О ситуации вокруг арабского бойкота*)

09 ноября 2005
A A A


Н.С. Глебова Формально бойкот был объявлен Лигой арабских государств 2 декабря 1945 года. В заявлении этой организации говорилось о том, что “использование еврейских товаров является нежелательным в арабских странах”. Все арабские “институты, организации, торговцы и частные лица” призывались к тому, чтобы “отказаться от потребления, распространения и использования товаров, произведенных сионистами”. Из текста заявления ясно, что “евреи” и “сионисты” использовались в нем в качестве равнозначных понятий. Бойкот арабских стран, получивший особенно активное развитие после 1948 года, можно условно разделить на “первичный” и “вторичный”. К “первичному” относится бойкотирование прямой торговли между арабскими государствами и Израилем, а к “вторичному” бойкотирование компаний, занимающихся коммерческой деятельностью с израильской стороной, а также “третьих” фирм, имеющих дело с компаниями, ведущими свои дела с израильскими юридическими и физическими лицами. Под эгидой Лиги арабских государств с целью контроля над выполнением условий было образовано Бюро по бойкотированию Израиля. На всем протяжении истории осуществления Арабского бойкота процесс составления “черного списка” компаний и организаций, с которыми не рекомендуется иметь дело представителям арабских государств, претерпевал изменения. Важно отметить, что этот список не воспринимался всеми странами — членами ЛАГ в качестве обязательного для принятия санкций. Так, Алжир, Мавритания, Марокко, Сомали, Судан, Тунис не поддержали “вторичный” бойкот. Политика Египта в отношении реализации Арабского бойкота менялась с течением времени от жесткой приверженности идеи бойкотирования Израиля до “завершения экономических бойкотов и уничтожения дискриминационных барьеров, препятствующих свободному перемещению людей и товаров…”, которое фактически состоялось после подписания мирного соглашения между Израилем и Египтом. В 1977 году конгресс США запретил американским компаниям поддерживать Арабский бойкот или участвовать в нем. В законе, подписанном президентом Картером, говорилось, что “эта проблема наносит вред самой идее свободной торговли между нациями”, а также, что этот закон имеет целью “прекратить губительное влияние иностранных бойкотов на американский образ жизни еврейских членов нашего общества”. ЛАГ обещала принять решительные меры в отношении принятого американской стороной закона. Представители этой арабской организации охарактеризовали его как “кампанию истеричных законов и законопроектов.., которые Израиль и мировой сионизм пытаются навязать не только США, но и некоторым странам Западной Европы”. Предполагалось, что принятие данного закона приведет к значительному снижению объемов торговли США и других западных государств со странами арабского мира. Вместо этого произошло прямо противоположное — импорт и экспорт увеличились. К примеру, отделением военного самолетостроения “Бритиш аэроспейс”, крупнейшей авиационно-космической компании Великобритании, был сделан заказ американскому поставщику. Именно благодаря этим поставкам было реализовано британское соглашение о продаже Саудовской Аравии самолетов “Торнадо” и иных видов вооружения в конце 80-х годов XX века. Тем не менее некоторые американские компании были помещены в “черный список” из-за своих деловых связей с Израилем. Вместо того чтобы присоединиться к бойкоту в отношении Израиля, в ряде стран были приняты законы, препятствующие его осуществлению. Впервые данные о разногласиях среди стран, поддерживавших Арабский бойкот, появились в сентябре 1994 года. Представители шести государств, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, заявили о том, что они больше не будут поддерживать бойкотирование торговли с Израилем. 7-8 февраля 1995 года в Табе (Египет) прошла встреча представителей торговли из Египта, Иордании, Палестины и США. Результатом этой встречи стало принятие декларации, в которой выражалось намерение “приложить все усилия для завершения бойкота в отношении Израиля”. После подписания мирного соглашения между ООП, Иорданией и Израилем движение по бойкотированию последнего стало постепенно сходить на нет. Мирный процесс на Ближнем Востоке способствовал улучшению отношений между Израилем и арабскими государствами, однако жизнь без бойкота продолжалась недолго. Новые санкции были введены в 2001 году в ответ на жесткие действия Израиля на палестинских территориях. Вместе с тем руководству Лиги арабских государств несколько раз пришлось отменить встречи участников бойкота, которые должны были созываться по предложению сирийской стороны. Во многом причиной этого служил отказ участвовать в подобных встречах со стороны Кувейта, Марокко и Туниса. “Первичный” бойкот был значительно ослаблен после того, как Катар, Оман и Марокко начали переговоры о сотрудничестве с Израилем. Несмотря на подобные изменения, де юре бойкот остается в силе и продолжает осуществляться. Особенно последовательной в отношении реализации Арабского бойкота была Саудовская Аравия. В конце апреля 2004 года в Сирии прошла 72-я конференция Бюро по бойкотированию Израиля. В работе конференции приняли участие представители 19 арабских государств. Главным вопросом, обсуждавшимся на конференции, было изменение характера Арабского бойкота в отношении Израиля на современном этапе. Представитель сирийской стороны Мухаммед аль-Аджами заявил, что конференция имела целью объединение усилий различных стран по восстановлению Арабского бойкота. По его мнению, эта встреча явилась “прямым и действенным ответом на преступную политику, осуществляемую Израилем”. Важно отметить, что были страны, которые воздержались от участия в данной конференции. К их числу относятся Мавритания, Египет и Иордания, имеющие дипломатические отношения с Израилем. Одними из самых последовательных сторонников реализации Арабского бойкота являются Сирия и Ливия. С 1949 года Бюро по бойкотированию Израиля в Дамаске постоянно пополняло “черный список пособников сионистов”, в который попадали компании, сотрудничавшие с Израилем. Официально любые отношения с ними запрещались, однако в действительности многое происходило иначе. Например, компания McDonald's весьма успешно работала в Дамаске и Иерусалиме. Представители Бюро обратили внимание на этот факт лишь в середине 80-х годов, после чего менеджер арабских отделений McDonald's пообещали перечислять по 0,03 доллара от каждого заказа в некий фонд помощи палестинским детям и продолжили свой бизнес. Также в свое время сирийские власти отказывались давать согласие на вхождение в свои порты судам, делавшим ранее остановки в израильских портах. А в июне 2004 года Ливия отказалась дать въездные визы участникам Всемирного шахматного чемпионата, представляющим Израиль. В сентябре 2005 года представители Бахрейна сообщили Госдепартаменту США о том, что это государство отменяет экономический бойкот в отношении Израиля. В адрес американской миссии в королевстве Бахрейн было послано письмо от имени государственного казначея, шейха Халеда бен Ахмада бен Мухаммада аль-Халифа, в котором было заявлено о том, что это государство “признает необходимость прекращения “первичного” бойкота в отношении Израиля и приложит все силы для осуществления нормализации отношений с этим государством”. Известие об этом событии вызвало широкий резонанс в арабском мире. Представители королевства были вынуждены неоднократно разъяснять свою позицию. 11 октября с.г. бывший казначей Бахрейна, а ныне министр иностранных дел аль-Xалифа заявил о том, что королевство, “несмотря на решение прекратить бойкотирование израильских товаров, не имеет своей целью установление дипломатических отношений с Израилем”. Министр подчеркнул, что решение было принято в рамках реализации соглашения о свободной торговле, подписанного между Бахрейном и США в сентябре 2004 года. Аль-Xалифа особо отметил, что “шаг, предпринятый правительством королевства Бахрейн, ни в коем случае не означает установления или нормализации культурных, политических и дипломатических отношений с Израилем”. Представителем Бахрейна также была заявлена приверженность этого государства решению Лиги арабских государств о нормализации отношений с Израилем только после его ухода со всех оккупированных территорий. Несмотря на подобное заявление, на внутриполитическом уровне в Бахрейне была отмечена активизация действий исламистских организаций и группировок, которые восприняли данное решение как “капитуляцию перед врагом, стремящимся окончательно уничтожить арабо-мусульманское население Палестины”. Представитель исламского общества “Менбар” Али Ахмад Абдулла заявил, что общественность предпримет все меры для тщательного расследования ситуации, связанной с принятием решения о прекращении бойкота. Современная ситуация вокруг Арабского бойкота наглядно демонстрирует тот факт, что пришло время значительных изменений. Говоря о возможном развитии событий, необходимо в очередной раз упомянуть о его истинной сущности. Арабский бойкот — явление, типичное для послевоенного периода, так как он ставил перед собой в первую очередь политические цели. Кроме того, на его проведение наложила отпечаток двухполярная система международных отношений. Важно отметить, что, несмотря на то, что не была достигнута главная цель — уничтожение государства Израиль, Арабский бойкот явился существенным ограничителем роста израильской экономики. Вторичным воздействием бойкота стало его влияние на экономики других стран. Некоторые американские фирмы были вынуждены соотносить свои действия с требованиями Бюро по бойкотированию Израиля. Однако существовали фирмы, которые с успехом игнорировали требования участвовать в этом процессе. В основном, это были предприятия, занимавшиеся производством или транспортировкой вооружения. Кроме того, история Арабского бойкота предоставляет нам возможность исследовать роль международных организаций в проведении экономических санкций. Такой региональной международной организацией в данном случае была Лига арабских государств и один из ее органов — Бюро по бойкотированию Израиля. Роль бюро часто менялась, отражая соотношение сил между членами Лиги. Изменения этой роли и ее влияние на характер взаимоотношений между арабскими государствами и Израилем являются крайне интересным на современном историческом этапе. Дело в том, что вместе с ними претерпевают трансформацию рычаги оказания давления стран арабского мира на Израиль, и оттого, какими будут новые меры, во многом зависит успех ближневосточного урегулирования и мира в регионе в целом. Несмотря на существование Бюро, каждое арабское государство имело возможность трактовать правила проведения бойкота в свою пользу в зависимости от конкретных условий и интересов страны. В разное время различные страны были наиболее активными проводниками политики бойкота и пытались мобилизовать более широкую поддержку среди других арабских стран, однако это были лишь краткосрочные попытки. Таким образом, отсутствие сильного международного центра, проводящего бойкот, явилось одной из причин его недостаточной эффективности. Бойкотирование Израиля чаще всего осуществлялось через реализацию бойкотов “второй” и “третьей степени”. Во многом это привело к тому, что в этот процесс было вовлечено чрезмерное число зарубежных участников, в особенности из США и Западной Европы. В свою очередь, это явилось стимулом для усиления антиарабской пропаганды в этих странах. Говоря о перспективах реализации Арабского бойкота, можно предположить, что постепенно он прекратит свое существование в качестве инструмента экономической борьбы с Израилем. Однако ожидается, что отмена основных положений бойкота будет постепенной и поэтапной. Это во многом связано с характером процесса ближневосточного урегулирования, а также с крайней бюрократизированностью аппарата Бюро по бойкотированию Израиля и национальных министерств экономик, связанных с ним. ------------- *)Статья написана по материалам арабских агентств “Галфньюс”, “Арабикньюс” и публикаций в израильской газете “Гаарец”.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.