14 августа 2006
Евгений Сатановский Вторая ливанская война, ход которой столь тяжело и медленно переламывает в свою пользу Израиль, заставляет экспертов говорить не об условиях прекращения огня или арабо-израильском урегулировании, но о тех, кто стоит за сценой. В мировых СМИ стало общим местом клеймить ближневосточную политику США и полагать Израиль то ли инструментом Госдепартамента, то ли его заложником. Ситуация между тем куда сложнее. Не случайна позиция арабских соседей Израиля, категорически отказавшихся не только отправлять своих военнослужащих в зону конфликта, но и отзывать из "страны-агрессора" послов. Не случайны фетвы саудовских богословов, запрещающих молиться за победу "Хезболлах". Не важно, скоординированы ли были атаки "ХАМАС" и "Хезболлах" против израильской армии, как полагает большинство наблюдателей, или являются самостоятельными актами "борьбы с сионистским врагом", как утверждают их лидеры. Важнее то, что за спиной шейха Насруллы просматривается Тегеран. Ведет ли "Хезболлах" боевые действия против Израиля "по доверенности" только Корпуса стражей исламской революции, зарубежным подразделением которого является, или рахбара и президента Исламской Республики Иран - она действует не в интересах ливанцев, палестинцев или Сирии, которая вот-вот может оказаться втянутой в войну с предсказуемым для нее фатальным исходом. Чем бы ни закончились военные действия в Ливане, где израильтяне получили карт-бланш не только Запада, но и арабских соседей на ликвидацию "Хезболлах", вопросов больше, чем ответов. Стал ли новый ближневосточный конфликт адекватным "асимметричным ответом" Ирана на ультиматум "великих держав" по иранской ядерной программе? Является ли он "фальстартом", заставив шиитских радикалов начать расходовать ракетный потенциал, копившийся годами для более острой ситуации? Сохранится ли координация действий террористических организаций исламистов против стран Запада и Израиля? Примут ли в этой деятельности за пределами Ближнего Востока участие иранские спецслужбы и профессиональные камикадзе, которые в современных армиях есть только у Ирана и Северной Кореи? Опыт советской истории, помноженный на беспристрастный анализ информации, говорит: Иран, исламская демократия, становится региональной сверхдержавой, претендуя при этом на большее. Значительно большее. Мы присутствуем при становлении новой, теократической парламентской исламской империи. И война в Ливане — первая война этой империи. Не так важно, спровоцировали ли ее американцы, с их стремлением к ускоренной модернизации Ирана, который они собственными руками лишили соперников в лице талибов и Саддама Хусейна. Скорее всего иранский ответ на вызовы глобализации в любом случае был бы именно таким. В аналогичной ситуации СССР в 20—30-е гг. ХХ в. экспортировал революцию в Европу и Азию, разваливал колониальные империи Запада в Африке и поддерживал национально-освободительные движения по всему свету. Инструментами советской политики в ранний период служили террористические организации и гражданские войны. Иран, чрезвычайно напоминающий, с поправками на религиозный фактор, СССР, проходит именно этот период своей истории. Шиитский полумесяц, от Ливана и Сирии до юга Ирака, восточной провинции Саудовской Аравии и малых монархий Персидского залива, — приоритетная зона его интересов. Непримиримая борьба с Израилем, пока чужими руками, — стержень идеологии, консолидирующей под знаменами Тегерана радикалов исламского мира. Ядерные программы, а в ближайшей перспективе ядерное оружие — гарантия неприкосновенности. Тем, кто помнит историю, отнюдь не безразлично, региональная сверхдержава или новый игрок мирового класса вырастает в лице нового, ядерного Ирана на южных рубежах России. В свое время Сталин в разгар противостояния с Западом помог Мао взять под контроль Китай и дал ему ядерные технологии, но уже при Хрущеве отношения СССР и КНР испортились, а при Брежневе "братья навек" дошли до прямого военного столкновения. Сегодня отношения Москвы и Пекина переживают расцвет, но "осадок остался". Многие в России готовы безоглядно поддержать Иран в его противостоянии с Западом. Кто-то до сих пор оплакивает продажу Аляски и видит в проблемах страны не следствие собственной некомпетентности, а происки "мирового заговора". Кто-то, осознавая, что Россия со времен Петра — не евразийская империя потомков Чингиса или Османа, а форпост европейской цивилизации в Азии, справедливо полагает, что западным конкурентам полезно лишний раз осознать, что Москва — самостоятельный игрок мировой политики, с интересами которого нужно считаться не только в период кризисов. Реальная политика не конкурс правил хорошего тона. При соблюдении разумной осторожности, трезвости оценок, взгляде на ситуацию в регионе больше чем с одной стороны и умении не только начать играть в "Большую игру", но и, действуя исключительно в собственных интересах, вовремя остановиться - почему бы в нее не сыграть. Особенно если не пропустить момент, когда в будущем Тегеране, разобравшемся с "Большим Сатаной" и соперниками в Персидском заливе, вспомнят про "северные территории". Каспийское море не Атлантический океан - границы на Кавказе и в Центральной Азии прозрачны, а проблем между нашими странами хватало и во времена Разина, и во времена Грибоедова, и во времена Мехабадской республики. В России, к слову, в 2050 г. будет жить чуть больше 100 миллионов человек, в Иране же - миллионов на 20 больше, да и с нефтью, газом и ядерными технологиями у них к этому времени все будет в порядке...
Источник:
Известия.Ru
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий