РЖД: меньше нефти на восток

08 августа 2005
A A A


Возможно, Китай в этом году получит меньше «черного золота», чем планировалось ОАО «Российские железные дороги» снижает прогноз по поставкам нефти в Китай с 10 до 7 млн т в этом году. Корректировка планов связана с выявившимся дефицитом трубопроводных мощностей. Такую новость распространили сегодня СМИ со ссылкой на одного из руководителей транспортной компании. В пресс-службе ОАО «РЖД» RBC daily сообщили, что официальной корректировки планов компании в отношении Китая пока нет: «вся информация такого рода носит предварительный характер». Тем не менее эксперты считают снижение предполагаемых объемов поставок «черного золота» в КНР вполне вероятным. Тем более что ранее уже поступала информация о том, что основные поставщики – «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ» – просили руководство ОАО «Транснефть» расширить мощность трубопровода, ведущего в район Ангарска (откуда происходит перекачка нефти в железнодорожные цистерны). Впрочем, как считают аналитики, проблема не только в трубе. «Экспортировать большие объемы нефти в КНР пока трудно, в том числе из-за дефицита нефтеналивных мощностей, но и, видимо, из-за некоторой неурегулированности отношений с компаниями-поставщиками, ведь большинство ныне действующих нефтеналивных терминалов принадлежат не РЖД, – считает начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Наталья Одинцова. – Кроме того, налицо определенная ограниченность парка цистерн и главным образом промывочных станций, без которых эксплуатация этих цистерн невозможна. Так что проблему надо решать в комплексе». Напомним, до конца 2004 г. поставками нефти в КНР по железной дороге (ныне это единственный возможный путь экспорта «черного золота» на восток) занимался ЮКОС. В 2003 г. компания поставила в Китай 3 млн т и планировала довести поставки в 2005 г. до 9, а в 2006 г. – до 12 млн т. После того как основной добывающий актив ЮКОСа перешел к «Роснефти», именно эта компания стала главным экспортером сырья в Поднебесную. К экспортным планам подключились и другие компании, в частности «ЛУКОЙЛ» и «Сибнефть». С учетом предварительных заявок руководство РЖД опубликовало планы нарастить поставки в КНР до 30 млн т в год (к 2010 г.). Однако эксперты и раньше заявляли лишь о теоретической возможности выполнения этих планов. «Проблема и в трубе до Ангарска, которая действительно загружена на 100%, и в том, что ей не нашли пока должной альтернативы, которая была у ЮКОСа, заливавшего нефть в собственные цистерны, в том числе на других терминалах», – отметил аналитик Банка ЗЕНИТ Евгений Суворов. «На снижении предполагаемого объема поставок в Китай сказывается несколько факторов. Вначале это были проблемы перехода собственности ЮКОСа к «Роснефти», сейчас это вопрос дефицита мощностей и – в не меньшей степени – слабого желания большинства нефтяных компаний расширять поставки по железной дороге, – полагает аналитик ИК «ЦентрИнвест» Константин Батунин. – Только «Роснефть» связана с КНР долгосрочными контрактами, остальные больше заинтересованы в поставках по трубе. Это и дешевле, и при том есть возможность увеличивать поставки, так как трубопроводные мощности расширяются. К тому же добыча нефти растет слабо, и излишков, которые можно было бы перенаправить в Китай, практически нет. Что касается планов увеличения железнодорожных поставок в КНР до 30 млн т в год, то их реальность сомнительна хотя бы потому, что до сих пор сохраняется двусмысленность в отношении того, будет ли построена ветка нефтепровода на Дацин. Если этот план все-таки будет претворен в жизнь, поставки цистернами потеряют всякий смысл». «Пока не построено новых терминалов, действующий терминал в Ангарске остается узким местом, через которое трудно переправить дополнительные объемы нефти, – сказал RBC daily аналитик Rye, Man & Gor Дмитрий Царегородцев. – ЮКОС в свое время планировал на восток больше, поскольку использовал и другие эстакады, которые, вероятно, использует и ныне, только для других экспортных направлений. Тем не менее перспективы увеличения поставок в КНР есть ввиду серьезных инвестпланов РЖД и улучшившегося предложения на рынке цистерн. Однако в стратегическом смысле увеличение поставок до 30 млн т в год является, на мой взгляд, спорным решением: после ввода в строй восточной трубы все специально построенные «под Китай» эстакады и другие железнодорожные мощности лягут балластом на экономику, дальнейшее их использование будет под вопросом». Алексей Виноградов
Источник: RBCdaily

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.