Вашингтон втягивает страны Персидского залива в беспрецедентную гонку вооружений

29 октября 2012
A A A


Под предлогом, якобы нарастающей угрозы появления у Ирана ракетно-ядерного оружия, администрация США заметно активизировала свои усилия по милитаризации арабских государств Персидского залива. Как известно, к их числу принадлежат союзнические США шесть монархий региона во главе с Королевством Саудовская Аравия (КСА) и Ирак. Вашингтон сумел внушить лидерам этих государств, что Тегеран стремится к гегемонии в регионе, экспансии шиитского фундаментализма, созданию, так называемой, «шиитской дуги» или «шиитского полумесяца». Якобы, уже сейчас иранское руководство подстрекает шиитские общины Бахрейна, Саудовской Аравии, Йемена, Ливана, других арабских стран к выступлениям против властей, представленных арабо-суннитской верхушкой. Наиболее уязвимым в этом ряду считается Бахрейн, где арабы-шииты составляют две трети населения страны, но практически отстранены от власти. В Эр-Рияде всерьез опасаются, что шиитские волнения в Бахрейне могут перекинуться на Восточную провинцию КСА также с преимущественно шиитским населением, где находятся наиболее богатые месторождения нефти. Несколько сложнее Вашингтону было убедить иракское правительство закупать новое оружие, поскольку страна еще не восстановила жизненно важные объекты после затяжной войны и поддерживает вполне нормальные, дружественные отношения с Ираном. Ведь и в Багдаде и в Тегеране у власти находятся представители шиитского направления ислама. К тому же Ирак практически ежедневно подвергается масштабным атакам террористов, сохраняются внутренние противоречия между арабами-шиитами, арабами-суннитами и курдами. Достигнутый не без помощи США консенсус при назначении премьер-министром Ирака Нури аль-Малики, выглядит весьма хрупким и может быть нарушен в любое время. Возможность распада страны по этно-конфессиональному признаку или развязывания гражданской войны сохраняется. Но, как видно, Вашингтон это не остановило, американские эмиссары и для Багдада нашли нужные аргументы и использовали максимально эффективно свои рычаги влияния на правящую верхушку. В результате, миллиарды долларов США, выручаемые от экспорта арабской нефти, потекли обратно в печатавшую их державу в обмен на новые арсеналы вооружений американского и западного производства. По самым приблизительным оценкам, в ближайшие несколько лет арабские страны Персидского залива закупят вооружений на сумму свыше 120 млрд. долларов США. Оружейные бароны вновь потирают руки и подсчитывают свои сверхдоходы от «бизнеса на крови». Администрация президента США одобрила поставки странам Персидского залива несколько тысяч, так называемых, «умных» бомб (Joint Direct Attack Munition — JDAM), способных поражать хорошо укрепленные подземные бункеры, а также другие виды боеприпасов. Речь, в первую очередь, идет о продаже Объединенным Арабским Эмиратам 4,9 тыс. JDAM. Следует заметить, что в 2008 году США уже продали аналогичные 900 JDAM Саудовской Аравии. Пентагон обнародовал также планы по поставкам в Эр-Рияд модернизированных истребителей F-15, которые как раз и могут быть носителями JDAM. Сумма сделки по военным самолетам поражает своим масштабом — 60 млрд. долларов США. Соглашение США с Саудовской Аравией включает поставку 84 истребителей F-15 с различными боеприпасами, ракетами и материально-техническим обеспечением, а также модернизацию 70, состоящих на вооружении ВВС КСА, самолетов F-15. В ближайшее время правительство США приступит к рассмотрению еще ряда контрактов с Саудовской Аравией. Речь идет об ударных вертолетах AH-64D «Apache Longbow Block III», некоторых версиях многоцелевых транспортных и учебных вертолетов, а также ракетах класса "воздух-поверхность" и "воздух-воздух". Кроме того, Саудовская Аравия в начале апреля 2011 года запросила у США информацию о стоимости ремонта и модернизации ранее закупленных в США кораблей. Потенциальная сумма сделки оценивается в 20 миллиардов долларов. Можно предположить, что все упомянутые контракты на поставку вооружений и военной техники Саудовской Аравии будут одобрены конгрессом США в полном объеме, поскольку Пентагон неоднократно заявлял, что Эр-Рияд является ключевым союзником США в регионе. Вашингтон поощряет и участие в вооружении стран Персидского залива со стороны своих союзников по НАТО. Так, готовящееся соглашение между ФРГ и Саудовской Аравией о закупке немецкой бронетехники также поражает своей масштабностью. Речь идет о 600-800 современных танках «Леопард-2». Вместе с обслуживанием они обойдутся казне королевства в 10 млрд. долл. США. И, если ранее Израиль и его сторонники в Конгрессе США, довольно ревниво следили за укреплением военной мощи арабских государств, в том числе и Саудовской Аравии, то, прокатившаяся по региону «арабская весна», заставила их по-новому взглянуть на роль и значение монархий Персидского залива. Место традиционных лидеров арабского мира (Египта, Сирии, Ливии) уверенно заняла Саудовская Аравия (население составляет около 30 млн. человек, численность армии - 225,5 тыс. человек) и ее союзники из числа более мелких эмиратов и султанатов. Эти государства, обладающие практически неограниченными запасами углеводородов и финансовыми возможностями, стали играть ведущую роль в Лиге арабских государств. Именно эти страны, в частности Саудовская Аравия и Катар, способствовали свержению режима М.Каддафи в Ливии и в настоящее время являются спонсорами вооруженной оппозиции в Сирии. Объективно, именно странам ССАГПЗ Вашингтон отводит роль «жандарма» и «щита» от воображаемой иранской агрессии в регионе. Довольно жесткое подавление саудовскими силовыми структурами акций протеста арабов-шиитов на Бахрейне и в Восточной провинции Саудовской Аравии служат тому подтверждением. Похоже на то, что в Тель-Авиве (Иерусалиме) с такими доводами и оценками администрации США согласились и не стали возражать против планов Вашингтона по ускоренной милитаризации монархий Персидского залива, а заодно и Ирака. Конгресс США также поддержал предложения Госдепартамента и Пентагона по этому вопросу. Одним из основных, как бы пилотных, проектов США в регионе является создание объединенной системы противовоздушной (противоракетной) обороны стран Персидского залива. В апреле 2012 года глава МИД Бахрейна Халид бен Ахмед Аль Халифа заявил, что США и страны ССАГПЗ пришли к соглашению о создании региональной системы ПРО. В соответствии с этим решением в Саудовскую Аравию поставляются ЗРК «Пэтриот», сумма только последнего контракта составила порядка 1,7 млрд. долларов. На сегодня эти зенитно-ракетные комплексы уже стоят на боевом дежурстве в Саудовской Аравии и ОАЭ. В начале 2012 г. Пентагон решил разместить в Катаре мощную станцию радиолокационного слежения (РЛС). По одному такому радару раннего предупреждения о ракетных пусках, работающему в сантиметровом диапазоне, США уже разместили, помимо своей территории, в Японии, Израиле и Турции. Такие станции способны обнаруживать и отслеживать объекты размером с бейсбольный мяч на удалении до 4,7 тысячи километров. США планируют поставить в Кувейт вооружений на сумму в 4,2 миллиарда долларов, в том числе 60 зенитно-ракетных комплексов «Пэтриот», 20 пусковых установок и четыре радиолокационных радара. Кувейт сегодня располагает 350 комплексами «Пэтриот». Пентагон объявил о заключении с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) контракта на поставку модернизированных пусковых установок для системы ПРО THAAD (Terminal High Altitude Area Defense), стоимостью в 2 млрд. долларов США. Эта наземная система предназначена для перехвата головных частей баллистических ракет на завершающем этапе среднего участка траектории полета и при подлете к цели. Она призвана обеспечить защиту войск, а также городов и важных объектов от баллистических ракет как малой дальности, так и стратегических. Дополнительно с ОАЭ был заключен контракт на поставку ракет-перехватчиков на аналогичную сумму. Всего за последние 4 года США продали этому небольшому государству оружия на сумму свыше 12 млрд. долларов, в том числе и 16 вертолетов «Чинук». ВВС Султаната Оман заказали у американской компании «Локхид Мартин» 18 истребителей F-16. Общая сумма этой сделки оценивается в 3,5 миллиарда долларов. Помимо самих самолетов, Оман получит двигатели, радары и другое дополнительное оборудование к ним. Следует отметить, что окончательная стоимость сделки будет определена позже. Благодаря заказу Омана компания «Локхид Мартин» сможет продолжить производство истребителей F-16 вплоть до 2013-2015 годов. Ранее Оман заказал в США партию вертолетов, военно-транспортных самолетов, ракеты различных типов («Стингер», ракеты класса «воздух-воздух» и «поверхность-поверхность» средней дальности). Госдепартамент США одобрил также продажу вооружений Бахрейну на 53 млн. долл. США. Таким образом, Вашингтон стремится на базе стран ССАГПЗ сколотить как бы новый региональный военно-политический блок, основой которого станет единая система ПВО (ПРО) и обмена информацией на иранском направлении. При этом Пентагон планирует привязать к создаваемой региональной ПРО свои системы «Иджис», размещенные на кораблях, а также наземные элементы на своих военных базах. Цели развертывания этой системы ПРО выглядят довольно прозрачно: защитить с воздуха многочисленные военные базы США, группировку ВМС США (две ударные авианосные группы) и нефтепромыслы на побережье Персидского залива, не допустить гипотетического ракетно-бомбового удара со стороны Ирана по Израилю. Одной из задач создаваемого американскими стратегами «мини-нато» Вашингтон видит защиту судоходства в Ормузском проливе – этом основном морском пути для экспорта нефти и газа из стран Персидского залива. Пролив соединяет Оманский и Персидский заливы, северное его побережье контролируется Ираном, а южное – ОАЭ и Оманом. Через пролив осуществляется перевозка 2,9 млрд. тонн грузов ежегодно. Порядка 30% грузов приходится на сырую нефть, 22% перевозок составляют сухие вещества, такие как зерно, железная руда и цемент. 20% перевозок занимают контейнерные грузы, доставляющие готовые товары в страны Персидского залива. Помимо нефти через Ормузский пролив ежедневно танкерами транспортируется сжиженный газ в Азию (главным образом в Японию, Южную Корею и Индию), Европу и Северную Америку. В целом на Ормузский пролив приходится порядка 40% мировых поставок нефти морским путем. Ускоренно вооружая страны ССАГПЗ, Вашингтон стремится не только укрепить свои позиции в регионе, еще больше изолировать Иран, но и дать возможность своему военно-промышленному комплексу получить сверхприбыли в условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса. Ирак, хотя и не входит в организацию ССАГПЗ, но занимает не менее важное место в стратегических планах США в регионе. Дело в том, что это единственная арабская страна, которая имеет сухопутную границу с Ираном. И, если в случае с монархиями Персидского залива ставка делается на укрепление их систем ПВО (ПРО), ВМС и сил береговой охраны, то территория Ирака рассматривается как возможный сухопутный театр военных действий против Ирана. Пока США сами не могут просчитать, кто же здесь будет воевать со столь ненавистным Западу иранским режимом (Ирак, Турция, коалиция арабских государств, сами США или их союзники по НАТО), но военные приготовления уже идут полным ходом. Вместо укрепления органов правопорядка, усиления борьбы с террористами, решения задач социально-экономического характера, восстановления систем водо- и электроснабжения, строительства объектов инфраструктуры, школ, больниц, Ирак вновь вынужден закупать новые горы оружия. Под давлением Вашингтона иракское правительство Нури аль-Малики приступило к массированным закупкам тяжелых вооружений и боевой техники в США, основу которых составила партия из 36 истребителей F-16 IQ. Пилоты ВВС Ирака, которым предстоит управлять американскими истребителями, уже приступили к подготовке в США. В общей сложности обучение на базе 162-го истребительного крыла Национальной гвардии США в Аризоне пройдут обучение несколько десятков иракских офицеров.Основной курс подготовки рассчитан на шесть-восемь месяцев, по истечении которых пилоты смогут пройти дополнительную подготовку или сдать экзамены на инструкторов. Помимо самих истребителей, в контракте предусмотрена поставка дополнительного оборудования и вооружения к самолетам. Заказанные Ираком истребители являются модификацией самолетов F-16 Block 50/52, состоящих на вооружении США. Иракские F-16 IQ будут обладать более слабыми радарами APG-68(v)9 и несколько устаревшими вариантами ракет AIM-9L/M-8/9 Sidewinder, AIM-7M-F1/H Sparrow и AGM-65D/G/H/K Maverick. Иракцы получат из США также радиолокационные средства, системы ПВО и ПРО, бронетранспортеры, боевые машины пехоты и танки. В общей сложности Ирак уже заказал в США вооружения и военной техники на 12 млрд. долл. США, в последующие годы планируется довести общую сумму импорта американских вооружений для нужд иракских силовых структур до 32 млрд. долл. США. Чтобы создать видимость диверсификации военно-технического сотрудничества Ирака с другими странами, Вашингтон не возражал против заключения отдельных сделок и с традиционными партнерами Ирака из числа постсоветских государств, включая Россию и Украину. Якобы, во время визита Н.аль-Малики в Москву была достигнута договоренность о поставках российских вооружений в Ирак на сумму до 4-х млрд. долларов США. Пока трудно судить о том, будут ли реализованы эти договоренности или они останутся на уровне «протоколов о намерениях». Учитывая стратегическую значимость региона Персидского залива и его взрывоопасность в силу сохраняющихся противоречий и разногласий между отдельными странами и группами населения на национальной, этнической, религиозной почве, Россия неоднократно предлагала своим западным партнерам воздержаться от новых военных поставок в этот регион и создать здесь зону мира. Однако, судя по действиям администрации США, их такой вариант развития событий явно не устраивает. Еще не завершились революционные преобразования в Тунисе, Египте. Ливии, Йемене, развязана кровопролитная гражданская война в Сирии, не прекращаются теракты в Ираке, продолжаются вооруженные стычки боевиков турецкой Рабочей партии Курдистана с правительственными войсками в районах турецко-иракской и турецко-сирийской границ, а в страны Персидского залива идут массированные поставки самых современных вооружений из США и других стран НАТО. Угроза развязывания нового крупномасштабного вооруженного конфликта в регионе неизмеримо возрастает.
Станислав Иванов, Эксперт по проблемам Ближнего и Среднего Востока, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук
Источник: Мир и Политика

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.