
Четвёртый раунд ядерных переговоров между Соединёнными Штатами и Ираном, состоявшийся в Маскате в воскресенье, 11 мая, завершился на неожиданно конструктивной ноте.
По словам Исмаила Бакеи, представителя Министерства иностранных дел Ирана, переговоры были «сложными, но полезными» и позволили обеим сторонам лучше понять позиции друг друга и изучить практические пути урегулирования давних споров.
Однако этот скромный дипломатический прогресс был омрачён кампанией давления, проводимой СМИ и исходящей из Вашингтона. Ряд заявлений ключевых американских переговорщиков, в первую очередь Стива Уиткоффа, представляющего президента Дональда Трампа, угрожали свести на нет хрупкий прогресс. В интервью консервативному изданию Breitbart News Уиткофф повторил жёсткие требования США и отверг возможность компромисса. Время и тон его высказываний свидетельствуют о намеренном использовании СМИ в качестве инструмента политического давления, а не о подлинной дипломатии.
Знакомый тупик
В основе разногласий по-прежнему лежит вопрос обогащения урана. Соединенные Штаты настаивают на том, что Иран должен демонтировать свою инфраструктуру по обогащению урана, чтобы «предотвратить» разработку ядерного оружия. Уиткофф пошел дальше, потребовав, чтобы Иран не только прекратил обогащение, но и вывел из эксплуатации свои центрифуги, экспортировал свое ядерное топливо и преобразовал всю свою ядерную программу в модель, аналогичную электростанции в Бушере, на которой нет возможностей для обогащения.
Тегеран, со своей стороны, считает такие условия нереалистичными и глубоко оскорбительными. Иран утверждает, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер и что его права в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) включают возможность обогащать уран в гражданских целях. Исламская Республика неоднократно отмечала, что несколько других стран используют обогатительные предприятия, не будучи обвинёнными в милитаризации.
Настойчивое требование демонтировать ядерную инфраструктуру Ирана воспринимается в Тегеране не просто как угроза безопасности, но и как прямой вызов его суверенитету. Иранские официальные лица неоднократно предупреждали, что любое соглашение, требующее отказа от внутреннего обогащения урана, будет неприемлемым и равносильным национальной капитуляции.
Наследие СВПД
Дискуссия осложняется призраком Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) — знакового ядерного соглашения 2015 года, от которого Соединённые Штаты в одностороннем порядке отказались в 2018 году при президенте Трампе. СВПД был тщательно согласованным компромиссом, который предлагал Ирану ослабление санкций в обмен на проверяемые ограничения его ядерной деятельности. Отказавшись от соглашения, Вашингтон не только подорвал многолетнюю многостороннюю дипломатию, но и подорвал доверие к будущим обязательствам США.
В своём интервью Уиткофф отметил, что любое новое соглашение должно избегать так называемых «окончательных положений» СВПД — условий, согласно которым срок действия некоторых ограничений в отношении Ирана истекает через несколько лет. Однако в его критике conveniently omits тот факт, что США вышли из соглашения до того, как эти положения вступили в силу. Для иранских политиков такая избирательная память отражает более широкую картину ненадёжности Америки.
Кампания в средствах массовой информации как тактика давления
Нынешнюю фазу переговоров отличает не только содержание требований США, но и способы их донесения. Выбор Breitbart News в качестве платформы для изложения жёстких позиций не случаен. Это вписывается в более широкую американскую стратегию использования СМИ для оказания внешнего давления на Тегеран, возможно, не только для влияния на переговоры, но и для получения политических очков внутри страны.
Вместо того, чтобы вести переговоры по закрытым каналам, которые обычно предпочитают дипломаты, некоторые группировки в Вашингтоне, похоже, ведут параллельные переговоры через прессу. Этот информационный блицкриг усложняет работу переговорщиков на местах и подрывает доверие между двумя сторонами. Он также сигнализирует Тегерану, что будущие соглашения могут снова оказаться в зависимости от избирательных циклов в США и нарративов в СМИ.
С точки зрения Ирана, эта стратегия является одновременно дестабилизирующей и неискренней. Иранские переговорщики уже давно жалуются на «подмену целей» и утечки в СМИ, призванные ослабить позиции Тегерана перед важными встречами. Недавние заявления Уиткоффа и их распространение в консервативных СМИ США, вероятно, следует рассматривать в этом свете.
Дипломатический послужной список Ирана
Несмотря на десятилетия санкций и враждебности, Иран последовательно демонстрирует готовность к диалогу. Начиная с участия в первоначальных переговорах по СВПД и заканчивая сотрудничеством с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), Тегеран проявил больше гибкости, чем это часто признается в западных столицах.
Однако приверженность Тегерана дипломатии не безгранична. Иранское руководство сталкивается с внутренним давлением, которое не позволяет ему казаться слабым или зависимым от иностранных держав. Годы экономических трудностей, вызванных односторонними санкциями, только укрепили общественное мнение против предполагаемого западного лицемерия. В этом контексте максималистские требования Вашингтона контрпродуктивны и могут усилить радикальные элементы внутри Ирана.
Воскресная сессия в Маскате многими была воспринята как поворотный момент. В то время как иранцы были готовы обсуждать технические детали и возможные меры по укреплению доверия, делегация США, похоже, была ограничена политическими заявлениями, сделанными у себя на родине. Контраст в подходах говорит сам за себя. Иран участвует в медленном, методичном дипломатическом процессе. США, похоже, больше заинтересованы в риторических победах. В результате за столом переговоров одна сторона говорит на языке дипломатии, а другая — на языке внутренней политики.
Перспективы заключения устойчивого соглашения остаются неопределёнными. Многое будет зависеть от того, готовы ли Соединённые Штаты взаимодействовать с Ираном на равных и признавать его права в соответствии с международным правом. Односторонние требования о демонтаже и односторонние гарантии вряд ли увенчаются успехом. Более многообещающий подход предполагает взаимные шаги, поэтапное ослабление санкций и механизмы, обеспечивающие соблюдение обязательств обеими сторонами.
Международные игроки, такие как Европейский союз, Россия и Китай, также могут сыграть свою роль в урегулировании переговоров и ограждении их от внутриполитического давления в Вашингтоне. Без таких гарантий переговоры обречены на цикличность, уязвимость перед капризами американской политики и оторванность от дипломатических реалий на местах.
В конечном счёте успех или провал этих переговоров будет зависеть не только от технических решений, но и от политической воли, а также от способности обеих сторон отказаться от позёрства в пользу реального компромисса. Иран показал, что готов вести переговоры в рамках взаимного уважения. Готовы ли Соединённые Штаты сделать то же самое, остаётся открытым вопросом.
Если США продолжат полагаться на давление СМИ и максималистские требования, то провал переговоров станет реальной и неизбежной перспективой. Если это произойдёт, то вина будет лежать не только на дипломатическом провале, но и на нежелании рассматривать дипломатию как серьёзную и последовательную деятельность.
Ксавье Виллар
https://www.tehrantimes.com/news/512970/Washington-s-self-sabotage-Why-US-media-tactics-threaten-Iran
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий