и «Хизбаллы» как конфликт между Израилем и двумя спонсорами этого шиитского движения — Сирией и Ираном. По его мнению, постхомейнистский Иран перестал экспортировать исламскую революцию в соседние страны и теперь пытается расширить свое влияние, приобретая популярность в широких арабских массах, оказывает поддержку США в Афганистане и Ираке. Он рассматривает «Хизбаллу» прежде всего как националистическое движение, а не исламское, действующее строго следуя инструкциям Ирана. Более того, по его мнению, «Хизбалла» ведет борьбу только на территории Ливана, поэтому она не может считаться исламской. Сирия, получая постоянную финансовую и политическую помощь из Ирана, использует «Хизбаллу» как сторожевого пса в южном Ливане, охранявшего границу с еврейским государством. В своих рассуждениях он идет дальше, чем остальные идеологи, и говорит, что война в Ливане была подготовлена и скоординирована Израилем, США и Ираном. Ее цель — усиление позиций и репутации шиитов в мире. «США, посовещавшись с учеными и богословами Ирана, предложили своей приемной дочери (Израилю) предпринять некоторые шаги…» Известный салафитский идеолог Абалла бен Джаберин (Шейх Абдалла бен Абд ар-Рахман аль-Джаберин) в своем недавнем «Заявлении о событиях в Ливане» придерживается в отношении шиитов умеренной позиции. Из его обращения нельзя сделать однозначный вывод о том, кого он ненавидит больше — шиитов или Израиль. Следует заметить, что в 2002 г. он был более резок в своих высказываниях в адрес «Хибаллы». В своей фетве он запрещал не только «оказывать какую-либо помощь этой вероотступнической партии, но и молиться за ее успех», призывал сторониться всех тех, кто работает на «Хизбаллу». «Мусульманам необходимо объяснять, что шииты враждебны исламу и мусульманам-суннитам, они всегда будут стараться манипулировать суннитами. Все, кто сотрудничают с «Хизбаллой», становятся одними из них». Интерес вызывает статья саудовского социолога Салеха Садуна под названием «Начнется ли решающее сражение между добром и злом». Эта статья интересна тем, что данный автор не является радикалом от ислама и при этом его статья была опубликована информационными ресурсами, обслуживающими интересы «Всемирного движения джихада». Хотя автор критикует шиитов и «Хизбаллу», но делает это в умеренных тонах. В его статье меньше религиозных сентенций, однако продолжают фигурировать высказывания о начале третьей мировой войны как начале апокалипсиса. Салех Садун не вдается в теологические тонкости, исторические обиды взаимоотношений суннитов и шиитов, он делает прогноз. В его статье больше практицизма, то есть прямо или косвенно, но его позиция близка долгосрочным планам «Аль-Каиды», возможно, поэтому его обращение появилось на радикальном сайте. Салех Садун пишет, что «в Ливане все произошло под диктовку из Вашингтона для осуществления американского плана по созданию «нового Ближнего Востока». Для этого, во-первых, нужно поджечь пядь за пядью южный Ливан. Во-вторых, в направлении Дамаска следует в каждой деревне (букв. деревня за деревней) уничтожить центры сопротивления, и не имеет значения, будет это «Хизбалла» или суннитская группа. По мнению Салеха Садуна, все эти шаги направлены на подготовку решающего сражения между США и Сирией, которое произойдет в начале 2008 г. В-третьих, эта война нужна была для того, чтобы разместить западные христианские вооруженные силы, особенно из Великобритании, Франции, Голландии, Бельгии, в юго-восточном Ливане на границе с Сирией. В свою очередь, когда будут подготовлены военно-политические условия для легкой победы, эти силы могут быть использованы для экспансии на исламскую умму или сдерживания действия групп муджахедов. В-четвертых, численность этого начального контингента будет возрастать с 2006 по 2007 гг. Война в Ливане нужна была для открытия нового фронта на Среднем Востоке, после чего должна произойти решающая битва между так называемыми силами добра и силами зла. События в Ливане положили начало третьей мировой войне. В-пятых, после этого вооруженного конфликта начнется, по сути, блокада Сирии, направленная на то, чтобы не допустить покупку Дамаском некоторых видов вооружений, ослабить его в военно-экономическом отношении, как это было в случае с Ираком. В связи с событиями в Ливане ряд исламистских форумов опубликовал сообщения, в которых говорится, что Иран освободил из-под домашнего ареста 27-летнего сына бен Ладена – Саада бен Ладена. Вместе с ним были освобождены несколько высокопоставленных деятелей «Аль-Каиды», которые в течение последних двух лет находились под надзором иранских спецслужб. В дальнейшем предполагалось переправить их к сирийско-ливанской границе и использовать их опыт работы в «Аль-Каиде» для создания там сетей «Хизбаллы» в лагерях палестинских беженцев, что отвечает долгосрочной стратегии «Аль-Каиды». Как известно, эта организация выступает за объединение суннизма и шиизма для борьбы против США. Также на исламистских форумах говорится, что не исключено, что это пробный шаг к возможному альянсу между Ираном и «Аль-Каидой» для противостояния американским интересам в регионе в будущем. К этой информации можно относиться по-разному. Возможно, это попытка со стороны «Аль-Каиды» поставить некоторых сомневающихся перед фактом, что Иран сам идет на сближение с суннитскими радикалами. Возможно, это пропагандистская акция. Еще один радикальный идеолог, Салман аль-Ауда (родился в Саудовской Аравии в 1956 г. За свои радикальные взгляды был арестован в 1994 г., выпущен на свободу в 1999 г.), выпустил фетву, в которой говорит, что поддержка «Хизбаллы» – это священная обязанность мусульман, несмотря на все идеологические разногласия и противоречия. А те, кто выступают против поддержки «Хизбаллы», являются жертвами той политики, которую в настоящее время проводят суннитские муджахеды в Ираке, обвиняя шиитов в поддержке американцев. Позиции, близкой к позициям Аз-Завахири и Аль-Ауды, придерживается радикальный идеолог новой волны Хубаб бен Марван аль-Хабаб. В своей статье «Наши братья в Ливане, ищите убежище у Аллаха, чтобы подготовить себя» он пишет: во-первых, война в Ливане была испытанием Всевышнего за грехи мусульман. Именно те, кто выдержат его, станут той группой, которой надлежит сыграть позитивную роль в возрождении ислама, поэтому этот конфликт является благом для мусульманской уммы. Во-вторых, следует отдавать приоритет защите мусульманских государств, а не суннитско-шиитстким противоречиям, использовать военный опыт «Хизбаллы» для дальнейших войн против врагов ислама. «Война в Ливане является благом еще и потому, что послужит призывом для мусульман различных стран. Им следует объяснить, насколько опасно предаваться роскоши и праздной жизни. Все это болезни, которые враги ислама принесли в наши страны, в результате чего мы стали мягкотелыми». Муджахеды должны использовать текущий момент. Сейчас настало то время, когда нужно предпринять серьезные шаги для возрождения ислама (суннизма) в Ливане и просвещения в мусульманских странах. В-третьих, мусульмане должны забыть обо всех своих разногласиях и распрях и объединиться на основе священных принципов, заложенных в Коране. Однако Хубаб бен Марван аль-Хабаб не выступает за объединение суннитской и шиитской ветвей ислама, он призывает к расширению масштабов пропагандистской работы, чтобы вернуть людей к «чистому исламу», который был во времена «праведных предков». По его мнению, сунниты могут воевать бок о бок с шиитами против неверных, но им надлежит сторониться их ложной доктрины. Радикальный исламский деятель Сулейман аль-Алван (около 40 лет, неоднократно выпускал фетвы, оправдывающие теракты с использованием смертников; он назвал события 11 сентября 2001 г. актом джихада) склонен рассматривать последние конфликты в исламском мире как явные предвестники надвигающегося апокалипсиса. Он говорит, что их необходимо использовать для распространения ислама, чтобы подготовить душу к встрече с Всевышним… Текущий исторический момент как начало апокалипсиса склонны рассматривать многие современные идеологи радикального ислама. Абу Джандал аль-Азди, один из идеологов «Аль-Каиды», не только приравнивает бен Ладена к таким крупным исламским мыслителям, как Ибн Таймийя, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, Хасан аль-Банна, но и называет его «обновителем времени». Недавний конфликт в Ливане он рассматривает как лишнее подтверждение близости грядущего апокалипсиса. По поводу отношения к «Хизбалле», Ирану, шиитам у радикальных исламистов нет единой точки зрения. Юсуф аль-Кардави призвал к объединению суннитов и шиитов и осудил позицию тех, кто выпускает фетвы, запрещающие оказывать помощь «Хизбалле». Иорданские и сирийские «Братья-мусульмане» поддержали «Хизбаллу», назвав ее бойцов «муджахедами из «Хизбаллы»». Подобной позиции придерживается пакистанская «Джамаат-е-ислами». Лидер египетских «Братьев-мусульман» Махди Акеф предложил отправить воевать в Ливан 10 тыс. муджахедов. В последнее время все очевидней проявляется конфликт между старшим поколением радикальных исламских идеологов: аз-Завахири, аль-Макдиси, Абу Катады, Салмана Ауды, ас-Сури, и представителями новой волны исламистов по поводу стратегии и тактики борьбы против врагов ислама. На одном из радикальных исламистских сайтов даже был проведен интернет-опрос, целью которого было выяснение, кого больше: тех, кто считает, что следует сражаться против шиитов, либо тех, кто готов воевать на стороне шиитов. Организаторам опроса не удалось это выяснить, так как одним из самых популярных ответов был: «Я готов воевать рядом с любым союзником против Америки и Израиля и против того, кто притесняет мусульман». Такая позиция отвечает интересам «Аль-Каиды», а задача ее идеологов заключается в том, чтобы заставить потенциальных воинов джихада забыть историко-идеологические противоречия между суннитами и шиитами для возможного альянса в будущем.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.