Военно-политическая обстановка в Ираке (июнь 2006 года)

11 июля 2006
A A A


В. П. Юрченко Военно-политическая обстановка в Ираке в июне 2006 года оставалась нестабильной и напряженной. В сфере безопасности существенных изменений в позитивную сторону не произошло. 25 июня глава правительства Нури аль-Малики представил парламенту программу национального примирения, которая вызвала неоднозначную реакцию в стране. Внешнеполитическая активность вокруг Ирака в минувшем месяце несколько возросла. Положение дел в сфере безопасности в июне по-прежнему характеризовалось повышенной напряженностью. По признанию иракского министра иностранных дел Х. Зибари, в стране «сохраняется сложная и деструктивная ситуация в области безопасности». Более точно, как видится, высказался генеральный секретарь Организации Исламская конференция Э. Ихсаноглу, считающий обстановку в Ираке критической, причем, по его мнению, «ухудшаться ситуации уже некуда». В различных районах Ирака ежедневно продолжали иметь место многочисленные вооруженные нападения, убийства, столкновения на почве межконфессиональной розни, похищения людей, диверсии, другие насильственные действия. В июне, по официальным данным, число погибших иракцев (мирных граждан, военнослужащих, полицейских) составило 1105человек и раненых – 1423 человека. Общее же число иракцев, погибших со времени начала американо-британского вторжения в марте 2003 года составляет ок. 50 тыс. человек, из них 75% стали жертвами терактов, взрывов и других насильственных действий, а 25% считаются «военными потерями». Значительным остается и материальный ущерб от различного рода диверсий, вооруженных нападений и т. п. В этих условиях Совет Безопасности ООН по просьбе иракского правительства 15 июня дал согласие на продолжение присутствия на территории страны коалиционных сил во главе с США. Тем самым официальный Багдад фактически признал свою неспособность самостоятельно контролировать положение дел в стране и обеспечивать приемлемый уровень безопасности и порядка. Наибольшую активность иракская вооруженная оппозиция, вооруженные формирования, созданные по религиозному признаку, и иностранные террористы, как и прежде, проявляли в Багдаде и его окрестностях. Причем особой ожесточенностью отличаются столкновения между отрядами различных политических и религиозных партий и организаций. Только за первые пять месяцев текущего года в столичные морги было доставлено свыше 6 тыс. трупов людей, погибших в результате насилия. С целью улучшения состояния безопасности в Багдаде иракское правительство и коалиционное командование в июне начали специальную операцию «Вместе – вперед!», в которой принимают участие 26 тыс. иракских военнослужащих, 23 тыс. полицейских и 7,2 тыс. военнослужащих коалиционных сил, преимущественно американских. Причем, чтобы отличаться от повстанцев, полицейских переодели в новую униформу. Однако, по признанию командования ВС США, операция не привела к особым положительным результатам. В столице не прекращаются теракты, вооруженные нападения и т. п. Большое число вооруженных нападений, терактов и других насильственных действий имело место в городах (и прилегающих к ним районах) в центре, на севере и западе Ирака: Рамади, Эль-Фаллуджа, Киркук, Баакуба, Мосул, Байджи, Тикрит, Балад, Самарра, Эль-Микдадия, Талль-Афар, Хаббания, Балад-Руз, Эль-Халис, Хит, Дибс, Джалула, Кара-Таппа и в ряде других мест. Высокую активность местные повстанцы и иностранные боевики проявляют в западной провинции Анбар. Именно здесь американские войска несут наибольшие потери. В июне части ВС США при поддержке иракских правительственных сил провели в столице провинции Рамади операцию с целью пресечения действий повстанцев и иностранных боевиков, которая особого успеха не имела. В настоящее время в провинции размещено 28 тыс. американских и ок. 10 тыс. иракских военных. Отметим, что планы намечаемого сокращения группировки вооруженных сил США в Ираке не предполагают уменьшения численности контингента в Анбаре, а силы правительственной армии в провинции к концу 2006 года предполагается увеличить вдвое. Не снижается интенсивность боевой и террористической деятельности повстанцев и боевиков в т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада, особенно в районе городов Эль-Искандерия, Эль-Махмудия, Эль-Юсуфия, Эль-Латифия. В июне вооруженные и террористические акции имели место и в различных районах на юге Ирака, хотя в целом здесь их интенсивность, как и прежде, была ниже, чем в центре, на севере и на западе страны. Напряженная обстановка сохраняется в Басре. Это вынуждено признать командование дислоцированных в городе британских войск. Англичане характеризуют ситуацию в Басре как в целом «тревожную». В городе регулярно происходят вооруженные стычки между различными политико-религиозными группировками (в основном шиитскими), широкое распространение получило насилие на почве межконфессиональной розни. И все это, не смотря на введенное премьер-министром Н. аль-Малики в Басре чрезвычайное положение. Фактически же ни центральные, ни местные власти не в состоянии пока стабилизировать обстановку в городе и прилегающих к нему районах. Принято решение о наращивании численности группировки правительственной армии в Басре. На юге Ирака вооруженные нападения и другие насильственные действия имели место также в городах (и прилегающих к ним районах): Хилла, Кербела, Эд-Дивания. Эс-Сувейра, Эль-Кут, Эль-Амара, Самава, Эн-Наджаф. Эн-Насирия и в некоторых других местах. Обстановка в Иракском Курдистане в июне в основном оставалась стабильной. Одной из главных причин сохраняющейся в Ираке высокой степени напряженности является продолжающееся в значительных масштабах и во многих случаях принимающее ожесточенный характер противоборство между арабами-суннитами и шиитами. В различных районах страны происходят взаимные нападения на представителей обеих общин, убийства и похищения политических и религиозных деятелей, обычных граждан. Продолжается в буквальном смысле этого слова охота на бывших высокопоставленных офицеров саддамовской армии. Во многих городах и других населенных пунктах, особенно в Багдаде и его окрестностях, практически ежедневно на улицах, в реках и других местах находят трупы убитых шиитов и суннитов. По данным моргов, большинство из этих людей погибли от огнестрельных ранений, но очень много и таких, кто умер от пыток огнем или электрическим током. Ежедневно только в морг багдадского паталогоанатомического института доставляют от 35 до 50 подобных трупов. Большинство из них полиция находит в ходе патрулирования на окраинах города. С конца февраля по середину июня с. г. по причине угроз и преследования на почве межконфессиональной вражды свои мест проживания были вынуждены покинуть ок. 131 тыс. человек (21731 семья). Из них 70% - шииты, а остальные сунниты, а также небольшое число христиан и курдов. И это только те, кого учла местная официальная статистика. Река Тигр разделила Багдад на преимущественно шиитские восточные районы и преимущественно суннитские – западные, что напоминает «зеленую линию», разделившую Бейрут на мусульманскую и христианскую части в годы гражданской войны в Ливане в 1975-1990 годах. Не спадающий уровень насилия в стране вынуждает все большее число иракцев эмигрировать в другие государства. По оценке ООН, поток беженцев из Ирака в настоящее время является самым большим в мире. Всего после американо-британского вторжения в марте 2003 года свыше 1,2 млн иракцев покинули родину. Уничтожение 7 июня в результате спецоперации, проведенной американскими военными, главаря иракского филиала «Аль-Каиды» А. М. аз-Заркауи, несомненно, стало крупным успехом в борьбе с иностранными террористами и их пособниками в Ираке. Однако это не повлияло на деятельность собственно иракского вооруженного сопротивления, которое является национальным в своей основе, и к тому же зачастую вступает в конфликты с зарубежными боевиками. Борьба иракских повстанцев против нынешнего правительства и оккупационных сил не ослабла, а насилие в Ираке, имеющее глубокие внутренние корни, не прекратилось. Фактически данное обстоятельство признали и президент США Дж. Буш, и командование американских войск в Багдаде. По оценке американских экспертов, преемником аз-Зракауи, вероятнее всего, стал некто Абу Аюб аль-Масри, он же Абу Хамза аль-Мухаджир. Но здесь, как видится, главное заключается не в имени нового главаря террористов и экстремистов, а имеются ли у него качества настоящего лидера и организатора. По информации командования ВС США, за последнее время наибольшее число иностранцев, вливающихся в ряды боевиков и террористов, прибывают в Ирак из Египта. Далее следуют Сирия, Судан и Саудовская Аравия. Это вывод сделан на основании обобщения данных паспортов, изъятых у убитых или захваченных боевиков (всего с начала года американские войска захватили в плен до 420 иностранных боевиков). Вместе с тем происходит и все больший приток в ряды боевиков и сторонников «Аль-Каиды» иракских граждан. Кроме того, по имеющейся информации, в Ираке в настоящее время сражаются ок. 150 подданных Великобритании из числа исламских радикалов. Эти люди объединены в т. н. «Британскую бригаду», которая, предположительно, действует в районе к западу от Багдада. В целом же, по оценке представителя британских спецслужб, за последние два года значительно увеличился поток мужчин исламского вероисповедования, отправляющихся в Ирак из западноевропейских государств для участия в борьбе с иностранными войсками. Считается, что мотивацией для этого является главным образом усиливающееся неприятие мусульманами, проживающими в Европе, действий США и Великобритании в Ираке, особенно регулярно вскрывающимися все новыми скандальными фактами различного рода насильственных действий и издевательств военнослужащих оккупационных сил по отношению к иракцам. По оценке американского командования, в стране «по-прежнему существуют ячейки закаленных, настроенных на убийства и безжалостных лиц, которые, не колеблясь, убивают мирных граждан в своем стремлении подорвать законное правительство Ирака». По словам руководителя Разведывательного управления МО США генерала Майкла Мэйплса, действующие в стране боевики «остаются сильными, сохраняют живучесть». Генерал утверждает, что если в начале июня число акций экстремистов, связанных с сетью «Аль-Каиды» в Ираке сократилось, то затем оно вновь стало увеличиваться. Главными целями нападений, терактов, похищений людей и других насильственных действий, совершаемых повстанцами и боевиками, продолжают оставаться политические деятели, иракские правительственные чиновники различных рангов, военнослужащие правительственной армии, полицейские, сотрудники органов безопасности, иракские граждане, работающие на иностранные войска, иностранцы, работающие в Ираке, местные и зарубежные журналисты, профессорско-преподавательский состав иракских ВУЗов. Особенно тревожным, по оценке ООН, является рост числа убийств и угроз в отношении судей, прокуроров и судейских работников, что сказывается на нормальной деятельности судов. Многие теракты продолжают совершаться боевиками-смертниками, как правило, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в местах большого скопления людей. Наиболее громким преступлением террористов в июне стало похищение и последующее убийство пятерых сотрудников российского посольства в Багдаде. По данным ООН, только в 2006 году в Ираке ради получения выкупа, по политическим и иным мотивам были похищены ок. 20 тыс. человек. В июне было совершено несколько крупных похищений, когда боевики захватывали сразу несколько десятков человек. Высокой активностью отличаются действия партизан и террористов на иракских автодорогах. Растут потери среди водителей автотранспортных средств, в т. ч. иностранцев. Не прекращаются многочисленные диверсии и нападения на объекты нефтяной отрасли, особенно на севере и в центре страны, что самым серьезным образом препятствует налаживанию ритмичной работы ее предприятий, ведет к регулярным перебоям в экспорте нефти. Прямую помощь повстанцам и боевикам в ряде случаев оказывают представители власти на местах. Так, 15 июня американскими и иракскими военными в г. Кербела был задержан председатель местного совета шейх А. Аз-Зубейри, который возглавлял террористическую сеть, действовавшую на юге Ирака. Под его руководством боевики совершали нападения на американских и иракских военнослужащих. Значительную, неуклонно растущую угрозу безопасности и единству страны представляют вооруженные формирования, созданные по этническому и религиозному принципу. Все большую силу представляют из себя банды уголовников. Вооруженные милиции постоянно вмешиваются в действия армии и полиции. По признанию высокопоставленного сотрудника министерства обороны Ирака, «мы не можем действовать эффективно, если имеются люди, которые имеют оружие наряду с нами. Если эта проблема будет решена, я уверен, что безопасность стабилизируется на длительное время». Боевики милиций причастны к похищениям и убийствам людей, другим насильственным акциям. Особенно это характерно для вооруженных формирований шиитских партий и группировок. Жители Багдада, многих других мест во все большей степени ощущают на себе контроль со стороны шиитских или суннитских милиций. В целом «религиозное и этническое насилие стало реально соперничать с повстанческим движением по числу наносимых потерь и угрозе, создаваемой политическому, социальному и экономическому прогрессу в Ираке. Становится все меньше и меньше различий между повстанческими действиями и гражданской войной, а все стороны все больше прибегают к терроризму», - считают американские эксперты. Соединенные Штаты считают, что Сирия и Иран недостаточно делают для того, чтобы не позволять боевикам из других стран проникать в Ирак. В Вашингтоне настаивают, чтобы Тегеран и Дамаск прекратили оказание материальной и финансовой поддержки противникам нынешнего иракского правительства. План национального примирения, выдвинутый премьер-министром Н. аль-Малики, предусматривает в качестве одного из главных направлений стабилизации обстановки в Ираке ведение переговоров с суннитскими повстанческими группировками с целью склонить их к прекращению вооруженного сопротивления и добиться их присоединения к политическому процессу. По заявлениям властей, целый ряд повстанческих организаций сообщили о своей готовности начать диалог с правительством. Насколько успешно будет продвигаться этот процесс покажет время. Пока же отметим, что в числе главных требований, выдвигаемых суннитскими повстанцами, является признание их легитимности и составление четкого временного графика вывода из страны иностранных войск. Вопрос о состоянии и реальных возможностях силовых структур Ирака по праву считается одним из важнейших в решении проблем обеспечения безопасности в стране. По состоянию на 1 июля с. г. в их рядах насчитывалось ок. 266,3 тыс. человек. Однако, несмотря на значительную численность, реальные возможности иракской армии, сил и органов МВД все еще явно недостаточны для решения самостоятельно и в полном объем задач по контролю за ситуацией в стране. В июне были назначены новые министр обороны, внутренних дел и государственный секретарь по вопросам национальной безопасности. Военное ведомство возглавил суннит генерал-майор Абдель Кадер аль-Обейди Мухаммед Джасим, МВД – шиит Джавад аль-Булани, а госсекретарем по национальной безопасности стал шиит Ширван аль-Вали. Все трое ранее служили в саддамовской армии. По оценке экспертов, слабой подготовкой отличаются командные кадры армии и руководящие работники МВД, на низком уровне остается качество подготовки основной массы военнослужащих и полицейских. По-прежнему очень остро стоит вопрос о техническом оснащении вооруженных сил и МВД, что самым негативным образом сказывается на их боеспособности, а особенно на морально-психологическом состоянии солдат, полицейских и офицеров. Но главное – личный состав силовых структур разделен по этническому и религиозному признаку. В рядах ВС и МВД служит значительное число бывших боевиков курдских и шиитских вооруженных формирований, чья лояльность центральному правительству вызывает очень большие сомнения. Кстати, считаются недостаточно надежными даже иракские подразделения, охраняющие подступы к т. н. «зеленой зоне» в Багдаде, в которой размещены основные государственные учреждения и многие посольства, в т. ч. американское. Саму же « зеленую зону» охраняют исключительно войска США. В армии в настоящее время числится до 20 тыс. бывших боевиков курдских отрядов «пешмерга», а в полиции, особенно на юге Ирака, значительная часть сотрудников представлена бывшими боевиками радикальных шиитских формирований «Бригад Бадра», «Армии Махди» и некоторых других более мелких группировок. В частности, из 12 тыс. полицейских в Басре, половина ранее состояла в шиитских отрядах. Массовым явлением остается дезертирство. Так, с января по май 2006 г. из 10 тыс. военнослужащих, размещенных в провинции Анбар, дезертировали 1,5 тыс. человек. Отмечается, что иракские солдаты, проходящие службу в провинции Анбар, нерегулярно получаю жалование (задержки порядка шести месяцев), их порой не кормят в течение двух-трех дней. Не всегда нормальные отношения существуют и с американскими военнослужащими. В условиях массовой безработицы в стране значительная часть военнослужащих и сотрудников МВД служит только ради получения заработка. В армии и полиции по-прежнему много тех, кто сочувствует повстанцам или прямо работает на них. Все это не позволяет говорить об иракской армии и полиции как единых и цельных структурах. Правительство Н. аль-Малики обещает семьям военнослужащих и сотрудников МВД бесплатную недвижимость в случае гибели их родственников при исполнении служебных обязанностей. Подготовкой иракских силовиков занимаются преимущественно иностранные военнослужащие, главным образом из ВС США (ок. 4 тыс. чел.). По признанию американского генерала М. Дэмпси, отвечающего за подготовку иракских сил безопасности, для их полной подготовки потребуется еще два года. Вооруженные силы Ирака насчитывают 119,9 тыс. человек и состоят из сухопутных войск и малочисленных ВВС и ВМС. К началу 2007 года их численность планируется довести до 137,5 тыс. человек. На вооружении состоит в основном боевая техника советских образцов. Организационно сухопутные войска (118,3 тыс. чел.) состоят из 10 дивизий (пехотных – 9, механизированных – 1), в составе которых имеется 91 пехотный, 5 механизированных и 4 танковых батальона (последние имеют на вооружении танки Т-55 и Т-72). Из 10 дивизий только две считаются полностью сформированными. Лучшим соединением считается 9-я механизированная дивизия, дислоцированная в районе Багдада. Кроме того, в составе сухопутных войск имеются иракские специальные оперативные силы (ИСОС), 17 батальонов охраны стратегической инфраструктуры (11 полностью сформированы, предназначены для охраны объектов нефтяной отрасли), 9 транспортных батальонов и 5 батальонов тылового обеспечения. ИСОС являются наиболее боеспособным формированием сухопутных войск. Они насчитывают 1600 человек и организационно состоят из батальона «коммандос», контртеррористической оперативной группы и разведывательных подразделений. Подразделения ИСОС оснащены американским вооружением и техникой. Подавляющая часть офицеров среднего и высшего звена представлена лицами, служившими в армии при С. Хусейне (это главным образом арабы-сунниты). Две дивизии, дислоцированные на севере Ирака, укомплектованы преимущественно курдами. По оценке американских военных, в боевых операциях против повстанцев и иностранных боевиков наиболее эффективно проявляют себя именно курдские части и подразделения. В то же время имеются значительные трудности при рекрутировании в армию арабов-суннитов. В Украине намечено закупить запчасти для бронетехники. В скором времени из США должны поступить 378 легких бронированных автомобилей. Всего заказано 1050 таких машин, поставка которых должна быть завершена до декабря 2009 года. О планах по оснащению армии современными видами вооружения (бронетанкового, артиллерийского, противотанкового, ПВО и др.) не сообщается. Скорее всего, они просто отсутствуют. Генерал М. Дэмпси, отвечая на вопрос, когда же иракская армия получит более серьезное вооружение, заявил, что ее «оснащение адекватно задаче борьбы с внутренними угрозами безопасности». Военно-воздушные силы (600 чел., в т. ч. 41 летчик) имеют на вооружении 10 легких разведывательных самолетов, которые предназначены для наблюдения за линиями нефтепроводов. Кроме того, имеются 3 транспортных самолета С-130Е и 13 вертолетов (Ми-8 – 8, Белл-206 – 5). В ближайшее время должны поступить 16 вертолетов UH-1Н, а в 2007 году может быть закуплена партия из 10 вертолетов Ми-8. У правительства нет планов приобретения боевых самолетов и создания сил ПВО. Со времени начала войны 2003 года ВС США полностью контролируют иракское воздушное пространство и не собираются отказываться от этого в обозримом будущем. Американцы опасаются, что в случае передачи контроля в руки иракских военных и оснащения ВВС Ирака современными боевыми самолетами и вертолетами, этим могут воспользоваться повстанцы и террористы, которые таким образом получат возможность наносить удары с воздуха по войскам и базам США. Военно-морские силы (1000 чел.) имеют на вооружении 5 патрульных катеров и 34 моторные лодки. Сформирован батальон морской пехоты. Иракские ВМС тесно взаимодействуют с кораблями ВМС США и Великобритании. Намечено приобрести несколько патрульных кораблей и катеров. Органы и военизированные формирования МВД насчитывают ок. 146,4 тыс. человек. До конца текущего года в их составе должно быть 188 тыс. сотрудников и военнослужащих. Главным компонентом министерства является полиция, в рядах которой служит (включая дорожную полицию) 101 тыс. человек (135 тыс. чел. к 1.01.2007 г.). Именно на полицейских лежит основная нагрузка несения повседневной службы по поддержанию порядка, а также участию в не крупных антитеррористических операциях. В то же время их «самым тяжелым оружием» остается автомат Калашникова, а полицейские автомобили в подавляющем большинстве не имеют бронирования. Невысоким остается качество подготовки основной массы полицейских. Здесь очень значительна текучесть кадров по причине высокого риска для жизни при выполнении служебных обязанностей и невысокого жалования. Полиция, как и МВД в целом, отличаются крайне высокой степенью коррумпированности. Характерной особенностью является и то, что местные полицейские силы находятся в фактическом подчинении региональных политических лидеров и весьма относительно исполняют приказы и распоряжения центральных органов власти. В первую очередь, это относится к Курдистану и южным провинциям. Американские и британские военные утверждают, что иракская полиция основательно засорена людьми, лояльными повстанцам. Наиболее подготовленной и боеспособной частью МВД являются военизированные формирования Иракской национальной полиции (ИНП). Их численность составляет 22,7 тыс. человек в составе 28 батальонов различного назначения. В ИНП имеются подразделения «коммандос», механизированной полиции, полиции общественной безопасности, сил чрезвычайного реагирования (400 чел.). Последние подчиняются непосредственно главе МВД. Основная часть формирований ИНП размещена в Багдаде и прилегающих к столице районах. Ряд подразделений оснащен легкой бронетехникой. В состав МВД входят силы пограничной охраны (22,7 тыс. чел.). Организационно они состоят из 12 бригад (38 батальонов), которые размещены на 244 фортах (погранзаставах). Планируется ввести в строй еще 14 застав. Пограничники вооружены стрелковым оружием и оснащены колесными патрульными автомашинами. В июле с. г. коалиционные силы планируют передать иракским пограничникам всю ответственность за охрану границ страны. Нынешнее иракское правительство имеет планы создания новой разведывательной службы с целью получения более полной и качественной информации о повстанческом движении и террористах «Аль-Каиды». Деятельность существующей службы, созданной в свое время американцами, власти не устраивает. Считается, что ее глава генерал М. А. Шахвани (суннит, служил в армии С. Хусейна) близок к бывшему премьер-министру А. Алауи. Новая служба, формированием которой занимается госсекретарь по нацбезопасности Ш. аль-Вали, будет подчиняться непосредственно главе правительства. В Багдаде утверждают, что план создания этой службы получил одобрение в Вашингтоне. Продолжается передача контроля над различными районами страны от коалиционных сил иракским армии и полиции. Так, в июне это процесс начался в южной провинции Мутанна, откуда выводятся британские, японские и австралийские подразделения. Полностью провинция Мутанна перейдет под иракский контроль в июле с. г. Затем должна наступить очередь также южной провинции Майсан, откуда должны быть выведены британские войска. Между иракскими властями и коалиционным командованием имеется договоренность о том, что если иракцы не готовы к приему того или иного района, то правительство в Багдаде «не станет рекомендовать преждевременного вывода» оттуда сил коалиции. Вместе с тем существует реальная опасность того, что переход ответственности за безопасность в южных провинциях к иракской стороне может на деле привести не к утверждению там твердой власти центрального правительства, а к установлению в значительной степени контроля над этими провинциями со стороны вооруженных формирований различных шиитских партий и группировок. По утверждению представителя командования ВС США, увеличение численности иракских сил безопасности в том или ином районе страны не приводит, как правило, к снижению интенсивности действий местных повстанцев и иностранных боевиков. В июне продолжалось освобождение из тюрем иракцев, которые не совершали преступлений или не были причастны к терроризму. Глава правительства Н. аль-Малики объявил амнистию 2500 заключенным, большая часть из которых вышла на свободу до конца месяца. В тоже время министерство юстиции Ирака обратилось к американскому командованию отложить передачу под его контроль тюрем и лагерей, находящихся в ведении ВС США. Это объясняется тем, что собственно иракские тюрьмы в настоящее время полностью контролируются боевиками шиитских вооруженных формирований, которые освобождают своих единоверцев и учиняют расправы над суннитскими заключенными. Минюст вынужден признать: «Мы не способны контролировать обстановку в тюрьмах. Таково реальное положение дел. В тюрьмах заправляют вооруженные группировки». Американская сторона пошла на встречу просьбе иракского министерства. Новое правительство Ирака в качестве одной из основополагающих задач определило нормализацию обстановки в сфере безопасности и постепенную передачу контроля над всеми регионами страны в ведение национальных силовых структур. Этот процесс намечается по большей части завершить до конца 2007 года а полностью – до конца 2008 года. Вместе с тем, учитывая нынешнее положение дел в армии и МВД, выполнение данной задачи представляется крайне затруднительным, т. к. вряд ли в отведенные сроки власти смогут создать действительно эффективные, а главное полностью лояльные правительству ВС и силы охраны правопорядка. Критически оценил заявления иракского руководства о том, что коалиционные силы смогут через полтора года полностью передать контроль за безопасностью в Ираке местным силовым структурам президент США Дж. Буш. А пока же, по заявлению министра иностранных дел Ирака Х. Зибари, «продолжающееся сотрудничество между иракскими вооруженными силами и многонациональными силами по-прежнему необходимо для обеспечения нашей безопасности и достижения цели самодостаточности в защите нашей страны и обеспечении мира». По состоянию на 1 июня 2006 года группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала ок. 127 тыс. человек, т. е. за месяц уменьшилась на 6 тыс. человек. Вашингтонская администрация намерена постепенно сокращать численность военной группировки в Ираке, но «при условии, что иракские силы продолжат укрепляться». Имеются намерения уменьшить численность американских войск к концу 2006 года до 113-100 тыс. человек. Тем не менее, президент США Дж. Буш считает, что преждевременный вывод войск из Ирака станет поражением для Америки. В июне обе палаты Конгресса США проголосовали против установления конкретных сроков вывода американских войск из Ирака. В тоже время комитет по ассигнованиям Палаты представителей внес в бюджетный законопроект на следующий финансовый год положение, запрещающее создание постоянных американских баз на иракской территории. Потери личного состава ВС США в Ираке в июне 2006 года составили убитыми 62 и ранеными ок. 450 человек. Таким образом, общие потери американских вооруженных сил со времени начала иракской компании с марта 2003 года по 31 мая 2006 года составили, по уточненным данным, убитыми 2601 человек и ранеными ок. 18800 человек. Потери среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции составили в июне убитыми 2 (Дания, Италия) и ранеными 5 человек (Великобритания, Италия). Высокая активность действий боевой авиации США и Великобритании в Ираке, особенно в западных и центральных районах страны, включая Багдад, свидетельствует о сильном сопротивлении повстанцев. Регулярно боевые вылеты для поддержки операций наземных сил совершают американские тактические истребители F-15, F-16, F/А-18 и британские «Торнадо». Для ведения воздушной разведки интенсивно используются беспилотные летательные аппараты (БЛА) типа «Предатор» (они также применяются для нанесения ударов по различным объектам противника) и «Ай-Нэт», которые имеют большой радиус действия. Так, за последние два года только БЛА «Ай-Нэт» налетали до 10 тыс. часов. Максимальный ежемесячный налет этих аппаратов доходит до 700 часов. Для разведки иракской территории ВС США также широко используют возможности ИСЗ. В Пентагоне изучают возможность сокращения срока пребывания американских военнослужащих в Ираке с одного года до 6-9 месяцев с тем, чтобы уменьшить раздражение солдат и офицеров от длительного нахождения вдали от родных мест. Продолжают иметь место случаи ошибочного или чрезмерного применения силы американскими войсками. Кроме того, в последнее время стали вскрываться все новые факты грубого насилия и убийств военными США мирных иракских граждан. Командиры подразделений ВС США получили приказ проводить с подчиненными занятия «по этике и профессиональному поведению». Со своей стороны, иракское правительство намерено проводить собственные расследования случаев насилия со стороны американских военнослужащих по отношению к местным жителям. Министерство обороны США уже выплатило в качестве компенсаций ок. 20 млн долларов за гибель мирных иракских граждан, из этой суммы примерно 9 млн долларов приходится на провинцию Анбар. Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (24) составляла на 1 июля 2006 года ок. 20 тыс. человек. Наиболее крупными контингентами располагали Великобритания (7,6 тыс. чел.), Южная Корея (3,0 тыс. чел.) и Италия (ок. 2,5 тыс. чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в других городах Ирака задействованы подразделения из контингентов ВС Грузии, Румынии и Южной Кореи. Согласно планам правительства Великобритании, английские войска намечено вывести с иракской территории летом-осенью 2008 года. США выразили свое недовольство фактом вывода итальянских войск из Ирака. Возвращающиеся на родину итальянские солдаты и офицеры будут заменены британскими (800 чел.) и, возможно, австралийскими (540 чел.) военнослужащими, которых перебросят в Эн-Насирию из провинции Майсан. В июне началась подготовка к выводу из Ирака японского контингента (ок. 600 чел.), который будет завершен уже в июле. Вместе с тем, японцы оставляют в распоряжении коалиционных сил три военно-транспортных самолета, базирующиеся в Кувейте и занимающиеся переброской грузов в Ирак. Президент Польши Л. Качиньский заявил, что польские войска (900 чел.) покинут Ирак в 2007 году. По мнению иракских официальных лиц, вывод из страны иностранных войск в конечном счете будет способствовать нормализации обстановки в Ираке, т. к. местное население «в настоящее время считает иностранных военнослужащих оккупантами, а не освободителями, которыми те должны были стать». Кроме того, вывод иностранных войск даст правительству Ирака возможность начать активный диалог с рядом соседних государств, которые «до сих пор по меньшей мере симпатизировали сопротивлению». На территории Ирака в настоящее время действуют офицеры иорданских спецслужб, а также под различным прикрытием военнослужащие «Бригады 71» – личного элитного подразделения короля Абдаллы II. По информации директора национальной разведки США Дж. Негропонте, с 2003 года коалиционные войска обнаружили на иракской территории до 500 оружейных боеприпасов, в которых содержались разбавленный иприт и зарин. Таким образом, положение дел в Ираке в сфере безопасности в июне 2006 года существенных изменений не претерпело и продолжало оставаться напряженным. Это вынуждены признавать как иракское правительство, так и американское командование. По словам командующего иракской группировки ВС США генерала Дж. Кейси, «ситуация с обеспечением безопасности в стране все еще далека от желаемой». В июне 2006 года внутриполитическая обстановка в Ираке оставалась очень сложной. Между основными иракскими политическими силами сохранялись серьезные противоречия по многим вопросам дальнейшего развития страны, что препятствовало политическому процессу. По оценке посла США в Багдаде З. Халилзада, которую он представил госсекретарю К. Райс, Ирак распадается на отдельные части, а реальная власть находится в руках местных боевиков, не признающих центрального правительства. 8 июня после назначения министров силового блока завершился длительный процесс формирования нового иракского правительства. Однако главным внутриполитическим событием месяца стало представление парламенту 25 июня премьер-министром Ирака Н. аль-Малики программы национального примирения. Главная цель этого документа – обеспечить в стране безопасность и прекратить насилие на религиозной и этнической почве. В частности, предполагается начать диалог с суннитскими повстанцами, пересмотреть статус бывших членов правившей при С. Хусейне партии Баас, разоружить неправительственные вооруженные формирования, частично интегрировав их боевиков в армию и МВД, а частично трудоустроив в гражданском секторе. Постепенно намечается передать контроль над всей территорией Ирака от войск коалиции местной армии и полиции. Планируется проведение широкой амнистии, которая не коснется террористов и сторонников С. Хусейна. Вместе с тем, как видится, в условиях наличия острых разногласий в иракском обществе и политической элите, слабого авторитета центральной власти и отсутствия у нее эффективных рычагов воздействия на ситуацию в стране крайне маловероятно, что положения правительственной программы будут реализованы в полном объеме. Программа, выдвинутая Н. аль-Малики, вызвала неоднозначную реакцию в Ираке. Ее поддержали некоторые суннитские политические организации. Кроме того, по утверждению властей, ряд суннитских группировок, ведущих вооруженную борьбу под флагом сопротивления иностранной оккупации, проявили интерес к подключению к политическому процессу. Одной из основ правительственной программы является предполагаемая амнистия участников вооруженной оппозиции. В этой связи аль-Малики заявил: «Наши двери открыты для тех, на чьих руках нет крови иракцев или сил безопасности. Но мы не можем говорить с теми, кто участвовал во взрывах и похищал людей». В тоже время М. Н. ад-Дури, лидер одной из ведущих суннитских организаций – «Ассоциации мусульманских улемов», утверждает, что пр
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.