Ирак - эпицентр джихада

27 апреля 2006
A A A


Д.А. Нечитайло Радикальными исламистами Ирак рассматривается как эпицентр джихада, где он имеет большие шансы на успех. Исламское государство в арабской стране, которое станет центром будущего халифата, будет находиться в непосредственной близости от Саудовской Аравии и мечети «Аль-Акса». Мусульманские армии при этом окажутся на границе «Дар аль-Ислам» и «Дар аль-Харб». Идеолог «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири считает первоочередной задачей джихада в Ираке изгнание американцев и создание исламского государства, а в перспективе — свержение секулярных режимов в соседних странах и объединение их в халифат. С точки зрения главных действующих лиц радикального исламизма, война в Ираке предсказана в Коране и Сунне, именно отсюда начнется победное шествие ислама. Поэтому аз-Заркауи выпала великая честь вести борьбу против неверных в самом сердце мусульманского мира. Главное поле битвы в будущем будет находиться именно здесь — в Ираке и соседних странах: Египте, Сирии, Саудовской Аравии, Палестине. Эта территория подобна птице, крылья которой — Египет и Сирия, сердце — Палестина, о чем имеется пророчество. Это лишний раз подчеркивает важность происходящих здесь событий. Фактически, это поворотный пункт в борьбе исламского мира и Запада. Именно поэтому борьба на периферии мусульманского мира — Афганистане, Чечне, Боснии, отошла на второй план. Личность аз-Заркауи, а также методы, которыми он ведет джихад в Ираке, воспринимаются в мировых исламистских кругах неоднозначно. В 1989 г. аз-Заркауи приехал в Афганистан уже после вывода советских войск. В начале 1990-х гг. в Пешаваре он знакомится с известным идеологом радикального исламизма Мухаммадом аль-Макдиси (Исам Тахир аль-Баркави). Аль-Макдиси оказал большое влияние на мировоззрение аз-Заркауи. В 1992 г. аль-Макдиси и аз-Заркауи сформировали в Иордании группу и назвали ее «Ат-Тавхид» («Единобожие»). Группа стала запасаться оружием и взрывчаткой, заниматься пропагандистской работой, призывала к революции в арабских странах. Численность «Ат-Тавхида» быстро росла, и группа попала в поле зрения иорданских спецслужб. В марте 1994 г. аль-Макдиси и аз-Заркауи, а также несколько активных членов группы были арестованы. Именно в тюрьме группа окончательно идеологически окрепла. Амиром стал Аль-Макдиси. Однако через год аз-Заркауи сместил аль-Макдиси с должности руководителя. Тем не менее, аль-Макдиси отзывается о аз-Заркауи как о сильной личности, человеке, который лучше всех умел найти общий язык с тюремным руководством. В 1999 г., после освобождения из тюрьмы, аз-Заркауи уезжает в Афганистан, а аль-Макдиси остается в Иордании. Вскоре его вновь арестовывают, так как его группа оказалась замешана в заговоре против иорданского руководства. Более того, работы аль-Макдиси были обнаружены у радикальных групп в Саудовской Аравии и Кувейте. В 1999 г. аз-Заркауи вместе с верными ему людьми уезжает в Пешавар, чтобы затем отправиться в Чечню, однако арестовывается пакистанскими властями. Вскоре он все же прибыл в Афганистан. В отличие от многих моджахедов, которые давали бен Ладену клятву верности (мубайя), аз-Заркауи отказался сделать это и предпочел действовать самостоятельно. С разрешения талибов он создал свой военно-тренировочный лагерь в Герате. Провозгласил себя амиром группировки «Джунд аш-Шам» («Воин аш-Шам»). Члены руководства группы были из родного города аз-Заркауи (настоящее имя Ахмад Фадиль Наззал аль-Халайла) Зарка. Халед аль-Арури (Абд аль-Кассим) Ясин Джаррад — отец второй жены аз-Заркауи — в сентябре 2003 г. совершил акт самопожертвования, уничтожил аятоллу Мухаммада Бакира аль-Хакима — руководителя Высшего совета Исламской революции в Ираке. После разгрома талибов аз-Заркауи через Иран попадает в Северный Ирак. Король Иордании Абдалла потребовал выдачи аз-Заркауи, но С. Хусейн отказался выдать его. Известно, что в это время аз-Заркауи приютила у себя группировка «Ансар аль-Ислам». В 2003 г., сразу после начала оккупации, аз-Заркауи создает свою организацию «Тавхид ва-ль-Джихад». В сентябре 2004 г. он обратился с просьбой о помощи ко всему мусульманскому сообществу. В октябре 2004 г. он дал клятву верности бен Ладену, заручился его поддержкой и изменил название организации с «Тавхид ва-ль-Джихад» на «Танзим Каида аль-Джихад фи Биляди Рафидейн». Исламисты различных стран неоднозначно встретили это «назначение». Поводом для сомнений послужило то, что группа аз-Заркауи меньше таких групп, как «Джейш Ансар ас-Сунна», «Джейш аль-Ислами». На наш взгляд, основным мотивом обращения аз-Заркауи к бен Ладену было желание взять под контроль все группировки, ведущие борьбу под лозунгом ислама. Таким образом, через бен Ладена аз-Заркауи получил доступ к «отработанным годами» каналам финансирования из стран Персидского залива. «Рейтинг» его группы повысился на несколько порядков. Аз-Заркауи оказался нужен «Аль-Каиде», так как он стал символом сопротивления неверным в самом сердце мусульманского мира. Более того, в его группе больше всего добровольцев из различных арабских и европейских стран (из 490 убитых 61% — саудовцы). Выбор аз-Заркауи в качестве символа вселенской борьбы ислама и неверия в Ираке, на наш взгляд, можно также объяснить тем, что он харизматичный, талантливый организатор, самостоятельный в выборе решений. Саудовский радикальный исламист Абу Абдалла Ахмад аль-Имран фактически озвучил стратегию аз-Заркауи в Ираке в статье «Ас-Сияса аль-Киталийя ли-Каидат аль-Джихад фи Биляди ар-Рафидайн» («Политика борьбы «Аль-Каиды» в Ираке»). Он пишет, что движение джихада в Ираке должно приложить максимум усилий для того, чтобы армия США оказалась в изоляции. Для этого следует уничтожать местных арабских переводчиков, это ограничит контакты американской армии с местным населением до минимума и сделает, по сути, ее «глухой». Во-вторых, следует активизировать удары по иракским полицейским и национальной гвардии, пока эти вооруженные формирования не стали «щитом» американской армии, и тем самым сделать войска США более уязвимыми. В-третьих, акции террора против арабских дипломатов следует признать легитимными, так как они представляют вероотступнические режимы. Таким образом, общественность стран, в отношении дипломатов которых совершаются террористические акты, должна знать, что они явились результатом проамериканской политики их правительств. В-четвертых, очень важным является уничтожение шиитских бригад «Аль-Бадр», причем это необходимо сделать до вывода войск союзников из Ирака, так как «Аль-Бадр» могут серьезно осложнить задачу прихода к власти суннитов и строительства халифата. Аль-Макдиси «на правах духовного отца» подверг действия аз-Заркауи в Ираке суровой критике. Он призывает не приравнивать шиитов к христианам и иудеям. Нельзя обвинять в неверии всех, кто участвует в выборах, так как далеко не все хотят узаконить проамериканское правительство. Убийства в шиитских районах — это ошибка. Он утверждает, что перед тем как перейти к открытой конфронтации с нынешними режимами, движение джихада должно пройти долгий и трудный период «даава» (призыва, пропаганды). Необходимо работать с массами, знакомить их с истинной верой, обвиняя правительство в неверии и несправедливом отношении к гражданам. Восстание должно произойти только тогда, когда в обществе создастся критическая масса, желающая свергнуть вероотступнические правительства. Вооруженные звенья же должны очень тщательно планировать спецоперации. Он резко негативно высказывается о тех группировках, которые своими необдуманными действиями провоцируют правительство на жесткие ответные шаги, в результате чего восстание может произойти преждевременно. Аль-Макдиси говорит, что без достаточной идеологической обработки широких слоев населения джихад в Ираке обречен на провал. В 2005 г. в одном из своих интервью он заявил: «Мой план — создать исламскую нацию, исламское государство для всех мусульман, а не взорвать бар, кинотеатр или убить офицера, который меня пытал. Эта цель не может быть достигнута отдельными малозначимыми актами мести. Необходимо воспитывать поколения истинных мусульман». В июле 2004 г. аль-Макдиси выступил с обращением к аз-Заркауи, в котором критикует его за использование «такфира» (обвинения в неверии) в отношении всех тех, кто не разделяет его взглядов, осуждает массовые убийства шиитов, которые так же, как и сунниты, — жертвы оккупации. По поводу смертников он говорит, что их можно использовать только против военных объектов, акции самопожертвования можно совершать только в случае, если нет другого способа нанести урон противнику. «Самопожертвование должно быть запрещено, если можно использовать оружие. В таком случае в самопожертвовании нет необходимости. Это «крематорий» для мусульманской молодежи. Ведь молодых людей можно использовать в качестве проповедников в своих странах. Моджахеды — это драгоценные камни, и мы не должны их растрачивать впустую для целей, которые можно поразить без таких напрасных жертв. Те, кто совершают напрасные акции самопожертвования, попадут в ад». В июле 2005 г. аз-Заркауи ответил, что аль-Макдиси не знаком с ситуацией в Ираке. Он заявил, что получает необходимые советы и наставления от ученых, уровень исламского образования которых намного выше, чем у аль-Макдиси. По поводу акций самопожертвования аз-Заркауи ссылается на Абу Абдаллу аль-Мухаджира, который не только их разрешает, но и приветствует. Аз-Заркауи считает: «Невозможно поверить, что эта фетва от Абу Мухаммада аль-Макдиси. О каком аде он говорит? Туда попадут те, кто не откликнулся на призыв к джихаду, кто ничего не делает, чтобы освободить узников Абу Грейб, Гуантанамо и т.д. Аль-Макдиси следует беречься заговоров врагов Аллаха». В одном из следующих посланий к аз-Заркауи аль-Макдиси говорит, что простые шииты, как и сунниты, в большинстве своем знают только, как молиться и держать пост, они не знают тонкостей шиитской доктрины. На это аз-Заркауи ответил, что аль-Макдиси — один из тех, кто повлиял на его мировоззрение и он никогда не собирался соревноваться с ним в теологии, а если бы и захотел, то выбрал бы кого-нибудь более сведущего в исламе, чем аль-Макдиси. Что касается шиитов, то он считает их не просто обывателями, не разбирающимися в тонкостях шиизма. Они те, кто отдает на выборах голоса и приводит в правительство своих единоверцев. 9 июля 2005 г. к Абу Мусабу аз-Заркауи обратился Айман аз-Завахири. Это послание изобилует религиозной риторикой, в нем также немало политического прагматизма. В конце своего письма аз-Завахири предлагает аз-Заркауи перечень своих работ, с которыми ему следовало бы ознакомиться. Хотелось бы отметить, что в своем обращении аз-Завахири не приказывает аз-Заркауи, не ведет диалог с позиции командира или заместителя бен Ладена, которому аз-Заркауи присягнул на верность. Аз-Завахири обращается к нему как коллега, который делится своими мыслями, однако не знает всех фактов и подробностей того, что происходит внутри страны. Тем не менее четко прослеживается главная стратегическая линия аз-Завахири. По сути, он недоволен тем, что делает аз-Заркауи. По его мнению, для успешного ведения войны в Ираке необходимо заручиться хотя бы минимальной поддержкой местного населения. Враги ислама знают это и поэтому всячески стараются дискредитировать движение джихада в массовом сознании. Он предупреждает об ошибках, совершенных талибами в Афганистане, которые делали ставку только на своих соплеменников и не смогли объединить народ против американской агрессии. Он рекомендует аз-Заркауи отказаться от акций террора по отношению к шиитам. Осуждает акции обезглавливания заложников. Аз-Завахири не согласен с принципами «такфира», которых придерживается аз-Заркауи. Аз-Завахири настаивает на том, что рано или поздно конфликт с шиитами неизбежен, но его следует отложить до тех пор, пока не будут достигнуты краткосрочные цели. В настоящее время атаки на шиитов контрпродуктивны, так как они отчуждают местное население страны, чьей поддержкой так важно заручиться. Более того, невозможно уничтожить всех шиитов Ирака. Еще одним доводом служит то обстоятельство, что в тюрьмах Ирака находятся более сотни членов «Аль-Каиды» — им могут начать мстить. Аз-Завахири также предупреждает аз-Заркауи о том, что движущей силой сопротивления в Ираке является не ислам, а национализм, и это неиракцу аз-Заркауи следует принять в расчет. Хотя обезглавливание заложников, пленных и имеет обоснование в исламе и вселяет страх в сердца крестоносцев, однако в настоящее время лучше отказаться от подобных методов борьбы, так как это наносит удар по имиджу моджахедов и отдаляет народ от джихада. Аз-Завахири предлагает свой сценарий повышения имиджа моджахедов. Первостепенная цель — изгнание войск союзников из страны и установление контроля над суннитской территорией. Он предостерегает, что американцы могут уйти из страны раньше, чем ожидается, и тогда очень важно, чтобы к власти в стране не пришли другие силы. Именно поэтому моджахедам следует упрочить свои позиции в суннитских районах Ирака, откуда в дальнейшем предполагается расширить зоны влияния. По мнению аз-Завахири, будущее государство должно быть готово к затяжной войне, так как из Ирака начнется экспансия близлежащих государств. В будущем страна будет находиться под постоянными ударами неприятеля. На заключительной стадии война с Израилем неизбежна. Аз-Завахири говорит также о долгосрочных целях: их две. Во-первых, «переобращение» мусульман Ирака не просто в суннитов, они должны принять «чистый ислам». Эта цель может быть достигнута только посредством мощной идеологической работы через образование и «даава» (призыв). Во-вторых, расширение границ халифата (Ирак, Сирия, Иордания, Ливан, Палестина, Аравийский полуостров, на всю территорию исламского мира от Северной Африки до Юго-Восточной Азии, а далее на весь мир). По сценарию аз-Завахири, победа над Западом планируется к 2020 г. Ирак — это поворотный пункт в истории борьбы ислама и неверия. После 11 сентября движение джихада стало ведущим игроком на мировой арене. С 2003–2006 гг. «Аль-Каида» должна стать массовым движением. 2007–2010 гг. — проведение террористических акций против существующих исламских режимов для дестабилизации обстановки. 2010–2013 гг. — свержение умеренных режимов в Египте, Иордании, Турции и других мусульманских государствах. Тотальная война с Западом планируется с 2016 по 2020 гг. Контроль над иракской нефтью обеспечит финансовую поддержку для будущей экспансии. Абд Аль-Азиз бен Рашид аль-Анзи в книге «Хукм уль-Истихдаф аль-Масалих ан-Нафтийя» рассматривает нефтяные интересы Запада в качестве основных объектов для атак. Он считает, что следует расширить поле битв джихада в Ираке. Он призывает к экономическому джихаду. По его мнению, одним из важнейших направлений, на котором следует в настоящее время сосредоточить усилия, — это нефтяная отрасль (нефтепроводы, скважины, отдельные руководители нефтеперерабатывающих заводов и т.д.). Нефть — это источник экономического роста государств неверных, она дает возможность США доминировать в мире. Он призывает моджахедов нанести удар по экономическим интересам государств неверных, называя это экономическим джихадом. Аль-Анзи говорит, что экономический джихад позволит взять реванш на современном этапе борьбы. Одним из преимуществ экономического джихада, на его взгляд, является то, что польза от таких акций намного превышает затраты на их проведение. При этом Аль-Анзи считает, что «нефтяные месторождения следует беречь, если имеются альтернативные цели для атак». Ссылаясь на заявление бен Ладена, Аль-Анзи говорит, что боевые операции необходимо проводить на безопасном расстоянии от месторождений. Нефть — залог процветания исламских государств». Он призывает прежде всего к подрывам нефтепроводов и уничтожению руководителей отрасли — это «самые легкие мишени». Он исходит из того, что эти акции приведут к росту цен на нефть, а так как США являются главным ее потребителем, то экономический урон будет нанесен в первую очередь именно американской экономике. «Опасения, что поставки иракской нефти будут постепенно сокращаться, приведут к тому, что компании станут больше покупать, возрастут издержки на обеспечение безопасности поставок нефтяных ресурсов, вырастут страховые расходы. Если раньше в ситуации, когда цена на нефть шла вверх, компании-импортеры ждали, пока она понизится, то теперь ситуация полностью изменится так как возникнет паника, что поставки вообще прекратятся. «Компании-импортеры «передерутся между собой» за это сырье, в то время как цена будет постоянно расти. Все это — результат экономического джихада». Подобные акции приведут к оттоку иностранного и местного капитала, будет нанесен удар по репутации Америки, инвесторы переведут активы в другие сферы экономики, наметится отток капитала из США. Позиция аз-Заркауи по вопросам применения «такфира», использования смертников, широкомасштабных акций террора против шиитов расходится с мнением большинства идеологов радикального исламизма. Скорее всего, это обстоятельство можно объяснить тем, что он очень честолюбив, ощущает себя самостоятельным игроком. Как было сказано выше, он сместил своего «духовного отца» аль-Макдиси с поста руководителя группы. Затем, можно сказать, публично позволял себе уничижительные сентенции в адрес аль-Макдиси, фигуры, довольно уважаемой в радикальных исламистских кругах. В Афганистане, в отличие большинства находящихся там моджахедов, отказался поклясться в верности бен Ладену и предпочел сам стать «бен ладеном» своей маленькой группы. Нельзя забывать еще одно обстоятельство: в отряде аз-Заркауи воевал Абу Анас аш-Шами — один из талантливых учеников аль-Макдиси. Он был более способным и лучше разбирался в тонкостях исламской доктрины, чем аз-Заркауи. Аль-Макдиси надеялся, что он окажет влияние на аз-Заркауи, сможет предупредить его ошибки. Однако Абу Анасу аш-Шами это не удалось. Случайно или нет, но Аз-Заркауи посылает его на опасное задание, выполняя которое Абу Анас аш-Шами погиб. После его гибели Аль-Макдиси вновь критикует аз-Заркауи. Говорит о том, что никогда бы не отправил моджахеда с таким уровнем интеллекта на столь опасное задание, так как такие моджахеды должны заниматься пропагандой. Возможно, аз-Заркауи таким образом избавился от человека, чей уровень знаний мог представлять угрозу его авторитету, возможно, не мог терпеть инакомыслия в своей группе. Следует принять в расчет и то, что в последнее время группа аз-Заркауи несла тяжелые потери, были убиты или попали в плен многие важные действующие лица из ближайшего его окружения, которые могут дать представляющую интерес для спецслужб информацию, связанную с источниками финансирования и каналами по переброске добровольцев. Так, например Фазиль Хусейн Ахмад аль-Курди (Абу Убайд аль-Курди), арестованный в январе 2005 г., координировал акции моджахедов аз-Заркауи внутри и за пределами Ирака. Были арестованы Хасан Хамад Абдулла Мухсин ад-Дулайми — пропагандист, Инад Мухаммад Каис — главный военный советник, Хейкал Лобус (Абу Али аль-Любнани) — руководитель одного из отрядов «Аль-Каиды» в Латифийе и муж сестры аз-Заркауи. В 2005 г. в руках американских спецслужб оказался водитель, а также компьютер аз-Заркауи, в плен попал Абу Дауд Сулейман — военный советник аз-Заркауи и основатель радикальной исламистской группировки «Джейше Мухаммад».
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.