России нужен сильный и стабильный Иран

27 октября 2014
A A A


По мере приближения 24 ноября, когда будет решаться вопрос об окончательном соглашении по иранскому ядерному досье в обмен на снятие с ИРИ международных санкций, возрастает напряженность вокруг данной проблемы. С одной стороны, доминирует пессимизм в окончательном подписании Соглашения между Тегераном и «шестеркой» в эти сроки, с другой стороны, иранцы очень сильно рассчитывают, что Соглашение будет все-таки подписано и в срок.

О позиции России

Надо прямо сказать, Москва твердо выступает за скорейшую отмену санкций и считает, что Тегеран уже сделал все что мог сделать. «Прогресс имеет место, мы не топчемся на месте, но по главным проблемам ситуация не изменилась», − сказал глава российской делегации Сергей Рябков. При этом он признал, что не только известные вопросы обогатительной программы Ирана, графика снятия санкций и будущего реактора в Араке «не отрегулированы». «В дополнение к ним есть целая серия тем, которые пока не могут быть отнесены к разряду полностью согласованных и тем более положенных на бумагу,» − сообщил дипломат. «Это касается вопросов проверки и транспарентности, это касается продолжительности готовящегося соглашения, некоторые другие темы, без решения которых не получится выйти на компромисс и финальный пакет», − уточнил он. То есть Сергей Рябков упомянул именно те вопросы, которые продвигают американцы в качестве условия для выхода на окончательное соглашение. При этом нужно отметить и другое – в Вашингтоне открыто дают понять, что заключение соглашения не означает автоматическое снятие санкций, так как необходим некий период проверки того, выполнит ли Иран свои обязательства. А в Тегеране исходят как раз из обратного: соглашение должно автоматически означать отмену санкционного режима.

Что нужно и выгодно России?

Фактически, только Россия и Китай ведут честную игру по ядерному досье Ирана. Ведь Москва никогда не увязывала решение этого вопроса с задачей по изменению нынешнего политического режима в Тегеране. В отличие от США, которые используют конфликт вокруг ядерной программы Ирана именно для замены «революционного» режима ИРИ на прозападный, марионеточный, подчиненный политической воле Вашингтона. И для этого, ведя переговоры по ядерному досье с Ираном, американцы параллельно расшатывают устои нынешней иранской власти путем подрыва стабильности в ИРИ, разжигая оппозиционные настроения с использованием санкционной темы, которая навязана как раз США, а также разогревая межэтнические конфликты в многонациональном иранском государстве. Поддержка пятой, либеральной колонны и защита религиозно-этнических меньшинств – стандартный набор методов Вашингтона для раскачивания неугодных режимов.

В отличие от США, Россия заинтересована в сильном Иране, который может устоять перед натиском агрессивного давления самой Америки, ЕС, НАТО, Израиля и монархий ССАГПЗ. Результаты подобной подрывной работы Вашингтона и его союзников налицо: Ирак, Ливия, Сирия, Афганистан и т.д., которые превратились в источник региональной и мировой нестабильности, площадку распространения терроризма, угрозу поставкам энергоресурсов в Европу и Азию. А если внутренний конфликт полыхнет в Иране, то это станет просто гигантской катастрофой, учитывая размеры страны и численность ее населения, не говоря уже о стратегически важном расположении в центре основных мировых запасов углеводородов. И Россия готова на деле помочь усилению ИРИ, прежде всего путем укрепления обороноспособности этой страны путем поставок ей самых современных видов вооружений и военной техники, особенно средств ПВО, боевых самолетов, бронетехники, кораблей и т.д. И тогда Тегеран сможет не бояться угроз и шантажа Запада, Израиля и ССАГПЗ.

Явно настало время переходить в этом вопросе к практическим делам. А для этого нужно найти пути, которые позволили бы России либо выйти из санкционного режима, либо доказать мировому сообществу и ООН незаконность сохранения санкционного режима. Причем Москва как никто другой сейчас должна понимать всю несправедливость санкций США и ЕС, испытывая их действие на себе под надуманным предлогом военного вмешательства во внутренние дела Украины. Ведь фактически РФ и ИРИ оказались в одной лодке. Поэтому нужно объединяться и привлекать к себе другие страны, которые потенциально могут стать объектами санкционного воздействия Запада. И ставить во главу угла создание мощной региональной структуры безопасности, например, на базе ШОС, но наполнив ее военно-политическом и оборонным содержанием. Можно создать новую систему региональной безопасности с участием России, Центральной Азии, Большого Кавказа и Ирана. И как вариант − новую организацию в составе России, Ирана, Сирии, Ирака со штаб-квартирой в Тегеране. Со временем к этой организации могут присоединиться и другие страны. Тема более, что это соответствует новой доктрине внешней политики России, фактически оглашенной на днях президентом Владимиром Путиным на Валдайском форуме в Сочи. Как заявил российский лидер: «И логичный путь − это кооперация стран, обществ и поиск коллективных ответов на увеличивающиеся вызовы, совместное управление рисками. Миру нужна правовая, политическая, экономическая основа нового миропорядка, которая обеспечила бы стабильность и безопасность, при этом поощряла бы здоровую конкуренцию».

Иран − самый перспективный партнер в сфере ВТС

Чтобы ИРИ стала реальным партнером РФ в противостоянии агрессивной линии Запада, необходимо как можно быстрее поставить Исламской республике самые современные вооружения для иранской армии, способные сорвать любые попытки силового давления, прежде всего со стороны США. В первую очередь речь идет о наиболее продвинутых системах ПВО, таких как ЗРК «С-300» и «С-400», «Панцирь» и т.д. В Вашингтоне прекрасно понимают, что способность иранцев уничтожить практически все боевые самолеты и ракеты США, дислоцированные в зоне Персидского залива, сведет на «нет» эффективность американского военного присутствия в этом регионе и ослабит позиции Саудовской Аравии, Катара и других союзников США в регионе. Для усиления обороноспособности вооруженных сил ИРИ нужно поставить также значительное количество многоцелевых истребителей МиГ-29 СМТ последней модификации, перехватчиков МиГ-31 , а также тяжелые истребители Су-30 поколения 4+, что полностью нейтрализует любого потенциального агрессора, нацелившегося на Иран. Необходимо усилить сухопутные силы, прежде всего за счет их бронетанковой составляющей, путем поставок сотен танков Т-90 и БТР, современных ракетно-артиллерийских систем и т.д.

Учитывая протяженность иранского побережья и нахождение в Персидском заливе кораблей 5-го флота США с базированием на Бахрейне, было бы целесообразным оказать Ирану содействие в создании надежной системы противовоздушной обороны, включающую в себе и системы береговой обороны на базе береговых ракетных комплексов К300 «Бастион», предназначенных для поражения надводных кораблей различных классов и типов из состава десантных соединений, конвоев, корабельных и авианосных ударных групп, а также одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. Это фактически обезоружит не только весь 5-й флот США, но и флоты других стран Персидского залива, враждебно настроенных к ИРИ. При этом, конечно, стоило бы поставить ВМС Ирана современные надводные и подводные корабли различных классов, а также технически укрепить части морской пехоты, прежде всего за счет их усиления вертолетными группами в составе десантно-транспортных вертолетов и боевых вертолетов КА-29 и КА-52. Общий объем Военно-технического сотрудничества России с Ираном может превысить показатель в 25 млрд.долл. Иран – самый крупный на сегодня в мире рынок для военно-технической продукции.

Экономическое сотрудничество: огромная выгода для обеих стран

В Москве также должны понять: Ирану сейчас крайне нужны три вещи: снятие санкций, инвестиции и новые технологии. Западные компании и политические лоббисты, если Россия не будет действовать быстро и решительно, могут получить контракты на модернизацию и развитие экономики ИРИ, прежде всего в наиболее прибыльных секторах: нефтегазовой сфере, нефтехимии, энергетике, связи и транспорте, промышленности и т.д. К примеру, «жемчужиной» в нефтегазовой сфере может стать проект «Южный Парс» − крупнейшее газовое и газоконденсатное месторождение на шельфе Персидского залива.Зная скорость, с которой способны действовать западные и азиатские деловые круги, России, пока ее не опередили, нужно уже сейчас приступать к самой плотной проработке вопросов участия российских государственных и частных компаний в освоении емкого и перспективного иранского углеводородного рынка, причем делать это при мощном лоббировании со стороны высшего политического руководства обеих государств. А «Южный Парс» мог бы стать пилотным проектом российско-иранского сотрудничества, который способствовал бы созданию газовой оси Россия – Иран. Такая ось способна задавать тон на мировом газовом рынке, может диктовать свои условия с учетом того, что Форум стран-экспортеров газа со штаб-квартирой в Дохе показал свою несостоятельность и не стал тем механизмом, через который Москва и Тегеран могли бы проводить свои газовые интересы, включая образование цен на «голубое топливо» и квотирование его экспорта.

Особо значимым для обеих стран является транспортный сектор. Ведь территория Ирана – это наиболее короткий транзитный путь для России к Южной Азии и Юго-Восточной Азии (ЮВА). А Россия, в свою очередь, – это транзитная территория в этом направлении для центральной и северо-западной Европы (Германии, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, стран Бенилюкс, Скандинавии и Балтии). Сейчас же коммерческим грузам из вышеупомянутых районов в Азию приходится проделывать длинный и дорогой по стоимости доставки путь вокруг Африки, либо через Средиземное море, затем Суэцкий канал (за проход по нему нужно платить высокие пошлины) и т.д. Как тут не  вспомнить проект 20-летней давности так называемого южного транспортного коридора, предполагавшего соединить один из портов Султаната Оман на Аравийском море Индийского океана через Персидский залив, далее железные дороги Ирака и Ирана и Каспийское море с каспийскими портами, железнодорожными узлами и системой речных каналов в России. Это по времени сделало бы доставку грузов в 3 раза быстрее, а по стоимости – в 4 раза меньше, нежели путь из Индии, например, через Индийский океан, Красное море, Средиземное море и Черное море в Новороссийск или Туапсе, или же вокруг Африки и далее через Атлантику в Балтийское и Северное море до Санкт-Петербурга, Роттердама, Гамбурга, Копенгагена, Риги, Клайпеды, Таллинна, Стокгольма, Хельсинки и т.д. или через северные моря до норвежских портов и Мурманска.

Теперь с учетом произошедших геополитических изменений, прежде всего «арабских революций», «южный транспортный коридор» можно сократить и удешевить еще на целый порядок. Для это нужно построить весьма крупный порт непосредственно на иранском побережье Аравийского моря поближе к Пакистану, т.е. фактически непосредственно на побережье Индийского океана, провести оттуда скоростную железную дорогу с большой пропускной способностью до иранского порта Энзели на Каспии, далее – мощную паромную переправу, способную перевозить ж/д вагоны до Астрахани или другого порта России, с использованием параллельно крупных судов «река-море». Кроме того, уже сейчас можно приступить к модернизации и развитию железной дороги Ирана, в том числе путем поставок ему вагонов самого различного типа производства Уралвагонзавода. А также к строительству судов типа «река-море» на предприятиях «Объединенной кораблестроительной корпорации» (ОСК) для нужд «южного транспортного коридора» для российской сети рек и каналов и Каспия.

************

И уже сейчас необходимо срочно приступать к реализации совместных экономических проектов, зафиксированных в протоколе по итогам последнего заседания (8-9 сентября с.г.) постоянной российско-иранской межправительственной Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и подписанного в августе соглашения по схеме «российские товары в обмен на иранскую нефть». А то прошло почти два месяца с момента подписания протокола, и никакого пока движения. Чиновничья бюрократия, прозападное лобби и «пятая колона» уже блокирует реализацию проектов. Между тем у России есть приоритетные сферы, где наши технологии не хуже западных: атомная энергетика, электроэнергетика, добыча углеводородов, железнодорожный транспорт, прокладка трубопроводов (нефтяных и газовых), ирригация, водное хозяйство и т.д. Это позволит Ирану ослабить тиски санкционного давления и запустит процесс становления реального торгово-экономического сотрудничества Москвы и Тегерана, которое сейчас никак не соответствует высокому уровню политического диалога.

Владимир Алексеев, Специально для Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.