Похоже, американцы окончательно запутались в иранском вопросе. В ноябре Обама продлил еще на год санкции против Ирана. Вместе с тем, его администрация якобы намерена до передачи дел Трампу предпринять новые меры, направленные на укрепление ядерного соглашения, заключенного с Тегераном. Неделей раньше палата представителей США проголосовала за продление еще на 10 лет санкций против Ирана. Результаты голосования указывают на тотальную иранофобию конгрессменов. За продление санкций проголосовали 419 членов палаты представителей, против — лишь один. Теперь этот законопроект должны утвердить в высшей палате конгресса США – сенате, где сторонники ИРИ также не замечены. Напрягает ситуацию и то, что новоизбранный президент Трамп обещал «разорвать» ядерное соглашение с Исламской Республикой. Какова вероятность подобного решения, чего добивается избранный президент Америки?
Президент Обама полагает, что когда избранный президент приступит к своим обязанностям и проконсультируется со своими республиканскими коллегами в Конгрессе, они посмотрят на эту проблему иначе. Им будет трудно объяснить, зачем отказываться от сделки, которая работает и которая удерживает Иран от создания ядерного оружия, - считает Обама.
Интересно, что при этом действующий президент предпринял попытку успокоить лоббистов Израиля в окружении Трампа. Говоря о том, что в течение года Тегеран выполнял условия соглашения с «шестеркой», Обама заметил: «Это мнение не только мое и сотрудников моей администрации, это мнение разделяют также военные и разведывательные структуры Израиля, которые изначально противостояли сделке».
Кстати, другой американский союзник на Ближнем Востоке – Саудовская Аравия, также не проявляет интереса к аннулированию ядерной сделки. Принц Турки аль-Фейсал, бывший глава разведки и экс-посол королевства в Вашингтоне и Лондоне говорил, что для саудовцев важнее, чтобы эта сделка стада «трамплином» для администрации Трампа в целях оказания давления на Иран в решении других региональных проблем. Саудовское руководство в данный момент больше беспокоят намерения Трампа пойти на альянс с Москвой и Тегераном по Сирии. «Если избранный президент Дональд Трамп решит заключить сделку с Россией и Ираном по Сирии, это станет самым катастрофичным шагом», сказал Аль Сауд.
Стоит ли верить в искренность отставного руководителя саудовской разведки, якобы защищающего ядерное соглашение с ИРИ? Его позиция представляется не совсем логичной, ведь если Трамп разорвет ядерную сделку, то вопрос о взаимодействии с Тегераном по Сирии тоже закроется. Вряд ли иранское руководство станет даже рассматривать подобную вероятность. В действие будет запущен сценарий, при котором США в обмен на сотрудничество по борьбе с международным терроризмом на Ближнем Востоке потребуют от России отказаться от стратегического партнерства с Ираном. При этом Саудовская Аравия, несомненно, становится бенефициарием в новой региональной политике США.
Только Трамп обещал сделать по-другому. В отношении королевства избранный президент позволял себе не церемониться, даже на фоне вменяемого Трампу отсутствия политкорректности во внешней политике его заявления в адрес Саудовской Аравии выглядят явными угрозами. Он допускал прекратить союзнические отношения с Эр-Риядом, отказаться от закупок саудовской нефти, если королевская семья не предоставит свои наземные силы для борьбы с террористами. При этом Трамп не выражал сомнений, что семья Аль-Саудов будет вынуждена принять его ультимативные требования. Другим вариантом может быть, по утверждению Трампа, лишь «существенное возмещение» королевской семьей расходов США на борьбу с терроризмом.
Как видно, региональные союзники США помешать Трампу отказаться от ядерного соглашения с Ираном не в состоянии. Впрочем, как отмечалось в The Wall Street Journal, в США также никто не сможет ничего предпринять, если новый президент решит разорвать сделку по атому. Представители нынешней команды Белого дома все же планируют перед передачей власти попытаться убедить Трампа и его советников не отказываться от соглашения, обрисовав те негативные последствия, с которыми предстоит столкнуться Соединенным Штатам в случае, если на них возложат вину за провал сделки.
До избрания президентом Трамп вполне мог позволить себе критиковать соглашение с Ираном, называть его «ужасной сделкой» и обещать аннулировать подпись представителя США под этим документом. Теперь же ему придется посмотреть на факты с позиции хозяина Белого дома, а это может кардинально изменить его взгляд на допустимость выхода из международных договоренностей, одобренных Советом Безопасности ООН.
Одним из самых весомых аргументов в пользу выполнения Соединенными Штатами Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) может стать предупреждение Трампу о том, что отказ от соглашения будет означать неминуемую конфронтацию с Россией. В предвыборных заявлениях избранного президента США без труда можно найти много противоречивого, часто, одно его заявление исключало другое. «Между предвыборной риторикой и реальностью всегда есть разница», заметил президент Путин, отвечая на вопрос об ожиданиях Кремля от прихода в Белый дом нового хозяина Овального кабинета. Действительно, истинное политическое лицо Трампа покажет время. Тем более что ему предстоит нелегкая борьба за свои внешнеполитические предпочтения с американским истеблишментом.
Желающих заняться обучением бизнесмена Трампа искусству дипломатии и азам внешней политики в американских политических элитах оказалось немало. Как только избранный президент США побеседовал по телефону с российским коллегой Путиным (15 ноября) и договорился о начале подготовки их личной встречи американский конгресс «заштормило».
Этот разговор, судя по всему, стал своего рода «красной тряпкой» для всех беспокоящихся о неизменности внешнеполитического курса США, отметили в издании The Washington Post. Трамп попал под огонь критики с обеих сторон, возмущались и демократы и республиканцы. Не вдаваясь в детали их воинственной риторики в адрес Трампа, отметим, что все оппоненты избранного президента проявили стремление к ограничению его возможностей для маневра в отношении России.
Не оказался в стороне от нападок на своего преемника и действующий президент Обама, который на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель предостерегает его от взаимодействия с Путиным. Его призыв к Трампу продолжить противостояние с Россией вполне созвучен позиции европейских лидеров и НАТО, предостерегающих Трампа по поводу улучшения отношений с Москвой. Еще в не начавшемся американо-российском диалоге на высшем уровне Европа усматривает опасность потери статуса незаменимого вассала США в защите американских интересов.
Кстати, сам Трамп довольно скептически настроен к необходимости для Вашингтона вкладывать большие деньги в борьбу с мифической военной угрозой, исходящей от Кремля. Это касается Украины и прибалтийских государств в том числе.
Сделаем вывод, что пока преждевременно относить Трампа к друзьям России, как и не стоит, паниковать по поводу его обещаний «разорвать» ядерную сделку с Ираном.
В иранском руководстве именно так и поступают. Общепринятая версия, что Трамп в должности президента неминуемо разрушит международные договоренности своего предшественника по иранской ядерной программе, не находит подтверждения в реакции иранских политиков. Как эти слова будут совпадать с действиями остается для иранцев открытым вопросом.
Это вовсе не значит, что руководители ИРИ отнеслись с безразличием к итогам президентских выборов в Америке. Публично о более предпочтительном кандидате не говорилось, однако внесистемный кандидат Трамп, не связанный по рукам и ногам партийными обязательствами, для иранцев казался более желанным. С предсказуемой в своих антипатиях к Исламской Республике Хилари Клинтон лучше бы не было, а Трамп, по меньшей мере, может дать шанс на перемены, и не обязательно к худшему.
Если оценивать его угрозы в адрес Ирана, то они, по сути, сфокусированы в одной плоскости – выгодны ли для Америки принятые условия ядерной сделки?
Трамп считает, что нет. Его как представителя крупного бизнеса не устраивает, что от отмены санкций американская экономика ничего не получает взамен. На иранские рынки приходят европейские компании, как заявил министр Великобритании по международной торговле Лиам Фокс, «медленно, но с растущим энтузиазмом британские компании начинают возобновлять бизнес с Ираном». Страны Юго-Восточной Азии действуют более напористо, заметно увеличились объемы торговли Ирана с Индией, Китаем, Южной Кореей, Японией. Иран торгует со всеми, кроме Соединенных Штатов, возмущается Трамп. Это относится и к России, которая названа победителем в сделке с Ираном, поскольку «теперь сможет заработать в два раза больше денег на продаже Ирану оружия и ядерных технологий».
Не может понять бизнесмен Трамп также, из каких соображений конгресс США так упорно блокирует контракт по продаже Ирану американских «Боингов» в то время как европейцы торопятся поставить иранским авиакомпаниям свои «Аэробусы». Похоже, избранный президент Америки намерен менять именно коммерческие параметры ядерной сделки с выгодой для американского бизнеса, а не предлагать какие-либо новые, более строгие меры в отношении контроля над иранскими ядерными исследованиями.
Ничуть не смущаясь, Трамп вынес переговорщикам из администрации Обамы позорный приговор: при заключении ядерной сделки с Ираном Соединённые Штаты представляли «очень глупые люди».
Найдет ли избранный президент США поддержку предлагаемым им переменам во внешней политике среди своего ближайшего окружения? Сделает ли он предложения, предусматривающие восстановление торгово-экономических связей американского частного бизнеса с иранскими партнерами? Все пока возможно. В любом случае в победе Трампа слышать лишь похоронный звон по ядерной сделке с Тегераном пока нет оснований. Разрыва соглашения, скорее всего, не последует.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий