Специальный репортаж: страны Центральной Азии сплачивают ряды

19 июля 2005
A A A


Замир КАРАЖАНОВ Лидеры государств Центральной Азии вместе с Китаем и Россией требуют назначить срок вывода американских военных баз и прекратить вмешиваться в их внутренние дела. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую входят Россия, Китай и четыре государства Центральной Азии, все настойчивей самоутверждается в качестве оплота на пути вмешательства внешних сил, главным образом – США, во внутренние дела стран региона. 5 июля в столице Казахстана Астане завершил свою работу десятый – юбилейный - саммит глав государств ШОС, по итогам которого была принята жесткая декларация с требованием к Вашингтону определить график вывода своих военных баз из стран Центральной Азии. “Учитывая завершение активной военной фазы антитеррористической операции в Афганистане, государства-члены Шанхайской организации сотрудничества считают необходимым, чтобы участники антитеррористической коалиции определились с конечными сроками временного использования упомянутых объектов инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территориях стран-членов ШОС”, - говорится в декларации. До сих пор ШОС концентрировала свое внимание на внутриполитических и региональных проблемах ее членов и не имела четко выраженной позиции относительно их внешнеполитического курса. Например, четыре центрально-азиатских члена ШОС одновременно состоят в ОБСЕ и принимали участие в совместных военных учениях с НАТО. Кроме того, с 2001г. на территории Узбекистана и Кыргызстана действуют авиабазы ВВС США и их союзников. Эксперты расценили декларацию ШОС как знак того, что государства Центральной Азии (кроме Туркменистана, не являющегося членом ШОС) отходят от Запада в сторону своих могущественных соседей, которые наверняка не будут задавать им “трудных” вопросов по поводу демократии и прав человека. В частности, Узбекистан “обиделся” на Вашингтон за то, что тот настойчиво требует проведения независимого расследования кровавых событий 13 мая в Андижане, где правительственные войска расстреляли безоружную демонстрацию. Для России и Китая заявление ШОС стало очередной возможностью бросить “камень в огород” Вашингтона. Эти страны не желают, чтобы США надолго оставались в регионе. “Шанхайская пятерка” была создана в 1996 году как структура по урегулированию пограничных проблем между КНР и государствами бывшего СССР. В 2001г. она была переименована в Шанхайскую организацию сотрудничества и приобрела шестого члена – Узбекистан. С этого времени ШОС начала уделять особое внимание вопросам безопасности, борьбы с терроризмом и т.д. За исключением совместного противодействия влиянию Запада и поддержки центральноазиатских режимов по принципу “могло быть хуже”, Москва и Пекин преследуют в регионе совершенно различные геополитические интересы. Гудбай, Америка? Озвученная ШОС позиция по базам США и стран антитеррористической коалиции отразилась в действиях и заявлениях руководства, как минимум, двух государств региона. Не найдя у Вашингтона понимания по “андижанскому вопросу”, Узбекистан ввел ограничения на деятельность американской авиабазы “Ханабад”, вынудив американцев изменить маршруты полетов и места посадки самолетов. Но более неожиданным представляется то, что избранный 10 июля новый президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, пришедший к власти в результате народного восстания в марте, присоединился к позиции своих коллег по ШОС. Он поставил свою подпись под декларацией, а 11 июля, выступая по кыргызскому телевидению, подверг сомнению необходимость дальнейшего существования американской авиабазы близ Бишкека В ответ на декларацию ШОС Государственный департамент США дал понять, что вопрос вывода войск будет обсуждаться с каждой из заинтересованных стран отдельно. “Условия нашего военного присутствия определяются двусторонними соглашениями, согласно которым обе стороны признают, что американские военные действуют на территории этих стран на основе взаимной выгоды”, - заявил представитель Госдепартамента США Шон МакКормак. Председатель Объединенного комитета начальников штабов Ген. Ричард Маерс высказался более прямолинейно, охарактеризовав заявление ШОС как “не слишком полезное”. “Создается впечатление, что два очень больших государства давят на своих более мелких партнеров, - заявил Маерс журналистам. – Безопасность и стабильность – немаловажные вопросы для Центральной Азии. Тех, кто способен обеспечить безопасность и стабильность, должны здесь встречать с распростертыми объятиями”. Коллеги из ШОС поддержали Каримова по Андижану Одной из центральных тем саммита стали события 13 мая в узбекском городе Андижан. “Эта тема стала важнейшей составляющей нынешнего саммита”, - сказал IWPR директор алматинского Евразийского центра политических исследований Рустем Лебеков. Президент Узбекистана Ислам Каримов в очередной раз подтвердил свою версию произошедшего в Андижане. Как и ранее, он настаивал на 173-х погибших, большинство из которых составляли вооруженные мятежники. Со слов очевидцев, в Андижане в результате безжалостного расстрела правительственными войсками погибло несколько сотен человек, в том числе – женщин и детей. Именно это побудило мировое сообщество и в первую очередь США добиваться от узбекского руководства проведения независимого расследования. Представитель Госдепартамента Том Кейси, выступая перед прессой 13 июля, поставил предоставление Узбекистану финансовой помощи в этом году в прямую зависимость от действий Ташкента в вопросе расследования по Андижану. “Решение о предоставлении финансовой помощи будет зависеть от того, как поведет себя правительство Узбекистана в данном вопросе”, - заявил он. До сих пор руководство Узбекистана игнорировало призывы международного сообщества о проведении независимого расследования. Видимо, устав от критики с Запада, президент Каримов нашел утешение в рядах “Шанхайской шестерки”. “Этот саммит был необходим Каримову на фоне развернувшейся критики”, - сказал IWPR политолог Санат Кушкумбаев. Консервация режимов Найдя в своих коллегах по ШОС благодарных слушателей, Каримов поместил андижанские события в более широкий контекст смены режимов и дестабилизации обстановки в регионе и был единодушно поддержан всеми, включая новоизбранного президента Кыргызстана Бакиева, который, по иронии судьбы, сам является продуктом революционной смены власти. “На саммите тон задавали страны, которые видят свою цель в сохранении статус-кво существующих режимов в странах Центральной Азии, и, скорее всего, это произошло с подачи Узбекистана”, - считает ведущий эксперт Ассоциации политологов и социологов Казахстана (АСИП) Максут Сарсенов. По заявлению Каримова, последние события в регионе являются “лишь отдельными проявлениями далеко идущего геополитического плана, конечной целью которого является изменение определенными силами в свою пользу политического и экономического расклада с целью доминирования в Центральной Азии”. “Понятно, что намек делается на Запад в целом и на США, в частности”, - прокомментировал Кушкумбаев. В своем заявлении исполнительный секретарь ШОС Чжан Дэгуан озвучил общее неприятие государствами ШОС вмешательства внешних сил в их внутренние дела, в том числе – с целью заставить их соблюдать демократические нормы и уважать права человека. Как отметил в ходе саммита Дэгуан, “Экспорт готовой модели социального развития не может привести общество к прогрессу, а наоборот - создает хаос, нарушает нормальный процесс политического и экономического развития, отбрасывает общество назад”. Концепция “трех зол” Для Китая членство в ШОС является средством ограничения внешней поддержки сепаратистам в беспокойном Синьцзян-уйгурском автономном округе, коренные жители которого – уйгуры – культурно и исторически более тяготеют к народам Центральной Азии, нежели к Китаю. В своих выступлениях представители китайской стороны часто упоминали о “трех силах” или “трех злах” в лице терроризма, сепаратизма и экстремизма, которые вместе представляют серьезную угрозу для безопасности и стабильности в регионе. Как указывается в итоговом документе, государства-члены ШОС обязуются “не предоставлять убежища лицам, обвиняемым или подозреваемым в террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности, и выдавать таких лиц при наличии соответствующих обращений со стороны другого государства ШОС в строгом соответствии с действующими законодательствами государств-членов”. По итогам саммита Дэгуан с удовлетворением констатировал: “Саммит дал правильную оценку ситуации в регионе и должным образом отреагировал на нее, приняв решение о том, что государства-члены будут и впредь укреплять единство и взаимодействие в целях усиления борьбы против “трех зол”. А что будет с правами человека? Если страны ШОС действительно начнут экстрадировать друг другу таких “подозреваемых”, то туго придется всем – уйгурским мигрантам в Казахстане и Кыргызстане, оппозиционерам-изгнанникам из различных государств Центральной Азии в Москве, а прежде и скорее всего – узбекским беженцам из Андижана. “Данная позиция разделяется всеми, в том числе и Каримовым в отношении андижанских беженцев в Кыргызстане. Именно они сейчас находятся в зоне особого внимания. Поскольку данное положение, по крайней мере, морально обязывает Кыргызстан выдать беженцев, чего и добивается Ташкент”, - говорит Кушкумбаев. Комментируя данный раздел документа, Сарсенов усматривает еще более далеко идущие последствия. “Под это определение можно подвести кого угодно, - отмечает он. - При широком толковании это может означать, что поле для оппозиционной деятельности в этих странах, особенно в Узбекистане, еще более сужается. Если оно и раньше было минимальным, то теперь оно может быть сведено на нет”. Насколько безусловна поддержка ШОС? Круговая порука, сформировавшаяся среди государств-участников ШОС, особенно на руку существующим режимам Центральной Азии, чье положение не столь прочно по сравнению с Москвой и Пекином. Вслед за Грузией и Украиной в Кыргызстане в марте произошла очередная “бархатная” революция, свергнувшая режим Аскара Акаева. Вначале это вызвало переполох в Москве и в Центральной Азии, где руководители типа Акаева не планируют уходить со своих постов и никому не дадут себя свергнуть. Однако, судя по всему, главы государств “старой закалки” приняли нового кыргызстанского лидера Бакиева в свои ряды – возможно, не без определенных уступок с его стороны. Принятие Бакиева не означает, что лидеры государств ШОС потерпят подобные революционные “безобразия” где-либо еще. В отличие от Грузии и Украины, западное влияние на политические процессы, в частности – в том, что касается демократии и прав человека – рассматривается в Центральной Азии, как корень всех зол. “В случае, если в одной из стран ШОС со стороны Запада, ОБСЕ или США будет иметь место попытка не признать прошедшие выборы и провести перевыборы по украинскому сценарию, то политическая элита этой страны всегда сможет рассчитывать на моральную и политическую поддержку других стран ШОС”, – говорит Лебеков. В конце концов, продолжает Лебеков, “если есть понимание, что всегда найдешь поддержку в Пекине и Москве, это добавляет уверенности”. Общий тон выступлений участников саммита наводит на мысль о том, что регион ожидает долгосрочная консервация существующих режимов. “В выступлениях участников ШОС между строк читается, что нужно сохранить статус-кво, т.е. несменяемость политических элит”, - отмечает Сарсенов. Кушкумбаев придерживается несколько иного мнения, не считая несменяемость режимов столь уж важным. “Для Пекина и Москвы не суть важно, кто именно стоит у власти, и, если придет другая группа лиц, они будут налаживать диалог и с ними”. С другой стороны, отмечает Кушкумбаев, зыбкость центральноазиатских режимов может создать для ШОС проблему. “Глубоко персонифицированный характер властных отношений в странах Центральной Азии становится слабым звеном в структуре ШОС. Никто не даст гарантии, что будущая политическая элита, если она придет к власти на действительно радикальной волне оппозиции, не заявит о выходе из ШОС”. Растущее влияние ШОС Возможно, мы становимся свидетелями превращения ШОС в сильного и авторитетного игрока на мировой арене, ставящего интересы безопасности и стабильности выше прав человека. “Саммит продемонстрировал позицию, направленную на сдерживание роста влияния США и их союзников на постсоветском пространстве. Но это - еще не факт, поскольку многое будет определяться крупными игроками ШОС - Китаем и Россией”, - сказал Кушкумбаев Противопоставляя себя Западу, ШОС приветствует развитие отношений со своими соседями с юга и востока. Впервые, наряду с Монголией, в качестве наблюдателей на саммит ШОС были приглашены Индия, Пакистан и Иран. Данное обстоятельство особо отметил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: “За этим столом собрались главы государств, представляющих половину человечества”.
Источник: Навигатор-2

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.