Бахрейн был потерян из-за некомпетентности шаха и британского заговора

14 августа 2023
A A A


15 августа 1971 года — болезненный день в иранской истории. В этот день Иран навсегда утратил суверенитет над исторической частью своей территории из-за политической некомпетентности шаха Мохаммада Резы Пехлеви и британского заговора. 

Династия Пехлеви пришла к власти в 1925 году с помпезной националистической повесткой дня, направленной на превращение Ирана в ведущую державу и установление того, что шах-аристократ назвал «великой цивилизацией». Тем не менее, он присоединился к длинному списку некомпетентных иранских династий, потерявших значительную часть иранской территории. 

Хотя почти все современные иранские династии не смогли защитить территориальную целостность Ирана, режим Пехлеви отличается одним поразительным аспектом: добровольным отказом от части иранской территории. В то время как все предыдущие шахи Ирана были вынуждены отказаться от суверенитета над некоторыми частями своего королевства из-за войны или кризиса, шах Мохаммад Реза Пехлеви выделяется, как единственный иранский шах, который добровольно и с радостью совершил гнусный акт отказа от суверенитета над частью своего королевства царства. 

До 15 августа 1971 года крошечный остров Бахрейн был 14-й провинцией Ирана. И у него было два депутата в национальном парламенте Ирана. Но в том же году Бахрейн провозгласил независимость в результате фиктивного процесса, организованного Великобританией, которая в то время находилась в процессе ухода из Персидского залива, но хотела гарантировать, что Бахрейн останется вне контроля Ирана. 

Режим Пехлеви проложил путь к передаче Бахрейна, который на протяжении истории был неотъемлемой частью иранской территории. 

В конце 1960-х годов упадок Британской империи начал ускоряться, и британские официальные лица изо всех сил пытались заложить основу для постбританской эпохи. И Бахрейн занял центральное место в британских усилиях. 

Вместо того чтобы противостоять британским махинациям в Персидском заливе, шах взял на себя роль марионетки, чья работа состоит в том, чтобы нормализовать отделение Бахрейна. 

В интервью Guardian шах возмутительно высказался за независимость Бахрейна. Он сообщил британской газете, что запасы жемчуга в Бахрейне заканчиваются и что это не имеет значения для Ирана. 

Конечно, шах не мог просто так отдать Бахрейн. Он должен был сделать это в рамках демократического процесса. Поэтому он согласился на референдум, организованный ООН. Это пока шах не верил в демократию. Если бы он был действительно демократом, то воздержался бы от проведения бутафорских выборов внутри самого Ирана. 

Чиновники шаха соревновались друг с другом в оправдании отделения Бахрейна, а премьер-министр шаха беззастенчиво сравнил Бахрейн с иранской девушкой, чей отец решил устроить ее брак.

Законодательные органы Ирана одобрили отделение Бахрейна, и шах направил поздравительное послание. 

Мохаммад Садег Кушки, иранский политолог, сказал Mehr News, что шах совершил ошибку, отказавшись от Бахрейна. «Когда суверенитет над Бахрейном однозначно принадлежал Ирану, Мохаммад Реза Пехлеви передал его Организации Объединенных Наций, и этот шаг был ошибкой, как с точки зрения международного права, так и внутригосударственного права», — сказал он. 

По мнению аналитика, ошибка кроется в механизме, который был создан для определения судьбы Бахрейна, который вовсе не был юридическим, поскольку народ и жители Бахрейна вообще не участвовали в этих опросах, а  опрос был проведен только среди глав некоторых племен, причем эти головы вовсе не были коренными жителями Бахрейна.

«На самом деле главным виновником этого отделения является правительство Пехлеви, потому что оно не защитило свою территорию и отдало территорию страны под предлогом предотвращения войны. На самом деле у всех стран есть враги, это не является достаточным основанием для того, чтобы из-за того, что у меня есть враги, я должен отдать свою землю врагу», — отметил он. 

Он заявил, что если бы в то время в Иране было сильное правительство, Бахрейн не был бы отделен от Ирана. «В то время премьер-министр заявил, что мы не хотим войны, но суть в том, что мы создаем армию, чтобы использовать ее в такой ситуации. Если мы должны иметь армию и отдать нашу землю, то какая польза от армии?» -  сказал он. 

Он заключил: «Бахрейн не был для нас обычной частью, это был чрезвычайно чувствительный регион со стратегической точки зрения, и если бы он не был отделен от нашей земли, мы стали бы сверхдержавой со стратегической точки зрения».

Фарамарз Кухпайе 


Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.