01 мая 2006
Иранцев отделяют от получения ядерного оружия многие годы – если предположить, что они на самом деле собираются его получить. Однако звучащие со всех сторон угрозы и активизация дипломатов свидетельствуют о том, что вопрос о «иранской бомбе» занимает сейчас ума многих – и мирное решение конфликта будет в общих интересах. Кризис разгорелся в эту пятницу, после того, как прошёл крайний срок, установленный для Ирана Советом Безопасности, для остановки обогащения урана в ИРИ и углубления сотрудничества между Исламской Республикой и МАГАТЭ. Иран утёр нос не только Совбезу. МАГАТЭ в своём докладе отмечает, что Иран не предоставил возможности инспекторам побывать на объектах, которые могли бы вскрыть военную сущность иранской мирной атомной программы. Иран также не стал объяснять, каким образом он получил материалы, необходимые для экспериментов с плутонием. Всё это, в сочетании с угрозами Ирана выйти из ДНЯО, придало больше веса американским обвинениям о стремлении ИРИ к ядерному оружию. Этот пресловутый «больший вес», несомненно, поможет американцам в переговорах с Европой (включая Россию), Китаем и другими странами, которые пройдут на следующей неделе по иранскому вопросу. На переговорах будет определяться, каким образом дальше оказывать давление на Иран, через Совет Безопасности или, если Совбез не сможет принять конкретных мер, через коалицию «государств со схожим образом мыслей», возглавляемую Соединёнными Штатами. Нельзя игнорировать параллели, возникающие сейчас с дипломатией администрации Буша перед иракской войной. Но это сравнение несколько размывается из-за двух примеров: согласие Ливии на отказ от военной ядерной программы и спокойные трёхлетние переговоры США и четырёх азиатских стран по атомной программе Северной Кореи. Если следовать тактике из вышеназванных примеров, то необходимо иметь в виду прямые ирано-американские контакты. В случае с Ливией, такие контакты сработали, потому что Триполи стремился получить для себя экономический выигрыш. В случае с КНДР, контакты не принесли успеха, потому что Пхеньян предпочитает размахивать ядерным оружием для получения власти над соседями. Иран также более заинтересован в расширении своей региональной и глобальной мощи, чем в решении проблемы с огромной безработицей в ИРИ. Эта ситуация заставляет вспомнить о старых подходах американской дипломатии – то, как США организовывали экономическую изоляцию Советского Союза и белого режима ЮАР. Для того, чтобы добиться этой цели, следующий шаг США должен быть таков – предложить Совету Безопасности ООН потребовать (а не попросить) Иран признать решения МАГАТЭ, и сослаться при этом на статью 7 Устава ООН. Если Иран проигнорирует и это намного более сильное послание, то в таком случае США смогут использовать авторитет Совбеза и получить поддержку от множества государств в деле наказания Ирана – например, путём введения санкций. Нарушения Ираном обязательств перед МАГАТЭ, а также упоминание Ирана госдепартаментом США в числе основных спонсоров терроризма во всём мире приведут к тому, что у введения санкций окажется мало противников. При помощи Европы, американцы смогут оказать давление на компании, занимающиеся бизнесом в Иране, в том числе, «Royal Dutch/Shell» и «LG Construction», а также на поддерживающие их банки. Иран заявил, что не пойдёт на использование нефти как оружия в своей борьбе. Но если это всё-таки произойдёт, то Западу придётся столкнуться с ценами свыше 100 долларов за баррель. Заключение финальной сделки до того, как события примут столь неприятный оборот, представляется наиболее благоразумным курсом для всех вовлечённых в конфликт сторон.
Источник:
«Крисчен Сайенс Монитор»
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий