09 февраля 2006
А.А. Розов Победа неоконсервативного крыла иранского политического истеблишмента на парламентских (2004 г.) и президентских (2005 г.) выборах внесла определенные коррективы в расклад сил в иранском журналистском пуле, существенно затруднив деятельность либеральных и реформаторских печатных изданий. Тем не менее условное деление по политико-идеологическим взглядам всех издаваемых в Иране газет и журналов на три основные группы — либерально-реформаторского, центристского и консервативного направления — пока сохраняется. К первой категории относятся газеты «Шарг», «Хамбастеги», «Собх-е эмруз», «Хаяте ноу», «Афтаб-е язд», «Мошарекят», «Ноуруз», «Баян», «Иран-дейли» и «Аср-е ма». Центристам принадлежат газеты «Иран» (близка к реформаторской прессе) и «Хамшахри». Крупнейшие консервативные газеты: «Джомхури-е эслами», «Кейхан» и «Эттелаат» (главные редакторы назначаются и снимаются по решению духовного лидера страны), а также «Ресалят», «Кодс», «Фарда», «Ахбар», «Шома», «Джам-е джам». Помимо этого в иранской прессе имеется широкий спектр газет торгово-экономической («Джахан-е эктесад», «Иран экспортс», «Хогуг-е базар», «Манатег-е азад»), культурной («Бухара», Фарш-е Дастбаф-е Иран», «Фарзанех», «Фильм», «Гофтогу», «Голь-ага»), научно-образовательной («Расанех») направленности. Издаются также газеты и журналы, ориентированные на определенные социальные группы и слои — женщин («Занан»), молодежи и студенчества («Джаван»). Порядка 80% всей периодики публикуется на персидском языке, 20% — на английском, арабском и других. Традиционно пресса в ИРИ субсидируется государством. В последние годы число печатных СМИ в стране динамично возрастало: если в 2002 г. было выдано 393 новых разрешения, то в 2003 г. — 445. При этом, по мнению экспертов, качественного улучшения печатной продукции не произошло. В то же время число работающих в Иране иностранных корреспондентов и журналистов сократилось за последние годы почти в два раза (с 1067 до 612). Примечательно, что в списке стран, аккредитовавших в 2004 г. в Иран своих журналистов, лидируют США (85 чел.), Великобритания (79 чел.) и Япония (68 чел.). Данных за 2005 год пока нет, но, как представляется, количество аккредитованных журналистов из этих стран заметно снизится. Характерно, что с августа 2005 г. имевшие в период правления реформаторов (1997–2005 гг.) широкое распространение независимые взгляды и критические публикации в адрес властей существенно снизили свой тираж. Речь идет прежде всего о материалах в либерально-реформаторской печати. Возобновилась кампания против СМИ, не желающих отказываться от своих антигосударственных взглядов. Однако в целом, как показывает анализ иранского медийного рынка, победа М. Ахмадинежада на президентских выборах существенно поубавила пыл даже наиболее ярых приверженцев демократических преобразований в Иране. Перезапущенная вновь с 2005 г. машина исламской пропаганды фактически вытеснила оппозицию из официального эфира. Таким образом, политические партии и группы радикально-реформаторской направленности, ранее использовавшие рупор центральных газет реформаторской направленности («Хаяте-ноу», «Афтаб-е Йязд») для открытых антиправительственных заявлений, вплоть до призывов к свержению существующей исламской власти, лишились обратной связи со своим электоратом. Что касается умеренно-реформаторских сил, то их информационная пропаганда после президентских выборов–2005 также была подавлена. В частности, провалились попытки одного из влиятельнейших религиозных лидеров этого течения Мехди Кярруби (занял на президентских выборах третье место) основать собственный спутниковый телеканал «Саба», вещание которого началось в ОАЭ в конце декабря 2005 г. М. Кярруби, который после выборов подал в отставку с поста генерального секретаря крупнейшей организации умеренно-реформаторской направленности — Общества борющегося духовенства, собирался, по его словам, учредить в Иране «реальную оппозицию» правящему режиму. По-видимому, идея создания спутникового телеканала входила в число приоритетных инструментов осуществления этой задачи. Канал был явно рассчитан на либерально-реформаторскую аудиторию, в частности на городскую творческую интеллигенцию, студенчество и предпринимателей. Генеральным директором канала был назначен известный иранский режиссер Б. Афхтами. Однако иранские власти пресекли эти попытки и объявили канал «Саба» вне закона. Местным газетам запрещено публиковать программу передач телеканала, а также размещать любую рекламу и информацию о нем. Помимо прессинга внутренних СМИ, президентская администрация начала масштабную кампанию по противодействию «враждебной зарубежной пропаганде», отслеживанию принципа «сохранения культурной идентичности» иранских диаспор. В рамках этой кампании с сентября 2005 г. аккредитации в Иране лишился катарский телеканал «Аль-Джазира» (за «нагнетание страстей» вокруг столкновений между коренным населением и арабами, проживающими в юго-западных провинциях Ирана). Затем лицензии на вещательную деятельность в Иране лишилась американская телекомпания «Си-эн-эн», правда, на короткое время. Впоследствии иранские власти ограничили доступ на персоязычный раздел британского телеканала «Би-би-си». Кроме того, по заявлению президента ИРИ, Тегеран намерен самым тщательным образом опекать представителей иранской диаспоры за рубежом, отстаивать и защищать их права. Эта ответственная миссия возложена на действующую во всем мире широкую сеть различных исламских и культурных организаций, финансируемых правительством. Координацию их работы осуществляет Организация культурных и исламских связей (ОКИС), учрежденная в 1995 г. при министерстве культуры и исламской ориентации ИРИ с целью «выработки и проведения единой политики в области распространения и популяризации за рубежом иранской культуры», «пропаганды идей исламской революции и исламских ценностей». Согласно Уставу ОКИС, утвержденному Верховным лидером ИРИ А. Хаменеи, организация имеет статус самостоятельного юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с общей внешнеполитической линией ИРИ. Таким образом, в настоящее время отчетливо проявляется следующая тенденция. Характер публикаций в наиболее либеральных газетах, считавшихся некогда оппозиционными по отношению к правящему режиму, несколько изменился и максимально приблизился к официозу. Не согласные с общей линией журналисты были либо отстранены от работы, либо арестованы. Консервативная пресса (в частности, газеты «Кейхан» и «Эттелаат») в свою очередь резко увеличила обороты по публикованию пропагандистских и аналитических материалов, направленных на поддержку политики нового президента и его правительства. Их количество с августа 2005 г. существенно увеличилось. Что характерно, в местных газетах существенно возрос объем материалов по региональной проблематике, ставшей краеугольным камнем внешнеполитической стратегии М. Ахмадинежада. В этом контексте превалируют идеологические комментарии по Ираку, Сирии, Ливану, палестинской проблематике, а также традиционная антиизраильская и антиамериканская риторика. В целом, как представляется, нынешняя власть в Тегеране, представленная неоконсервативными элементами, намерена твердо пресекать любые попытки формирования в стране легальной оппозиции, особенно через средства массовой информации. Весь аппарат иранской идеологической машины, включая информационные ресурсы (среди них — иранская периодика), отныне будет работать на формирование имиджа президента и его окружения, причем рассчитывая в первую очередь на внутреннего потребителя. Как ожидается, в среднесрочной перспективе будет прогрессировать цензура, усилится контроль над деятельностью журналистов. Заметно усилится ограничение доступа населения к объективной информации, касающейся основных международных и региональных событий. В местных СМИ, особенно персоязычных, информация будет подаваться взвешенно и дозированно (как пример, недавнее высказывание президента ИРИ М. Ахмадинежада, пожелавшего скорейшей смерти А. Шарону, не было дано в эфир ни одним государственным телеканалом, зато получило распространение на студенческом канале «ИСНА»). Кроме того, набирающий обороты кризис вокруг иранской ядерной программы будет и дальше использоваться местным руководством как повод для подавления оппозиционных мыслей и настроений в иранской прессе, как средство для сплачивания и объединения электората вокруг идей, вынашиваемых неоконсервативным движением во главе с партией «Созидатели исламского Ирана» («Абадгяран»).
Источник:
Институт Ближнего Востока
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий