15 июля 2005
Питер Н. Споттс (Peter N. Spotts), 15 июля 2005 Милях в 220 над Землей по орбите вращается многотонная 'лакмусовая бумажка' для проверки на прочность международного сотрудничества в космосе. На ее борту - российско-американский экипаж. Ее компоненты изготовлены на четырех континентах. Подобно героине фильма 'Опасные приключения Полины' ('The Perils of Pauline'), она в какой-то момент оказалась на волосок от гибели - проект был бы заморожен, если бы, помимо США, обязательства по его осуществлению не взяли на себя еще 15 стран. Однако сегодня, когда космические державы по обе стороны Атлантики намереваются обеспечить возвращение человека на Луне, а затем и высадку на других планетах, модель сотрудничества, позволившая создать международную космическую станцию, возможно, уже исчерпала себя. Подготовка полета на Луну, а после него, возможно, и на Марс, скорее всего, будет проходить постепенно, по нарастающей, и займет не одно десятилетие, так что модель 'одного проекта', ставшая отличительной чертой МКС, здесь не подходит. Любые совместные усилия в этой области потребуют нового подхода - прежде всего от США, поскольку возможные партнеры Америки, укрепив собственный потенциал, все меньше удовлетворяются ролью 'субподрядчиков'. Да, с 1984 г., когда президент Рейган призвал западных союзников совместными усилиями построить орбитальную станцию в ответ на аналогичную советскую программу, изменилось многое. Холодная война закончилась, что позволило наладить сотрудничество между США и Россией. Китай присоединился к 'клубу' держав, отправивших человека в космос, и, как сообщается, в будущем намеревается осуществить пилотируемый полет на Луну. Япония и Индия осуществляют собственные программы по изучению Луны и Марса. Европа, в свою очередь, инициировала проект 'Аврора', связанный с полетами на Луну и другие планеты. В результате государства сегодня отличаются куда большей свободой в выборе партнеров, имеющих опыт освоения космоса, чем в годы Холодной войны, когда американское Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА - National Aeronautics and Space Administration) было единственным таким партнером для стран свободного мира. Поскольку их концепции освоения космоса во многом совпадают, эти государства, по мнению специалистов, скорее всего объединят усилия. 'По сути, это программа планетарного масштаба, - отмечает Лори Гарвер (Lori Garver), в прошлом - заместитель директора НАСА. - Это общечеловеческая мечта'. Альтернативой может стать новая 'космическая гонка', которую ни одно государство не в состоянии выдержать. По приблизительной оценке, бушевский вариант освоения космоса за весь период осуществления проекта может обойтись аж в 100 миллиардов долларов - хотя точную сумму сегодня никто назвать не может, поскольку проект финансируется поэтапно, а появление новых технологий или непредвиденные осложнения могут радикально повлиять на его стоимость - как в ту, так и в другую сторону. Кроме того, как отмечает Джоан Джонсон-Фриз (Joan Johnson-Freese), заведующая отделом изучения проблем национальной безопасности Военно-морского колледжа США (US Naval War College) в Ньюпорте (штат Род-Айленд), помимо конкретных расходов на освоение космоса существуют и проблемы общего порядка - как именно Соединенным Штатам следует добиваться своих стратегических целей: 'Нашей стране необходимо продемонстрировать, что она - лидер, такой лидер, с которым все захотят сотрудничать'. Объединив усилия с другими странами в разработке долгосрочной программы пилотируемых космических полетов, а не просто предлагая им подписаться под проектом, одобренным Вашингтоном, мы, по ее мнению, 'сможем влиять на космонавтику других стран; в противном случае они просто 'сойдут с поезда' и будут делать то, чего бы мы не хотели'. Как убедить общественность Если сотрудничество приобретет более равноправный характер, добавляет она, это еще и поможет сохранить поддержку долгосрочной программы со стороны общественности: 'Мне часто приходится сотрудничать с чиновниками европейских космических ведомств, и они говорят мне: если вы считаете, что заручиться поддержкой вашей космической программы непросто, попробуйте убедить общественность, что вы играете в ней лишь вспомогательную роль'. По мнению аналитиков, на примере Международной космической станции можно выявить преимущества и потенциальные опасности, связанные с сотрудничеством в космосе. Международный характер этого проекта, в ходе которого за строительство основных компонентов станции отвечали разные участники, позволили ему успешно пережить сильные финансовые неурядицы, с которыми в разное время сталкивались 16 стран-партнеров. А благодаря подключению России к проекту в 1993 г., отмечает г-жа Гарвер, программу удалось спасти даже после катастрофы 'Колумбии'. Когда Россия только становилась участником проекта, этот шаг вызвал шквал критики и обошелся крайне дорого - ведь он был связан с необходимостью изменить орбиту станции, чтобы ее могли достигать ракеты, запускаемые с космодрома Байконур в Казахстане. Однако, если бы после гибели 'Колумбии' Россия не взяла на себя замену экипажей и снабжение станции, МКС бы просто пустовала. 'Люди сетуют: нам нужны собственные средства доставки для полетов в космос, чтобы не зависеть от русских', если между окончанием срока службы 'шаттлов' и вступлением в строй нового пилотируемого космического корабля возникнет временной разрыв, отмечает Гарвер. 'Я же радуюсь, что у нас вообще есть возможность летать в космос', - добавляет она. Билл Клинтон, который в свое время в одностороннем порядке включил Россию в проект - по стратегическим соображениям и из-за наличия у нее опыта строительства и эксплуатации орбитальных станций - в дальнейшем распорядился уменьшить планируемые габариты станции: это стало одним из многих изменений, внесенных в проект из-за того, что расходы на его осуществление намного превысили первоначальные расчеты. Из-за этих изменений, утверждают аналитики, возникли сомнения в готовности Вашингтона выполнять свои обязательства в рамках долгосрочных международных проектов. Так, начало выполнения директором НАСА Майклом Гриффином (Michael Griffin) президентского плана в области освоения космоса неизбежно приведет к дальнейшему сокращению габаритов станции. Кроме того, срок службы 'шаттлов' закончится в 2010 г., независимо от того, в какой стадии будет находится монтаж МКС. Одной из потенциальных жертв этих решений является японский лабораторный модуль, предназначенный для биологических экспериментов. Партнеры ожидают, что в этом месяце их известят о том, насколько сокращение программы полетов 'шаттлов' повлияет на процесс монтажа станции. Из-за этих изменений график монтажа МКС придется пересматривать второй раз за год. Европа и Япония уже почти 20 лет участвуют в программе, но пока не увидели некогда столь превозносимых выгод, которые должна была им принести МКС. Сотрудничество или безопасность? Помимо общих вопросов, связанных со стабильным осуществлением международных проектов, существует и озабоченность, которую вызывает проблема передачи технологий, напоминает Рэй Уильямсон (Ray Williamson), профессор-исследователь из Института космической политики (Space Policy Institute) при Университете им. Джорджа Вашингтона (George Washington University) Два документа - так называемые 'Правила регулирования международного оборота оружия' (International Traffic in Arms Regulation - ITAR) и Закон об ограничении доступа Ирана к технологиям оружия массового поражения (Iran Nonproliferation Act - INA) - способны подорвать укрепление международного сотрудничества в космосе. ITAR квалифицирует спутники и их составные элементы как 'военное оборудование', поэтому их экспорт подлежит тщательному контролю. В результате, как сообщается, Европа уже ищет других партнеров для проекта 'Mars Rover', который планировалось осуществлять совместно с американцами. В будущем году истекает срок действия российско-американского соглашения о доставке людей и грузов на космическую станцию и обратно: после этого из-за положений INA американские астронавты уже не смогут летать на МКС на российских кораблях. 'ITAR реально препятствует сотрудничеству, и в некоторых отношениях ситуация ухудшается, - утверждает Уилкинсон. - Закон об Иране - тоже играет роль мощного тормоза'. В июне госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) и доктор Гриффин направили в Конгресс письмо с просьбой внести поправки в INA, и эта просьба, по мнению экспертов, возможно, будет удовлетворена. Что же касается поправок к ITAR, то здесь ситуация остается неясной. США вступают на 'неизведанную землю', однако, по словам некоторых наблюдателей, эта 'целина' богата возможностями для выработки новых форм сотрудничества. 'Речь идет о программе НИОКР, рассчитанной на 50 лет', - отмечает Чарльз Кеннел (Charles Kennel), соавтор подготовленного в 2004 г. доклада о сотрудничестве в космосе (сегодня он занимает пост директора Скриппсовского института океанографии (Scripps Institution of Oceanography) в городе Ла-Йола [штат Калифорния]). Если сегодня КНР можно считать новичком в области пилотируемых полетов, то 'к тому времени, когда эти планы начнут воплощаться в жизнь, китайцы превратятся в одного из главных игроков на этой арене: Международные инициативы в области пилотируемых космических полетов уже невозможно осуществлять 'сверху''. Среди прочего, в упомянутом докладе содержатся такие рекомендации: все космические державы, желающие участвовать в осуществлении общих целей по освоению космоса, должны образовать группу для координации усилий в этой области. Члены этой группы встречались бы раз в году для обсуждения национальных программ, их взаимного согласования, выработки способов обмена ресурсами или разработки совместных проектов. 'В научном мире мы постоянно так поступаем; пора принять эту систему на вооружение и в сфере пилотируемой космонавтики', - полагает доктор Кеннел. Примером такого сотрудничества, пусть и не слишком масштабного, являются совместные программы НАСА и Европейского космического агентства (ЕКА) по изучению комет, отмечает он. Если НАСА на прошлой неделе осуществило взрыв на поверхности кометы, то миссия 'Розетта', осуществляемая ЕКА, позволит сделать следующий шаг: она предусматривает посадку космического аппарата на поверхность ядра кометы. Оба ведомства сотрудничали и в осуществлении миссии 'Кассини-Гюйгенс', в ходе которой в этом году разработанный ЕКА зонд сел на поверхности Титана - одной из лун Сатурна. Другим примером в этой области может служить деятельность Комитета по спутникам наблюдения за Землей (Committee on Earth Observing Satellites) - всемирного координационного органа, в состав которого Кеннел входил, когда занимал пост заместителя директора НАСА и возглавлял программу 'Миссия: планета Земля'. Комитет состоит из представителей 18-20 стран, имеющих программы спутникового наблюдения за Землей. Они собираются для разработки соглашений, не носящих обязывающего характера, но способствующих координации программ, установления единых стандартов обработки данных и обмена информацией о будущих проектах. Подобный путь в развитии космонавтики позволит отдельным странам пользоваться более широким 'ассортиментом' методов сотрудничества - от воплощения программ по доставке человека в космос (например, российского проекта корабля многоразового использования 'Клиппер', который вызывает интерес как в Европе, так и у Японии), до методики, напоминающей ту, что использовалась при создании МКС, когда вклад каждого из участников зависит от успеха других. Целесообразность некоторого 'запаса прочности' наглядно проявляется сейчас, когда Россия взяла на себя доставку экипажей и грузов на космическую станцию. 'Если человечество поставит перед собой такую цель, если это станет целью всемирного масштаба, и вы согласитесь с указанными основополагающими принципами, будете вносить и наращивать свой вклад в общее дело, то вы сможете стать членом клуба' и пользоваться преимуществами от такого участия, считает доктор Кеннел. Основные участники освоения космоса США: план президента Буша предусматривает возвращение человека на Луну к 2020 г., а в конечном итоге, вероятно, и полет на Марс. Россия: после реорганизации Российского космического агентства страна делает основной упор не столько на пилотируемые полеты, сколько на запуск автоматических аппаратов. Европа: в рамках программы 'Аврора' планируются пилотируемые и беспилотные полеты с конечной целью высадки человека на Марсе в 2030 г. Китай: После запуска пилотируемого корабля 'Шэньчжоу-5' в 2003 г. Китай присоединился двум другим державам (США и России), которым удалось доставить человека в космос. Сообщается о планах Китая осуществить новые пилотируемые полеты, возможном создании орбитальной станции и полетах беспилотных аппаратов на Луну. Япония и Индия: Их космические программы предусматривают только полеты беспилотных аппаратов.
Источник:
"Christian Science Monitor"
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий