Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (13 – 19 марта 2006 года)

21 марта 2006
A A A


На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта. Захват армией Израиля 14 марта палестинской тюрьмы в Иерихоне осложнил ситуацию в израильско-палестинских отношениях, но не привел к затяжному обострению напряженности. Движение ХАМАС объявило 18 марта о завершении формирования нового палестинского правительства. В Джидде (Саудовская Аравия) прошла 9-я ежегодная конференция представителей всех стран-членов Организации Исламская конференция по вопросу о бойкоте Израиля. По заявлению саудовских представителей, призыв участников встречи к добровольному бойкоту Израиля в торгово-экономической сфере не является «элементом эмбарго». Как известно, Саудовская Аравия вступила во Всемирную торговую организацию в ноябре 2005 г., а ее правила запрещают введение экономического бойкота одного члена ВТО против другого. 14 марта произошло крупное падение главных индексов фондовых бирж ряда арабских стран, прежде всего аравийских монархий. Эксперты относят к числу основных причин этого явления экономические и геополитические факторы: цены на нефть достигли своего предела и в дальнейшем следует ожидать их постепенного снижения; обеспокоенность стран региона развитием ситуации вокруг Ирана. Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта продолжает оставаться очень сложной. После израильского штурма тюрьмы в Иерихоне на палестинских территориях прошли массовые протестные акции, которые, однако, в основном носили мирный характер. Захваченные в заложники граждане западных государств были быстро освобождены. Тем не менее, по соображениям безопасности сектор Газа покинули сотрудники ООН и Красного креста, а также международные наблюдатели, осуществлявшие мониторинг КПП «Рафах» на границе Газы с Египтом. Сам же пропускной пункт был закрыт. Глава ПНА М. Аббас в резкой форме осудил действия израильских властей, назвав их незаконными. Как известно, целью израильской акции был захват убийцы министра туризма Израиля Р. Зеэви – А. Саадата, одного из лидеров Народного фронта освобождения Палестины, и пятерых его сообщников, которого власти ПНА хотели выпустить на свободу. Действия Израиля были признаны Евросоюзом «неприемлемыми», а король Иордании Абдалла II назвал их «серьезным ударом по мирному процессу на Ближнем Востоке». Президент Египта Х. Мубарак осудил события в Иерихоне, считая, что они произошли из-за нарушения существовавших соглашений обеими сторонами. Совет Безопасности ООН призвал конфликтующие стороны к выдержке и спокойствию. В самом же Израиле в преддверии назначенных на 28 марта выборов захват иерихонской тюрьмы привел к заметному повышению рейтинга партии «Кадима» во главе и исполняющим обязанности главы правительства Э. Ольмертом. 18 марта палестинский премьер-министр И. Хания сообщил о завершении формирования нового правительства. Большая часть его министров являются членами победившего на парламентских выборах радикального исламистского движения ХАМАС. Ряд министров представлены беспартийными деятелями. Другие палестинские партии и движения, в т. ч. ФАТХ, отказались войти в хамасовский кабинет. М. Аббас заявил, что не отклонит представленный Ханией состав правительства. В то же время глава ПНА предупредил, что радикальная позиция движения «может навредить интересам палестинского народа». Противоречивые заявления делали на минувшей неделе руководители ХАМАС. Так, И. Хания утверждал, что надеется заключить мир с Израилем при условии ответного признания независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. С другой стороны, лидер движения Х. Машаль заявил, что ХАМАС не отказывается от своей главной цели – уничтожения еврейского государства, а приход к власти является «лишь средством достижения цели». Парламентская ассамблея Совета Европы решила пригласить на свою апрельскую сессию депутатов палестинского Законодательного собрания, в т. ч. от движения ХАМАС. Франция отказывается поддерживать какие-либо контакты с ХАМАС до тех пор, пока эта организация не признает Израиль, откажется от насилия и признает все ранее заключенные палестино-израильские договоренности. Не снижается напряженность обстановки в Ираке, где силы местной вооруженной оппозиции и иностранные боевики продолжают активно осуществлять террористические и боевые акции. На минувшей неделе высокопоставленные представители вашингтонской администрации выступили с заявлениями, в которых признавали «риск гражданской войны в Ираке». Официальные деятели США и Ирана практически одновременно сообщили о возможности проведения американо-иранских переговоров по Ираку. При этом в Вашингтоне и Тегеране утверждают, что предполагаемые консультации будут касаться исключительно иракских проблем и не затронут вопросы, связанные с ядерной программой ИРИ. 16 марта состоялось первое заседание избранной еще 15 декабря 2005 г. Национальной ассамблеи (НА, парламента) Ирака. На нем депутаты были приведены к конституционной присяге. Дата следующего заседания парламента не определена. Это вызвано тем, что политические партии, представленные в НА, не смогли пока договориться о кандидатуре на пост ее спикера. Безрезультатными остаются и попытки договориться о составе нового иракского правительства. 16 марта американские и иракские правительственные войска при поддержке крупных сил авиации начали в провинции Салах-эд-Дин севернее Багдада операцию «Массированный удар» с целью ликвидации опорных баз повстанцев и иностранных боевиков. Вместе с тем, специалисты полагают, что данное мероприятие имеет не столько практическое боевое назначение, сколько носит пропагандистский характер. Власти Египта обвинили официально находящуюся под запретом «Ассоциацию братьев-мусульман» в «экспорте исламистских боевиков» в Ирак и на палестинские территории. «Братья» располагают специальными лагерями по обучению добровольцев, которые изъявили желание воевать с войсками США в Ираке и против Израиля. Эти лагеря замаскированы под «спортивные базы» и расположены в пустынных районах на западе страны. Только на минувшей неделе органы безопасности АРЕ арестовали 16 членов «Ассоциации», которые имеют отношение к вербовке и обучению боевиков. Некоторые из них являются видными представителями исламского бизнеса. В Совете Безопасности ООН продолжается предварительное обсуждение (пока безрезультатное) проекта заявления по ядерной программе Ирана. В то же время в Тегеране заявляют, что не подчинятся требованиям приостановить исследовательские работы в атомной сфере, но обещают обсудить в меджлисе (парламенте) вопрос о ратификации дополнительного протокола к ДНЯО, предусматривающего внезапные проверки национальных ядерных объектов инспекторами МАГАТЭ. 13 марта президент США Дж. Буш продлил еще на один год действие санкций против Ирана. Эти санкции запрещают американским компаниям проводить практически все финансово-экономические операции с ИРИ. Комитет по международным отношениям Палаты представителей Конгресса США проголосовал за проект резолюции о введении санкций против правительств и частных компаний иностранных государств, чьи действия могут помочь Ирану получить доступ к ОМП, наращивать арсенал обычных вооружений, а также содействовать развитию иранской нефтяной отрасли. В документе призывается «уделить особое внимание» сотрудничеству между Россией и Ираном в ядерной сфере. 16 марта Иран и Кувейт подписали Меморандум о сотрудничестве и координации усилий в области безопасности. Документ предусматривает взаимодействие в деле борьбы с терроризмом, контрабандой наркотиков, нелегальной миграцией. Также намечено сотрудничество служб береговой охраны и обмен информацией в сфере безопасности. По итогам трех раундов общенационального диалога по преодолению политического кризиса в Ливане, участвующие в нем 15 ведущих политиков страны признали ливанскую принадлежность спорного района «фермы Шебаа», находящегося под израильским контролем. Принято решение добиваться освобождения этой территории. Участники встречи высказались за развитие равноправных и добрососедских отношений с Сирией и установление официальных дипломатических отношений между двумя странами. Обусловлено создание специальной комиссии, которая в течение шести месяцев должна договориться с представителями палестинских организаций и группировок в Ливане о ликвидации всех военных лагерей и складов за пределами 12 официальных лагерей для беженцев. Также принято решение о разоружении в течение шести месяцев всех палестинских боевиков (вне лагерей для беженцев), находящихся на ливанской территории. Власти Ливана намерены заняться и проблемой оружия в самих палестинских лагерях. Кроме того, правительство страны планирует принять меры по улучшению условий жизни палестинцев. Вместе с тем, ведущие ливанские политики не смогли договориться по вопросу о разоружении боевых формирований радикальной шиитской исламистской организации «Хизбалла» и о взаимоприемлемой кандидатуре на пост президента Ливана. Очередной раунд диалога намечен на 23 марта. Комиссия ООН по расследованию убийства ливанского экс-премьера Р. Харири с осторожным оптимизмом оценивает перспективы сотрудничества с Сирией. В представленном ею очередном докладе в СБ ООН о ходе расследования говорится, что САР начала более активно взаимодействовать со следователями. По утверждению главы комиссии С. Браммерца, сторонам удалось выработать правовые рамки сотрудничества, которые предусматривают «доступ к информации, местам и сирийским гражданам». В частности, получено согласие Дамаска на проведение встречи по делу Харири с президентом САР Б. Асадом и вице-президентом Ф. аш-Шаара. Министр иностранных дел Турции А. Гюль заявил, что его страна опасается ядерной программы Израиля не менее, чем иранской. Гюль подчеркнул, что все страны региона «должны соблюдать программу ядерного разоружения и быть открытыми для контроля со стороны ООН». Европарламент подверг Турцию критике за замедление темпов проведения реформ, предусмотренных процессом вхождения страны в европейское сообщество. Особо подчеркивается необходимость выполнения Анкарой всех обязательств, предусмотренных договорным процессом по вступлению Турции в Евросоюз, неукоснительного следования политическим и экономическим критериям ЕС. Серьезную обеспокоенность у Европарламента вызывает обстановка в юго-восточных районах страны, где активизировали свою деятельность курдские сепаратисты. Неурегулированность этой ситуации может негативно сказаться на переговорах о вступлении Турции в Евросоюз. В ответ турецкие власти заявляют, что намерены придать динамизм проводимым реформам. Численность контингента армий стран НАТО в Афганистане увеличится к лету 2006 г. с 10 до 16 тыс. военнослужащих. Увеличение натовского военного присутствия в стране будет происходить одновременно с продвижением сил альянса на юг Афганистана, где в настоящее время наиболее активно действуют боевики движения Талибан и «Аль-Каиды». Власти Бахрейна обеспокоены усиливающейся активностью радикальных группировок шиитов, составляющих большинство населения королевства. По официальной информации, антиправительственную деятельность шиитских молодежных группировок инспирирует Иран. В частности, они всячески мешали проведению в стране гонок по Формуле-1: пытались блокировать дороги, поджигали автомобили и баки с мусором, взрывали газовые баллоны, бросали камни в полицейских. Приложение Тунис: некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности Стремление избежать втягивания страны в конфликты, прежде всего с соседними государствами - Ливией и Алжиром, а также поддержание стабильной внутриполитической ситуации в республике являются основными целями политики тунисского руководства в области национальной безопасности. У Туниса, в отличие от его соседей, нет амбициозных планов стать государством-лидером в регионе. Учитывая ограниченные людские, экономические и военные возможности республики, ее правительство стремится решать имеющиеся проблемы и порой возникающие конфликтные ситуации в отношениях с соседями политическими методами, путем диалога, делает все, чтобы не допустить эскалации напряженности при решении спорных межгосударственных вопросов, а тем более решать их силовыми методами. Важную роль в политике страны играла и продолжает играть в целом прозападная ориентация Туниса, его тесные связи с США и Францией, в т. ч. в вопросах обороны и обеспечения безопасности. Вместе с тем, тунисское руководство не идет на заключение специальных договоров со странами Запада, которые бы официально закрепили и формально регулировали фактически существующие союзнические отношения с ними. Основной упор во внешней политике Тунис делает на развитие всесторонних отношений с США. На сегодняшний день Тунис, наряду с Марокко, является основным военно-политическим партнером Вашингтона в Арабском Магрибе. По целому ряду вопросов Тунис координирует свою внешнюю политику с Парижем. Государства Запада, оказывая Тунису разностороннюю помощь, в т. ч. военно-техническую, стремятся прочнее привязать эту страну к своему внешнеполитическому курсу, иметь в ее лице надежного партнера в осуществлении своих планов в Средиземноморье. Что касается тунисского руководства, то оно, развивая, политические и военные отношения с западными государствами, делает упор на получении от них гарантированной помощи в случае угрозы извне. Это также позволяет Тунису уделять меньше внимания укреплению собственных вооруженных сил, экономить на военных расходах. Сложный характер имеют отношения Туниса с Ливией и Алжиром, однако возможность военной конфронтации с ними, даже ограниченной, в настоящее время и в обозримой перспективе не просматривается. С Ливией имеется и территориальный спор о разделе нефтеносного континентального шельфа. С Алжиром же вопрос о прохождении линии границы был урегулирован в 1993 г. В 1989 г. Тунис подписал соглашение о создании региональной организации Союза Арабского Магриба (САМ, Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис). С середины 1990-х гг. деятельность Союза фактически оказалась замороженной, главным образом по причине противоречий между Алжиром и Марокко по урегулированию конфликта в Западной Сахаре и ряду других вопросов. Тунис занимает сдержанную позицию по проблеме Западной Сахары и неоднократно предлагал Алжиру и Марокко свои посреднические услуги по урегулированию имеющихся между ними противоречий. Тунисское руководство выступает за возобновление сотрудничества в рамках САМ. Обеспечение национальной безопасности и поддержание благоприятных внешнеполитических условий для социально-экономического развития страны тунисское руководство тесно связывает со стабильной обстановкой в Европе и Средиземноморье. Президент Бен Али подчеркивает, что «Тунис должен стать расширенным европейским пространством». Особое внимание уделяется упрочению связей с Евросоюзом, ассоциированным членом которого республика стала в 1995 г. Тунис выступает за превращение Средиземного моря в «озеро мира и сотрудничества». Тунисское руководство содействует военно-политическому сближению стран Северной Африки и Ближнего Востока с НАТО. Именно с этой целью республика наряду с Мавританией, Египтом, Израилем, Марокко, Иорданией и Алжиром участвует в совместном диалоге, в ходе которого рассматриваются вопросы налаживания сотрудничества между Североатлантическим альянсом и перечисленными государствами в рамках программы, схожей с программой «Партнерство ради мира». Тунис принимает участие в борьбе с международным терроризмом. В 2005 г. республика присоединилась к американской «Транссахарской контртеррористической инициативе». Вместе с тем отмечается участие тунисских граждан в действиях террористической группировки во главе с А. М. аз-Заркауи в Ираке, связанной с «Аль-Каидой». Тунис является участником всех договоров о нераспространении оружия массового поражения. Став участником Конвенции о запрете производства, хранения и использования противопехотных мин, республика в 1999-2003 гг. уничтожила, имевшиеся запасы этого оружия. Президент Бен Али способствовал принятию Ливией в декабре 2003 г. решения об отказе от программ по созданию оружия массового поражения. Еще с середины 70-х гг. прошлого столетия Тунис стал более последовательно проводить провозглашенный ранее внешнеполитический курс «всех азимутов», предусматривающий поддержание нормальных отношений с различными государствами вне зависимости от их блоковой принадлежности и политической ориентации. По проблеме ближневосточного урегулирования Тунис занимает позицию в целом близкую к общеарабской и выступает за полный уход израильских войск со всех оккупированных арабских территорий. Тунисско-российские отношения можно охарактеризовать как дружественные, однако вряд ли они получат в ближайшее время значительное развитие. Факторы, определяющие внутреннюю политику нынешнего тунисского режима, следует рассматривать в тесной связи с историческими особенностями развития страны после получения независимости в 1956 г. Главной из них является монопольное положение в политической системе Туниса правящей партии Новый Дустур (с 1964 г. - Социалистическая дустуровская партия, с 1989 г. - Демократическое конституционное объединение). Деятельность других политических партий и организаций до 1987 г. была запрещена или обусловлена многочисленными ограничениями. Здесь необходимо также отметить, что армия никогда не играла заметной роли в политической жизни страны. Она полностью контролируется руководством республики и безусловно подчиняется его указаниям. Президент Бен Али после прихода к власти в 1987 г., опираясь на государственно-партийный и административно-полицейский аппарат, и последовательно осуществляя либерализацию внутриполитической жизни в рамках курса «ответственной демократии», в короткие сроки смог вывести страну из кризиса и в значительной степени консолидировать общество. В начале 1990-х гг. властям удалось подавить активность местных исламистов, но полностью ликвидировать их движение они не смогли. Опасность новой активизации действий фундаменталистов все же существует. Правительство республики в последние годы ведет последовательную борьбу с нелегальной миграцией граждан стран Магриба и Африки через тунисскую территорию в Европу. Для противодействия этому явлению власти используют силы МВД, армии и береговой охраны. На сегодняшний день Тунис является одним из наиболее стабильных государств Магриба и Арабского Востока в целом. Есть все основания полагать, что процесс упрочения позиций нынешнего режима внутри страны будет продолжаться. При этом власти попытаются не допустить усиления влияния и активности исламских радикалов, а при необходимости примут жесткие и решительные меры по подавлению их выступлений. Тунис, принимая меры по укреплению национальной армии (ок. 35 тыс. чел.), никогда не претендовал на то, чтобы стать мощной региональной военной силой. С момента получения независимости республика в вопросах военного строительства и технического оснащения национальных вооруженных сил ориентируется на тесные связи со странами Запада. Правительство республики не имеет масштабных планов развития армии. Ее совершенствование будет происходить путем постепенной замены старой техники на новые или модернизированные образцы. Большое внимание уделяется повышению мобильности войск, улучшению системы управления ВС. В целом политика Туниса в области национальной безопасности и обороны будет и в дальнейшем ориентирована на недопущение возникновения конфликтных ситуаций в отношениях с Алжиром и Ливией. Одновременно будет продолжен курс на укрепление военно-политического сотрудничества со странами Запада. Во внутренней политике власти продолжат реализацию курса «ответственной демократии», не допуская неконтролируемого развития политических процессов.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.