«Это очень неприятно. Вся эта ситуация начинает затрагивать коренные интересы США: и в смысле нераспространения оружия массового поражения, и в смысле возможных угроз нашим союзникам в регионе» - именно так Барак Обама прокомментировал события 21 августа, когда, по сообщениям ряда арабских и западных агентств, сирийская армия якобы применила химическое оружие. Еще не проводилось расследования, еще не закончили работу международные эксперты, разбиравшие аналогичный случай применения оружия массового поражения 19 марта, а режим Асада уже был назначен виновным. Вот таким выглядит сегодня «международное правосудие», вершимое Западом – виновный назначен заранее, заранее же приговорен, вопрос стоит только в сроках исполнения приговора. Это не правосудие - это суд Линча, это расправа, которую вершит страна, правительство которой по самые уши увязло в двойных стандартах.
О том, как действуют эти двойные стандарты исчерпывающе рассказывают рассекреченные документы ЦРУ периода ирано-иракской войны, агрессии «лучшего врага Америки» Саддама Хуссейна против молодой Исламской Республики Иран. История взаимоотношений Вашингтона и саддамовского Багдада – отдельная и захватывающая тема, но сейчас нас интересует только небольшой ее кусочек – о том, как США фактически санкционировали применение Хуссейном химического оружия против иранской армии, мирного населения и непокорных курдов.
Известно, что агрессия Ирака против Ирана не только отвечала геополитическим интересам США, но и была согласована с администрацией Рональда Рейгана. Ирак, да и остальной мир, рассчитывали на быстрое поражение иранской армии и самой Исламской республики. Парадоксально, но за Ирак играли и СССР, и США, но вопреки массированным поставкам самого новейшего вооружения, блицкрига у иракской армии не получилось. И тогда Саддам Хуссейн решил пойти на применение химического оружия.
Знали ли об этом американцы? Из рассекреченных документов следует, что знали. Причем – знали досконально, буквально о каждом шаге Хуссейна в этом направлении. Ни для директора ЦРУ Уильяма Кейси, ни для администрации Рейгана не было секретом местонахождение иракских заводов по производству данного оружия. Оно и не удивительно, потому как эти заводы строились при активном участии германских, испанских и итальянских фирм. Для американской администрации не являлось секретом и то, что Ирак лихорадочно наращивал объемы производства отравляющих веществ на этих предприятиях, что Ирак намерен дополнительно закупить оборудование по производству химического оружия в Италии. И уж конечно, не являлось для США секретом намерение иракской стороны применять это оружие массово, и против иранской армии, и против мирного населения.
«Иракцы успешно использовали химическое оружие в трех отдельных сражениях, начиная с августа 1983-го, и собираются дальше его использовать в больших объемах в случае активного наступления иранцев. Не исключаем, что будут проведены химические атаки против гражданских населенных пунктов, таких как город Кум, для того чтобы усадить Тегеран за стол переговоров. Любая огласка того, что Ирак широкомасштабно применяет химического оружие, отбросит назад попытки укрепить американо-иракские отношения», — говорится в рассекреченных документах.
В своем интервью американскому The Foreign Policy подполковник ВВС США в отставке Рик Франкона, в те времена - американский военный атташе в Багдаде, откровенно признает: «Они никогда не говорили нам, что собираются использовать нервно-паралитический газ. Им не надо было этого делать. Мы об этом прекрасно знали».
Первое применение боевых отравляющих веществ (горчичного газа) иракскими войсками произошло в 1983 году. США узнали об этом буквально на следующий день, однако приняли решение «не вмешиваться в ситуацию» и не предавать факты применения международной огласке. Но такой «политический такт» Вашингтон проявил только в отношении идейно близкого ему Хуссейна. Именно в том, 1983 году США развертывают пропагандистскую кампанию по поводу якобы имевшего места применения химического оружия советскими войсками в Афганистане. Почувствовав безнаказанность и моральное одобрение собственных действий, Хуссейн увеличивает применение боевых отравляющих веществ против Ирана. В марте 1984 года ЦРУ сообщает, что Ирак «начал использование нервнопаралитических отравляющих веществ в районе боевых действий и планирует значительно увеличить объемы его применения к концу осени этого (1984-го – ред.) года».
Прямое соучастие Вашингтона в применении химического оружия против Ирана
Впрочем, в этих случаях Вашингтон выступал пока только в роли укрывателя, не предавая огласке преступления «союзника». Но оставаться пассивным укрывателем в таких ситуациях никому не удается, такова логика развития событий. И вскоре от укрывательства Вашингтон переходит к прямому соучастию. В конце 1987 года ЦРУ, опираясь на данные со спутников, обнаружило подготовку большого наступления и развертывание иранских резервов неподалеку от Басры — одном из самых уязвимых мест иракского фронта. Концентрированный удар иранских войск имел все шансы взломать оборону противника и позволил бы иранским войскам, выйдя на оперативный простор, перехватить стратегическую инициативу в войне в целом. Получив секретный доклад ЦРУ, в котором содержались данные о сосредоточении иранских войск и прогноз дальнейшего, катастрофического развития событий для Ирака, Рональд Рейган наложил на документ резолюцию: «Победа Ирана недопустима». Резолюция эта была сродни приказу, а потому американские власти передали данные о готовящемся наступлении и спутниковые снимки мест концентрации иранских солдат Ираку. При этом они прекрасно понимали, что Багдад сможет ответить на иранское наступление только массированным применением химического оружия, причем уже не горчичным газом, а гораздо более токсичными и смертоносными зарином и ипритом.
Иракские военные массированно применили химическое оружие по изготовившимся к атаке иранским войскам. После этого иракские самолеты еще несколько дней распыляли иприт в иранском тылу, не давая иранцам подвести подкрепления на линию фронта и эвакуировать пораженных. На залитые отравляющими веществами иранские позиции подразделения Ирака шли в специальном защитном обмундировании. Рик Франкона рассказывает, что лично побывал на местах апрельских сражений на полуострове Фао и обнаружил поле боя усеянным шприцами с остатками атропина — препарата, который применяется как антидот от воздействия фосфорорганических соединений, в том числе зарина.
«Вундерваффе», чудо-оружие для Ирака, позволившее ему избежать военного поражения в ирано-иракской войне, было найдено, с одобрения Вашингтона и европейских столиц в достаточном количестве, по западным технологиям произведено и с полного одобрения и при соучастии этого Запада пущено в ход. В результате развязанной Саддамом с благословения Запада химической войны против Ирана пострадало около 200 тысяч граждан Исламской республики.
Запад дает добро Хуссейну на применения химическое оружие против курдов
А вскоре Хуссейн применил химическое оружие и против собственных граждан, столь ненавистных ему курдов. Химической атаке подверглось свыше 50 населенных пунктов Иракского Курдистана с общим населением около 400 тысяч человек. Количество жертв составило по разным оценкам около пяти тысяч человек, около 10 тысяч получили увечья разной степени тяжести. По словам испанского эксперта Мануэля Мартурола, причастность западных государств к трагедии в Халабдже очевидна, потому что на бомбах, падавших на беззащитное селение, были вычеканены надписи «Made in Spain» и «Made in Germany». И опять при полном молчании Запада. Впрочем, нет, здесь мы ошиблись – Запад не молчал. Вопреки очевидным фактам, вопреки многочисленным свидетельствам, в том числе и американских должностных лиц, Вашингтон, вскоре после сражений в Фао и применения зарина в Халабадже обвинил в применении химического оружия… Иран! Который, заметим в скобках, так ни разу и не предпринял ответной газовой атаки против Ирака в ходе войны 1980-1988 годов.
****************
До 21 августа, до инцидента с применением химического оружия в Сирии, Запад прекрасно знал, что зарин, который находится в распоряжении «сирийской оппозиции», производится на турецкой территории. Известно, что часть захваченного у «повстанцев» химического оружия было произведено в Саудовской Аравии. А также известно, что через территорию южной области Турции Хатин регулярно следуют колонны большегрузных автомобилей в сопровождении турецких военных и сотрудников спецслужб Турции. После пересечения границы в г. Идлиб колонны на территории Сирии встречают боевики «Джабат-ан-Нусра»…
Иран, вполне может на основании своих и рассекреченных документов предъявить США иск за пособничество в геноциде против мирного населения. Это поубавит резвости у тех, кто на Западе обвиняет Асада в химических атаках. А российская общественность, столь возмущенная откровенной провокацией в Сирии, могла бы инициировать независимое расследование инцидента 21 августа. И что случится тогда, когда мировой общественности предъявят факты использования химического оружия сирийской оппозицией? Когда станет известно, что применению этого оружия «повстанцев» обучали саудовские, турецкие и американские инструктора? Снова все скромно потупят взор, как было раньше, как было всегда?
Полная версия Комментарий будет опубликована в сентябрьском номере журнала «Современный Иран».
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий