По Сирии Россия, Иран и Турция договариваются без США

21 декабря 2016
A A A


В Москве завершилась трёхсторонняя встреча министров иностранных дел России, Ирана и Турции, на которой принято Совместное заявление по согласованным мерам, направленным на оживление политического процесса с целью прекращения сирийского конфликта. В подготовку документа внесли вклад министры обороны трех стран, которые встречались параллельно с дипломатами. Россия, Турция и Иран разделяют позицию, что приоритетом номер один должна являться не смена режима в Сирии, а задача подавления террористической угрозы. Глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров убежден, что три ключевых посредника в урегулировании сирийского конфликта объединены именно этим пониманием. «У нас общие позиции на этот счет», - подчеркнул он.

 Турция готова действовать совместно с Россией и Ираном

 Готовность Анкары решать региональные проблемы рука об руку с Москвой и Тегераном указывает на зарождение новой геополитической парадигмы на Ближнем Востоке. Глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что формат Россия-Иран-Турция наиболее эффективен для сирийского урегулирования. «Считаю наиболее эффективным тот формат, который вы сегодня наблюдаете. Это не попытка бросить тень на усилия всех других наших партнеров добиться прогресса в урегулировании сирийского кризиса, это просто констатация факта», - заявил глава российского внешнеполитического ведомства.

 

По итогам переговоров стороны выразили решимость совместно бороться с ИГИЛ и Ан-Нусрой и отмежевать от них группировки вооруженной оппозиции. Конкретно договорились о взаимодействии в Восточном Алеппо, чтобы провести добровольную эвакуацию гражданского населения и обеспечить организованный выход вооруженной оппозиции. Министры одобрили также  завершение частичной эвакуацию гражданского населения из других районов Сирии, выразив готовность к сотрудничеству с представителями Международного комитета Красного Креста и Всемирной организации здравоохранения.

 Иран, Россия и Турция убеждены в отсутствии военного решения сирийского конфликта и готовы стать гарантами будущего Соглашения между правительством Сирии и оппозицией. Выработано общее предложение возобновить политический процесс урегулирования в Сирии в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 2254. Акцент сделан на расширении режима прекращения огня, обеспечении беспрепятственного доступа гуманитарной помощи и свободного передвижения гражданского населения по территории страны. Министры пригласили все другие страны, имеющие влияние на ситуацию «на земле», поступить таким же образом.

 Важно, что Турция, как и Иран с Россией, в полной мере подтверждает уважение суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики в качестве многоэтнического, многоконфессионального, демократического и светского государства. Альтернативы этому подходу, как отметил Сергей Лавров, нет.

 Похоже, на этот раз достигнутыми результатами удовлетворены все три страны. «Это была очень полезная, хорошая совместная работа», - отмечено по итогам переговоров. Действительно,  в условиях, когда пробуксовывает выполнение резолюций СБ ООН, инициативные действия трех стран помогут преодолеть застой в усилиях по сирийскому урегулированию. Москва Анкара и Тегеран договорились продолжать выстраивать дальнейшее взаимодействие, опираясь на одобренное Совместное заявление.

 Важный шаг на пути к трехстороннему пониманию

 Создавать тройственные альянсы во все времена было непросто, найти консенсус среди троих гораздо сложнее, чем заключить мало к чему обязывающее многостороннее соглашение. Сомнений в реальности создания геополитического треугольника Россия-Иран-Турция было много. Шансы тесно увязать ближневосточные амбиции трех так не похожих друг на друга стран в одной упряжке оценивались как крайне маловероятные, особенно по сирийской проблематике. Однако в Москве в этом направлении сделан продуктивный шаг.

 

Принятая декларация, одобренная на уровне министерств обороны и министерств иностранных дел трех стран, указывает именно на это. Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу, назвав новый документ «крайне необходимым» справедливо отметил: «Все прежние попытки договориться о совместных действиях, предпринятые США или их партнерами, были обречены на провал. Никто из них не обладал реальным влиянием на ситуацию «на земле». У Турции, несомненно, подобное влияние есть, отрицать это было бы контрпродуктивным, хотя военная роль Анкары, скорее, заметна в защите своих собственных интересов на сирийской территории.

 В августе 2016 года Турция начала наземную операцию «Щит Евфрата» в Сирии. По начальным данным, целью военной кампании, якобы, являются силы «Исламского государства» (запрещено в России), сосредоточенные в районе города Джераблус, находящегося по соседству с турецкой границей. Вторжение сухопутных сил Турции вызвало протесты и в Москве и в Тегеране. Действия Турции в Сирии должны вестись в соответствии с международным правом, посчитали дипломаты обеих стран. Анкаре указали, что борьба с террористами будет по-настоящему эффективна, если будет вестись на международной правовой основе, в координации с Дамаском.

 Другими словами, Анкаре предложили принципиально пересмотреть свою позицию, что представлялось маловероятным. Отказаться от поддержки вооруженной борьбы противников правительства Башара Асада руководство Турции не было готово. Об этом президент Эрдоган говорил многократно, как и о том, что турецкая операция на севере Сирии продолжится до тех пор, пока «мы не вырвем с корнем эту сепаратистскую террористическую организацию – сирийскую курдскую Партию демократического союза». Так оставалось до начала декабря.

 Напомним, что 29 ноября президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что Анкара начала военную операцию в Сирию, чтобы покончить с правлением Башара Асада. С таким высказыванием турецкий лидер выступил в Стамбуле на симпозиуме по Иерусалиму. «Мы там для установления справедливости. Мы вошли туда, чтобы прекратить правление тирана Асада, который осуществляет государственный террор. Мы не вошли бы по любой другой причине», - сказал тогда турецкий лидер в своем вызвавшем скандальный резонанс заявлении. В Москве и Тегеране потребовали от него разъяснений по поводу слов о планах «свергнуть Асада»

 Ждать пришлось недолго. Уже 1 декабря Эрдоган «исправился», заявив, что военная операция Турции в Сирии направлена не против конкретного человека, а против террористических группировок. «Цель операции «Щит Евфрата» не какая-либо страна или человек, а только террористические организации. Никто не должен сомневаться в этом, мы повторяем снова и снова, и никто не должен комментировать это в другом ключе или пытаться сорвать это», объяснил турецкий президент. Насколько это было искренним пока окончательно судить не стоит, но итоги вчерашней трехсторонней встречи позволяют предполагать, что «лед тронулся», Анкара пошла на публичную консолидацию своих сирийских усилий с Москвой и Тегераном.

 

Разногласия не помешали дипломатам России, Ирана и Турции согласовать общее заявление по Сирии. При этом заметим, что уровень доверия между Россией и Ираном остается намного выше, чем с Турцией. Москва выступает за долгосрочное и многоплановое российско-иранское сотрудничество в военной сфере, отметил министр обороны РФ Шойгу на встрече с министром обороны и поддержки вооруженных сил Ирана генералом Дехканом. «Наши отношения отличает высокий уровень доверительного политического диалога, готовность координировать подходы по широкому кругу глобальных и региональных вопросов», - сказал Шойгу. Российско-турецкому стратегическому взаимодействию еще предстоит пройти не один этап, чтобы приблизиться  к такому уровню.

 Как реагируют на итоги встречи

 Британская The Telegraph UK назвала состав участников встречи «беспрецедентным», отметив, что «три региональные державы, наиболее глубоко вовлеченные в войну Сирии», договорились стать посредниками  мирных переговоров между сирийскими повстанцами и режимом Асада и расширить хрупкий режим прекращения огня в Алеппо в других частях страны.

 Американский информационный телеканал Fox News Channel обращает внимание на то, что Турция в качестве ключевого игрока в сирийском конфликте перешла на сторону Москвы и готова выступать вместе с Россией и Ираном гарантом будущих договоренностей между правительством Сирии и оппозицией. Соединенные Штаты, как язвительно отмечается в сообщении, на заседании глав МИД Турции, России и Ирана отсутствовали. То, что Америка теряет лидерство в сирийском урегулировании в связи с совместными шагами Москвы, Тегерана и Анкары, отметили многие американские СМИ.

 Представитель госдепартамента Джон Кирби выразил несогласие с подобной оценкой. «Мы по-прежнему активны на дипломатическом поле. Это не значит, что США больше не лидер, если эти три государства (Россия, Турция, Иран – ред.) собираются в Москве. Это не означает, что американская дипломатия теперь пустая, недействительная, не является частью более широких усилий», — ответил он в рамках регулярного пресс-брифинга в Вашингтоне на вопрос журналиста, не является ли встреча трех стран свидетельством того, что США утратили инициативу.

 По его словам, США поддерживают любые попытки мирного урегулирования, однако необходимо, чтобы стороны не только закрепили результат переговоров на бумаге, но и реализовали его на практике.

 «Нас не исключали, не отставляли в сторону», — добавил Кирби, напомнив, что США участвуют в ряде многосторонних форматов по Сирии — например, в рамках недавней поездки госсекретаря Джона Керри в Саудовскую Аравию. По тем ли адресам ездит глава внешнеполитического ведомства США?

Восточная часть сирийского города Алеппо в ближайшие дни будет полностью освобождена от террористов. В Москве обсуждали реальную ситуацию в Сирии и возможные варианты развития событий после освобождения Алеппо. Разделу Сирии по американским и саудовским сценариям  не бывать, в этом главный смысл договоренностей в Москве.

Редакция Иран.ру
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.