
После нескольких лет бесплодной дипломатии вокруг ядерной программы Тегерана и полномасштабной войны, развязанной против Ирана в июне, иранская общественность и СМИ всё чаще выступают за изменение ядерной доктрины страны.
Письмо примерно 70 законодателей, направленное в Высший совет национальной безопасности (ВСНБ) Ирана несколько месяцев назад, было широко растиражировано иранскими СМИ. В письме содержится призыв к высшему органу безопасности страны пересмотреть давнюю ядерную и военную доктрину Ирана, эффективность которой многие ставят под сомнение после 12-дневной войны, развязанной Израилем и США в начале этого года. Целью войны была гражданская, военная и ядерная инфраструктура Ирана.
Возобновление дискуссии также связано с усилением давления со стороны Европы на Иран. В конце августа европейцы запустили так называемый механизм возврата санкций, который приводит к восстановлению санкций ООН в отношении Ирана, действовавших до заключения СВПД, через месяц после активации. Любая страна, подписавшая СВПД, может задействовать механизм возврата санкций, если считает, что Иран не соблюдает свои обязательства по СВПД. Соглашение ограничивало ядерную программу Ирана в обмен на ослабление санкций.
Иран начал отказываться от некоторых своих обязательств через полтора года после того, как Вашингтон вышел из сделки, вновь ввёл санкции и ввёл дополнительные ограничения. Европе не удалось смягчить последствия американского эмбарго, и позже она ввела собственные санкции на основании необоснованных обвинений в причастности Ирана к войне в Украине. Европа также оказывала дипломатическую и политическую поддержку США и Израилю, когда они атаковали иранские ядерные объекты во время продолжающихся переговоров, что является вопиющим нарушением международного права.
Похоже, европейцы считают, что Иран должен был полностью соблюдать условия СВПД, несмотря на то, что он не получил обещанных выгод от сделки, а также подвергся незаконной агрессии.
Иран заявил, что восстановление санкций ООН сведёт на нет соглашение, подписанное с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), которое позволяет возобновить сотрудничество с организацией по контролю за ядерной деятельностью после его приостановки вскоре после окончания войны. Соглашение было подписано в начале этого месяца в Каире.
Иранцы также предупредили, что могут рассмотреть возможность выхода из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
«Чего мы ждём?»
После публикации в социальных сетях иранского СМИ письма законодателей многие комментаторы выразили недовольство тем, что Иран не предпринимает «решительных» действий.
Один молодой человек написал: «Наши ядерные объекты подверглись бомбардировке, а Запад всё ещё хочет ввести против нас санкции. Чего мы ждём? Эти люди не хотят заключать сделку. Даже если мы закроем наши ядерные объекты, они потребуют чего-то ещё. Так что уже делайте бомбу».
Фетва (религиозный указ), изданная много лет назад лидером Исламской революции аятоллой Сейедом Али Хаменеи, запрещает разработку оружия массового поражения, в том числе ядерного.
После американо-израильской атаки на иранские ядерные объекты глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси заявил, что, несмотря на доклад, опубликованный за день до атаки, агентство не нашло никаких доказательств того, что Иран когда-либо стремился к созданию ядерного оружия. До атаки ядерные объекты Ирана подвергались самым строгим в мире проверкам со стороны ООН. Президент США Дональд Трамп заявил, что иранские ядерные объекты были «уничтожены» в результате американо-израильских ударов.
В похожем посте в другом СМИ один из пользователей задался вопросом: «Чего боится Иран?» — и добавил: «Всё, что должно было произойти, уже произошло. Мы подписали соглашение, они его разорвали, мы снова начали переговоры, а они напали на нас. Мы не можем решить этот вопрос с этими злобными западными странами».
Как и общественность, иранские аналитики и эксперты всё чаще начинают рассматривать взаимодействие с Западом в негативном ключе. Известный аналитик Юсеф Азизи заявил информационному агентству Daneshjoo, что Запад «понимает только язык сдерживания».
«Иран должен изменить ситуацию. Достижение ядерного сдерживания — единственный оставшийся для Ирана вариант», — заявил он.
Многие, особенно консерваторы в Иране, также требуют жёсткого ответа на активизацию Европой механизма восстановления санкций. Секретарь Партии зелёных Ирана Хоссейн Канани Могаддам заявил, что Иран должен выслать послов Германии, Франции и Великобритании после восстановления санкций ООН.
Тем не менее, похоже, что руководство Ирана не изменит курс, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Президент Ирана Масуд Пезешкян заявил в воскресенье китайским СМИ, что Тегеран продолжит действовать в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия, несмотря на жёсткое давление со стороны Запада. Также не ожидается серьёзного разрыва отношений с европейцами. Как стало известно Tehran Times, министр иностранных дел Аббас Арагчи на этой неделе встретится с представителями Европы на полях Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий