Иран, не без оснований, сейчас позиционирует сам себя, как самую влиятельную ближневосточную державу. Географическое положение страны, богатые запасы нефти, успехи в ядерных исследованиях, собственная космическая программа, сравнительно высокие развитые технологии в ряде других современных отраслей и, конечно же, большое население и его молодой состав – объективные ключевые факторы возросшего влияния Тегерана.
США и их западные партнеры позитивную динамику в развитии Ирана не приемлют. Сильный и независимый от политической стратегии Запада на Ближнем Востоке нынешний иранский режим, по западным оценкам, якобы, дестабилизирует ближневосточный регион и провоцирует своих соседей, в числе которых особое место занимает тесно привязанная к Вашингтону и также претендующая на региональное лидерство Саудовская Аравия.
Иран и Саудовская Аравия – противники давние и непримиримые
В 1960-70-х гг. отношения шахского Ирана и Королевства Саудовская Аравия как основных региональных союзников США не имели конфронтационного характера, хотя между странами и сохранялись противоречия по отдельным вопросам. Саудовская Аравия, конечно, как и сейчас, опасалась гегемонистских устремлений Ирана, пусть и шахского. Становление Ирана, как региональной державы, своеобразного «жандарма Персидского Залива» и более близкого к американцам военного союзника не соответствовало национальным интересам саудитов. Особенно это стало заметно в 1970-х г., после того как шахская армия высадила десант и установила контроль над тремя спорными островам около Ормузского пролива, на которые претендовали Объединенные Арабские Эмираты.
Однако в приоритете все же оставались интересы тесного сотрудничества, ведь обе страны были монархиями, имевшими хорошие отношения с Западом и серьезно опасавшимися распространения и усиления просоветских и антимонархических сил и движений в регионе. Например, в ходе гражданской войны в северном Йемене в 1960-х годах Иран, Саудовская Аравия и Великобритания поддерживали монархистов, воевавших против республиканцев, которых всесторонне поддерживали Советский Союз, а из арабских государств – Египет. Именно те годы до сих пор считаются годами наилучших отношений между Тегераном и Эр-Риядом.
После падения персидской монархии и победы исламской революции в Иране в 1979 году ситуация изменилась. Свержение шахского правления и образование исламской республики было воспринято в Саудовской Аравии крайне негативно и оценивалось как прямая угроза безопасности саудовской монархии. Иранская революция для шиитского меньшинства, подвергающегося дискриминации в ваххабитском королевстве, стала поводом для активизации антирежимной политической борьбы. Хотя шиитов всего около 10-15% населения королевства, но в отдельных регионах они составляют большую часть населения, в том числе и в богатых нефтью восточных районах. Страх перед возможным распространением исламской революции в соседние страны усиливался давними персидско-арабскими противоречиями, что стало для всех без исключения стран Персидского Залива основой их враждебного отношения к исламскому правительству в Иране.
Уже на второй год после падения шахского режима, в 1980 году Ирак начал войну против Ирана, которая продолжалась в течение восьми лет. Саудовская позиция в этой войне была враждебной по отношению к Тегерану, официально декларируемый нейтралитет не соблюдался. Именно Саудовская Аравия вместе с ОАЭ, Кувейтом, Бахрейном были основными союзниками и финансовыми спонсорами Ирака. Так размер одной только саудовской помощи Багдаду оценивается более чем в 30 миллиардов долларов США. Без получаемых из арабских монархий десятков миллиардов долларов Ирак не смог бы так долго продолжать войну. В этот период страны многократно обменялись крайне жесткими заявлениями в адрес друг друга, а дипломатические отношения между странами были сокращены до минимума.
В Иране роль саудитов в поддержке Саддама не забыта. Министр безопасности Ирана ходжат-оль-эслам Хейдар Мослехи, комментируя свой недавний визит в Саудовскую Аравию, отметил в числе заслуживающих внимания моментов на встрече с престолонаследником то, что последний признался, «что в период навязанной Ирану войны они оказали большую поддержку Саддаму, исключительно исходя из того, что он был арабом». Однако видимо, кроме арабской солидарности Эр-Рияд руководствовался и собственно своими устремлениями. Уже после «Бури в пустыне», когда Саддам Хусейн, не мог продолжать политику утверждения Ирака в качестве основной региональной державы, именно СА начала активно укреплять свои позиции в качестве основной военной и политической силы, готовой обеспечить арабским режимам Залива безопасность и противодействовать угрозе, якобы, исходящей от Исламской Республики. Разумеется, что саудовский режим самостоятельно продолжать враждебную в отношении ИРИ политику просто не в состоянии, в этих целях СА послушно и осознанно стала в ряд основных американских региональных союзников.
Военная мощь США в Заливе - гарант саудовской вражды к Ирану
Распад СССР оставил США единственной мировой сверхдержавой, что изменило баланс сил во всем мире. Фактический уход России с Ближнего Востока привел к резкому ослаблению позиций бывших просоветских стран и левых партий и движений. Иран же серьезно пострадавший в результате многолетней войны с Ираком остро нуждался в мире и иностранных инвестициях, чтобы обеспечить восстановление и дальнейший рост экономики. Это еще сильнее изменило баланс сил непосредственно в районе Персидского Залива в пользу США. В настоящее время в Саудовской Аравии размещены 9 тыс. американских военнослужащих, авиабазы «Эль-Хардж», «Принц Султан». В Катаре – 8 тыс. военнослужащих США, авиабазы «Эль-Удейд», «Ас-Салия», передовой командный пункт СЕНТКОМ (Центрального командования), откуда осуществлялось общее руководство боевыми действиями в Ираке. В Кувейте – 140 тыс. американских военнослужащих и 12 тыс. британских, авиабазы «Аль-Джабер», «Али Салем». В Бахрейне – 5 тыс. военнослужащих США, штаб 5-го флота США. В Омане – 3 тыс. американских военных. В Турции – 5 тыс. военнослужащих США и Великобритании, авиабаза «Инджирлик». В Иордании – 3 тыс. американских военнослужащих, авиабазы «Мафрак», «Азрак», «Сафауи», «Руйшед». То есть более воинский контингент США и Великобритании непосредственно у южных границ Ирана составляет примерно 185 тыс. военнослужащих.
Кроме этого, Соединенные Штаты на конец января 2012 г. располагали в регионе двумя авианосными ударными группировками (АУГ) во главе с авианосцами «Авраам Линкольн» и «Карл Винсон». Это самые большие и наиболее вооруженные военные суда в мире. На борту каждого авианосца находятся свыше 5 тыс. человек, в том числе летный и летно-технический состав, а также 80 боевых самолетов. Типовая авианосная группа, помимо самого авианосца, включает два крейсера, фрегат, три–четыре эсминца, две атомные подводные лодки, несколько кораблей обеспечения. В АУГ входят также по три корабля амфибийных сил с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту (2200 морских пехотинцев). Большинство боевых кораблей сопровождения оснащено системой ПВО «Иджис». Они же могут быть носителями крылатых ракет «Томогавк», дальность полета которых составляет около 1000 км, а точность – до 6 м.
В апреле этого года Хиллари Клинтон и ее саудовский коллега Сауд аль-Фейсаль на совместной пресс-конференции в Эр-Рияде, проходившей по итогам встречи с главами МИД стран-участниц Совета сотрудничества в Персидском заливе, сообщили о создании совместной комиссии с участием дипломатов и экспертов с целью рассмотрения вопроса о размещени на территории государств Залива элементов американской ПРО. По словам Клинтон, армия США должна совместно с региональными ВС разработать единый проект усиления военной мощи, сотрудничества в области морской безопасности и размещения ПРО. С целью оправдания этого проекта она в очередной раз повторила необоснованные обвинения об иранской угрозе. Размещение совместной ПРО в Персидском заливе – вовсе не новый вопрос. Ранее руководство США неоднократно настаивало на реализации этого проекта в странах региона, а визит госсекретаря в Саудовскую Аравию был предпринят с целью окончательной реализации этого замысла. Данный проект нужно рассматривать в рамках размещения американской ПРО в других районах мира и их присоединение к единому командованию в США с целью закрепления своего военного превосходства.
Вот под таким мощным военным прикрытием саудовская дипломатия выстраивает свои отношения с соседним Ираном. Сомнений нет, что тем самым Саудовская Аравия получила очень благоприятные для себя условия противостояния с Ираном за влияние в других странах региона.
К примеру, если Саудовская Аравия стала одной из трех стран, официально признавших власть движения «Талибан» в Афганистане, то Иран был одним из непримиримых противником талибов и вместе с Россией поддерживал финансово и оружием их главных противников - «Северный Альянс». Многие эксперты считают, что США свергнув власть талибов в Афганистане и Саддама Хуссейна в Ираке, тем самым резко усилили иранские позиции. В определенной степени это так, но, тем не менее, с этим нельзя согласиться полностью. Да иранское влияние особенно в Ираке усилилось, но в Афганистане остаются войска НАТО, а Соединенные Штаты продолжают все больше усиливать давление и угрожать Ирану.
Ирак остается предметом ирано-саудовского соперничества. Для Ирана лучшим вариантом, скорее всего, было бы создание иракского правительства на основе шиитских партий и в союзе с курдами, но это будет означать окончательное отстранение иракских суннитов от власти. Такой вариант для Саудовской Аравии абсолютно неприемлем, и они прикладывают максимальные усилия, чтобы не допустить этого. С территории Афганистана в разы усилился поток наркотиков, борьба с которыми отнимает немало сил и средств, ежегодно Иран вынужден ассигновать около 800 млн. долларов. Так, что усиление Ирана от изменения ситуаций в Ираке и Афганистане - весьма относительное. Само по себе наличие протяженных границ с такими неспокойными странами как Ирак и Афганистан создает для Ирана явные угрозы безопасности и стабильности. При этом Саудовская Аравия вместе с США пытается сдержать дальнейшее усиление Ирана. Для этого применяются все доступные средства, в число которых в последнее время добавлен мораторий на импорт иранской нефти, которая стала своего рода новым оружием, задействованным Вашингтоном и его союзниками против Тегерана. В этой войне саудовцам отведена немаловажная роль «компенсатора» потерь от прекращения поставок иранской нефти.
Саудовская нефть в борьбе против Ирана
По замыслу США, который поддержан руководством Саудовской Аравии, нефтяная блокада может привести к потере Ираном 15-20 млрд. долларов в год. Хотя это не критично, однако накануне президентских выборов 2013 года ухудшение экономического положения наряду с поддержкой Западом оппозиции, должно, по расчетам иранских противников, спровоцировать волнения в Иране. Не у кого уже не вызывает сомнений, что смена режима в Исламской Республике Иран является основной целью Вашингтона, в достижении которой полностью заинтересован и Эр-Рияд. Более того, после введения эмбарго на иранскую нефть странами Евросоюза, а также в связи с угрозами дополнительных санкций со стороны США и Запада в целом многие эксперты заговорили о неизбежности скорого конфликта между Ираном и западной коалицией, в чем также Эр-Рияд имеет свои интересы. Поэтому нефтяное эмбарго против Ирана было саудитами поддержано безоговорочно, отведенная им роль альтернативного экспортера их устраивает.
Саудовский министр нефти и минеральных ресурсов Али ибн Ибрагим ан-Нуайми сразу же после введения эмбарго на иранскую нефть странами Евросюза заявил, что «страна постоянно чувствует себя обязанной удовлетворять растущий спрос" и Эр-Рияд «всегда идет навстречу пожеланиям партнеров». В настоящее время Саудовская Аравия добывает в сутки около 10 миллионов баррелей нефти. Теоретически страна способна увеличить объем ежедневной добычи до 12,5 млн. баррелей. Однако иранские эксперты сомневаются в этом. Суточная нефтедобыча в Иране составляет порядка 4,5 млн. баррелей. При достаточном инвестировании Тегеран, обладающий отличной ресурсно-сырьевой базой, способен в будущем значительно увеличить данный показатель. Так, министерство нефтяной промышленности планирует к 2015 г. - до 8 млн. баррелей.
Возможности других персидских монархий заменить импорт иранской нефти также имеют пределы. К примеру, в настоящее время Кувейт производит ежедневно 3 млн. баррелей нефти, что очень близко к максимальному уровню возможности этой страны в производстве нефти. Повышение уровня нефтяного производства в Кувейте планируется до 4 млн. баррелей в день, но это не сейчас, а к 2020 году. Определенное влияние на нежелание государств Персидского залива в одночасье заменить импорт нефти из Ирана своими поставками оказывают и угрозы Исламской Республики в их адрес. Власти Ирана предостерегали страны Персидского залива от увеличения объемов добычи нефти в случае введения США и странами ЕС эмбарго на экспорт иранской нефти. "Последствия такого шага будут непредсказуемыми", - заявлял иранский представитель в ОПЕК Мохаммад Али Хатиби. По его мнению, странам залива следует проводить "мудрую политику" и не поддаваться на "провокации".
США добиваются от Саудовской Аравии также изменения схем поставок нефти через трубопроводы, минуя Ормузский пролив и соединяя саудовскую нефть через территории других государств непосредственно с Индийским океаном, Красным и Средиземным морями. В этом стратегическом проекте очень заинтересованы Израиль и Турция. Анкара обсуждала с Катаром постройку нефтяного терминала, который достигнет Турции через Ирак. Турецкое правительство пытается также добиться согласия Ирака на соединение своих южные нефтяные месторождений (как уже сделано с северными) с трубопроводами, идущими через Турцию Планы перенаправить нефть из Персидского залива направлены на ликвидацию важного элемента стратегического преимущества Ирана над Саудовской Аравией. Это, по замыслу США, способно эффективно снизить важность Ормузского пролива. Высказываются прогнозы, что строительство новых нефтепроводов из Саудовской Аравии, Кувейта и Ирака является частью подготовки США к войне против Тегерана.
Борьба с Ираном может уничтожить сам саудовский режим
Инициированное Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО «арабское пробуждение», возникшее внутри таких стран, как Тунис и Египет, и распространившееся почти на весь регион, привели к дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке. Сейчас похоже, что от «арабской весны» исламский Иран получил дивидендов больше, чем сами США.
Во-первых, снизилась роль всегда находившегося в оппозиции к ИРИ Египта, а также далеко недружественной Тегерану Ливии. Саудовская Аравия при этом пока продолжает оставаться лидером Лиги арабских государств. Однако, что очень важно принимать во внимание, это лидерство основано не на политическом авторитете, а в решающей степени на финансовых возможностях по спасению упомянутых стран от банкротства.
Во-вторых, начавшийся с конца 2010 года процесс исламского пробуждения, в результате которого пали несколько диктаторских режимов, с которыми у ИРИ никогда не было дружественных отношений, все еще продолжается. Ни для кого не секрет, что эти события происходят, в том числе и под влиянием исламской революции Ирана. Исламский режим в Иране доказывает, что даже в условиях экономических санкций, международного давления, военных угроз страна успешно развивается. Овладение ядерной энергией в Иране - источник национальной гордости. Количество стран, способных освоить ядерный цикл, в мире ограничено. Успехи в развитии ядерной энергетики, также как и прогресс в космической программе, высоко оценивается правящим в Иране высшим духовенством, и не только потому, что это поднимает его международный престиж, а и потому, что это доказывает эффективность исламским режимов в мусульманских странах вообще.
В-третьих, саудитский режим, проводя политику иранофобии и безоговорочно следуя за американской враждебной политикой в отношении Ирана, в политическом плане для новых правительств ряда стран региона уже сейчас является неприемлемым союзником. Мусульманские народы региона достигли такой политической зрелости, что больше не боятся подавления и насилия, из-за чего и рухнули арабские диктаторские режимы. Принимая во внимание большую вероятность усиления позиций в Египте и Тунисе представителей исламских сил, поддержку монархических режимов Залива в противостоянии с Ираном, с их стороны, скорее всего, можно исключить.
В-четвертых, Вашингтон, нагнетая ситуацию в регионе и используя мнимую иранскую угрозу, просто вынуждает арабские страны Залива приобретать у США вооружение и технику. Известно, что ни один другой район мира не считается таким привлекательным для американского ВПК, как зона Персидского залива. Процесс дорогостоящей милитаризации персидских монархий продолжается несколько десятков лет, и эти государства уже превратились в оружейные склады американских и европейских производителей оружия. Разумеется, что это кроме усиления их политической и военной зависимости от Запада привело к оттоку капитала, увеличению военных расходов, сокращению финансирования остальных статей национальных бюджетов, и как следствие к росту недовольства населения. Вопрос в том, что такие закупки не гарантируют их внутреннюю безопасность, даже самые современные системы вооружений не могут обеспечить стабильность в обществе.
И, наконец, будем иметь ввиду, что, по официальным данным, опубликованным на ресурсе WikiLeaks, Саудовская Аравия располагает намного меньшими запасами нефти, чем признается официально. Эти сведения содержатся в отчетах американских дипломатов в Эр-Рияде. Не исключено, что размер реальных доказанных резервов уступает официально объявленным на 300 миллиардов баррелей, или около 40 процентов. Все данные основываются на переговорах бывшего руководителя разведки саудовской нефтяной монополии Aramco с генконсулом США в стране в ноябре 2007 года. Еще тогда он рассказывал, что страна не может обеспечить заявленнй поток нефти. Также отмечается, что около 2012 года добыча нефти в Саудовской Аравии достигнет своей высшей точки, после чего будет снижаться, постепенно лишая монархию основного дохода, ведь в сравнении с Ираном во всех других отраслях промышленности саудиты явно и намного отстают.
В заключение отметим, что между США, Западом и Ираном более 30 лет ведется экономическая, психологическая и пропагандистская война, в которой Саудовская Аравия принимает самое прямое участие на стороне противников ИРИ. Тем не менее, в последние годы на международной арене происходит изменение расклада сил в пользу Ирана, который должен сказать спасибо США за то, что они решили проблему Ирака и Афганистана и превратили оба эти государства в шиитские страны, ставшие ныне союзниками ИРИ. С другой стороны, как уже отмечалось, «арабская весна», произошедшая в регионе, в значительной мере способствовала приходу к власти режимов, дружественных к Ирану. Наконец, Иран входит в «Движение неприсоединения», объединяющее около восьмидесяти стран, отвергающих гегемонию США и Европы, что позволяет ему рассчитывать на поддержку столь весомых союзников, как Россия и Китай, предпочитающих иметь сильного и влиятельного соседа в лице Ирана, вместо американо-израильского присутствия, чреватого нестабильностью. Кроме того, не следует забывать, что Иран занимает второе место в мире по добыче газа и третье – по экспорту нефти, и в этом отношении не намного слабее Саудовской Аравии. Так, что будущее, видимо, все же за Исламской Республикой, а не за саудовской монархией. Являясь сателлитом США в регионе, фактически потеряв суверенитет Эр-Рияд не в состоянии проводить политику, ориентированную на собственные национальные интересы. По мнению автора, не Иран, а именно вероятность политического банкротства внутри страны является главной угрозой существованию монархического режима в Саудовской Аравии.
Есть ли будущее у противостояния Саудовской Аравии с Ираном
27 апреля 2012
Николай Кольчугин, <i>эксперт по проблемам Ближнего и Среднего Востока, кандидат исторических наук, доцент. <b>Специально для Иран.ру</b></i>
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий