Накануне президентских выборов в Иране Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) ужесточает критику Тегерана по ядерному урегулированию. Гендиректор этой международной организации Юкия Амано в понедельник обвинил Иран в том, что тот не допускает инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты. По словам Амано это мешает сделать выводы о мирном использовании Ираном "всех ядерных материалов".
Тем временем, Россия настаивает на скорейшем созыве очередного полноформатного раунда переговоров "шестерки" международных посредников по иранской ядерной программе с Тегераном. На будущей встрече, уверены в Москве, сторонам уже необходимо начать "прямой торг" взаимных встречных компенсаций для продолжения диалога.
Иран опять мешает работе МАГАТЭ
Обвинения в адрес Ирана в понедельник прозвучали из уст гендиректора этой международной организации. Свою речь на открытии сессии Совета управляющих МАГАТЭ Юкия Амано впервые выдержал в необычно резких выражениях.
По словам Амано, Иран продолжает проекты, связанные с реактором на тяжелой воде.
"Количество центрифуг, установленных Ираном, продолжает увеличиваться, равно как и количество обогащенного урана, который он хранит. Эта деятельность находятся в прямом противоречии с резолюциями, принятыми Советом управляющих (МАГАТЭ) и СБ ООН", — говорится в тексте выступления гендиректора, опубликованном МАГАТЭ.
Амано вновь призвал Иран предоставить международным инспекторам доступ на объект в Парчине и выразил озабоченность недостатком информации по реактору на тяжелой воде IR-40 в Араке.
По словам гендиректора агентства, подобный недостаток информации не дает возможности МАГАТЭ "прийти к заключению, что все ядерные материалы в Иране используются в мирных целях".
"Мы уже некоторое время ходим по кругу. Нам необходимо достичь конкретных результатов без отлагательств, чтобы восстановить доверие международного сообщества в мирной природе ядерной деятельности Ирана", — добавил Амано.
Выборы с ядерным фоном
Заявление Амано прозвучало в разгар предвыборной кампании, которая сейчас разворачивается в Иране. Президентские выборы в этой стране пройдут 14 июня. Согласно иранскому законодательству нынешний лидер Ирана Махмуд Ахмадинежад уже не может претендовать на должность главы государства.
В мае МВД Ирана обнародовало список из восьми кандидатов, допущенных к президентским выборам. В окончательный список, в частности, вошел секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили, который возглавляет иранскую делегацию на переговорах с "шестеркой" международных посредников по иранской ядерной программе.
Ранее глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон заявила, что очередной раунд переговоров между "шестеркой" и Тегераном следует провести после президентских выборов в Иране с учетом того, что Джалили является одним из кандидатов. По ее словам, в зависимости от результатов выборов могут быть разные точки зрения на переговорный процесс.
Российская сторона также считает, что участие в предвыборной кампании Джалили может оказать влияние на согласования новой даты встречи переговорщиков. "Конечно, это тоже оказывает влияние на планы продолжения переговоров", — заявил РИА Новости замглавы МИД РФ Сергей Рябков. По его словам, однако, Москва не оставляет надежды в ходе следующего раунда переговоров "шестерки" и Ирана достичь, наконец, ощутимого результата в урегулировании. "И наши надежды не связаны с теми или иными персоналиями, которые принимают решения по развитию ядерной программы в Иране, или по переговорной тактике, которая применяется", — добавил высокопоставленный дипломат.
Иран раскрывает карты…
Между тем, на прошлой неделе в интервью РИА Новости посол Ирана в России Махмуд Реза Саджади впервые официально объявил о деталях предложений Тегерана "шестерке" (РФ, США, КНР, Франция, Великобритания и ФРГ), которые обсуждались в ходе последних встреч по иранской ядерной проблеме в Алма-Ате и Стамбуле.
По его словам, первый этап заключается в полном признании "шестеркой" права Исламской Республики на обогащение урана, а в обмен на это Иран вновь подтверждает свои обязательства в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), и подчеркивает отказ от использования ядерного оружия. Вторым шагом являются так называемые "меры транспарентности", основанные на более открытом сотрудничестве Ирана с МАГАТЭ по вопросу о военном характере иранской ядерной программы. Взамен Иран просит, чтобы "шестерка" сняла все санкции в отношении Исламской Республики.
Третий шаг, или "меры по укреплению доверия" направлены на сотрудничество Исламской Республики с "шестеркой" в вопросе поставок топлива для тегеранского научно-исследовательского реактора. В ответ, "шестерка" должна снять иранское ядерное досье с повестки Совета безопасности ООН.
"Четвертый шаг — укрепление сотрудничества на основе взаимных интересов, которое заключается в проектировании и строительстве атомных электростанций, а также исследовательских реакторов в Иране, исследования реакторов на легкой воде. Последний, "Пятый шаг" предполагается сотрудничество Ирана по таким вопросам, как урегулирование ситуации в Сирии и Бахрейне. Со своей стороны, мы просим "шестерку" оказывать содействие в борьбе с пиратством и противодействии распространению наркотиков", — сказал посол.
…а "шестерка" готовится к торгу
Слова иранского посла прокомментировал РИА Новости замглавы МИД РФ Сергей Рябков. Он отметил, что озвученные требования Тегерана частично устарели, однако по ряду направлений вполне возможны подвижки, если будет, наконец, создана атмосфера доверия между Ираном и "шестеркой".
По словам замглавы МИД РФ, к примеру, вопрос о поставках топлива для Тегеранского исследовательского реактора рассматривался ранее, в том числе на предыдущих переговорных раундах. При этом иранская сторона уже тогда решила, что этот вопрос не актуален — с учетом того, что иранские специалисты теперь сами способны производить топливо для данного реактора. Что же касается создания новых реакторов на легкой воде, которые считаются менее пригодными для разработки ядерного оружия, "то все возможно в будущем", но только, если будет восстановлено доверие к мирному характеру иранской ядерной программы, отметил высокопоставленный дипломат.
В целом, Рябков указал на то, что все стороны уже накопили достаточную массу предложений для начала "прямого торга" взаимных уступок.
"Мы работаем в направлении того, чтобы на следующем переговорном раунде вступить в прямой процесс торга — то есть согласования конкретных шагов, определения характера взаимных, встречных компенсаций, которые могут составить суть договоренности. Нельзя допустить, чтобы шанс оказался упущен. Думаем, что следующий раунд (переговоров) вполне пригоден для того, чтобы договориться хотя бы о первых конкретных шагах. Хотелось бы, чтобы этот раунд состоялся как можно быстрее", — добавил Рябков.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий