12 ноября, исполнилось 14 лет со дня мученической смерти Хасана Техрани Мокаддама, известного как «отец иранской ракетной программы» и дальновидный военный стратег, опередивший своё время.
Он сыграл ключевую роль в развитии ракетного потенциала Ирана в 1980-х годах, когда страна находилась в состоянии войны, и воспитал многих аэрокосмических командиров, которые продолжили его дело, сообщает Press TV.
Мокаддам родился в 1959 году в Сарчешме, районе в центре Тегерана. В 1977 году он окончил среднюю школу.
В 1979 году он получил степень бакалавра в области машиностроения в Технологическом университете Шарифа, а два года спустя — степень магистра в области промышленного инжиниринга в Университете Хаджи Насир ад-Дин Туси.
В возрасте 21 года, когда был создан Корпус стражей исламской революции (КСИР), Мокаддам поступил на службу в разведывательное подразделение третьего региона на севере Ирана в качестве молодого курсанта.
После успешной операции «Самен-ол-Аэме» в 1981 году, в ходе которой город Абадан на юго-западе Хузестана был освобождён от поддерживаемых Западом иракских БААСистских сил, он осознал острую необходимость усилить огневую поддержку на линии фронта.
Это осознание вдохновило его на разработку плана решения проблемы, который он представил Хасану Багери, тогдашнему начальнику разведки КСИР. По его предложению были созданы артиллерийский корпус КСИР и артиллерийский исследовательский центр в Ахвазе.
«Техрани Мокаддам» сыграл ведущую роль в создании артиллерии КСИР, используя 155-мм и 130-мм снаряды, а также 105-мм снаряды.
В середине 1980-х годов, когда Ирак усилил ракетные обстрелы иранских городов при поддержке западных правительств, в том числе США, Иран пытался компенсировать недостатки своей противоракетной обороны за счёт ограниченной иностранной помощи.
Используя приобретённые технологии, Корпус стражей исламской революции под его дальновидным руководством начал разработку первых иранских ракет собственного производства. В марте 1985 года была успешно запущена первая ракета по иракскому городу Киркук.
Вторая ракета попала в 18-этажное военное здание в Багдаде, а затем ещё одна ракета попала в клуб офицеров иракской армии в том же городе, в результате чего погибло около 200 командиров-БААСистов, участвовавших в войне против Ирана.
В 1986 году Техрани Мокаддам был назначен командиром ракетного подразделения ВВС Корпуса стражей исламской революции, а несколько месяцев спустя он помог создать первое ракетное подразделение ливанского движения сопротивления «Хезболла».
В последние два года войны он сыграл важную роль в разработке Nazeat — тактической баллистической ракеты малой дальности или реактивной артиллерийской системы, наряду с Oghab, одной из первых в своём роде в стране.
После войны он продолжил руководить развитием ракетной промышленности Ирана, совершенствуя дальность, разрушительную силу и технологии, что привело к созданию ракетных комплексов «Шахаб» и «Зельзаль».
В 1980-х годах у Ирана были ракеты «Огаб» с дальностью полёта 45 км и «Назеат» с дальностью полёта 100 км, которые к концу 1990-х годов проложили путь для баллистических ракет средней дальности. В следующем десятилетии появилось множество новых моделей, таких как «Ашура» и «Седжиль».
За прошедшие годы благодаря его усилиям Иран превратился в крупную ракетную державу с обширным ракетным арсеналом, способным сокрушить любого противника, включая нелегитимное сионистское образование.
Техерани Мокаддам погиб мученической смертью 12 ноября 2011 года вместе с 16 своими товарищами в гарнизоне Амир аль-Муминин в Маларе, городе к западу от Тегерана.
Техерани Мокаддам и его товарищи-мученики были похоронены с высшими государственными почестями на кладбище Бехешт-э-Захра в Тегеране, рядом со многими другими мучениками, в основном участниками войны 1980-х годов.
На памятном мероприятии в Тегеране в прошлом году генерал Маджид Мусави, в то время заместитель командующего аэрокосмическим подразделением КСИР, искренне почтил память Техерани Мокаддама и рассказал о его непреходящем наследии.
«Через несколько дней после смерти мученика Хасана Техрани Мокаддама в сети появилось его фото с наводящей на размышления подписью, — сказал он. — В то время мало кто обратил внимание на её значимость, но сегодня она находит глубокий отклик».
«Эта подпись гласила: «Мученик Хасан Техрани Мокаддам навсегда останется кошмаром для сионистского режима». Эта истина очевидна сегодня во всех регионах сопротивления, на священных землях, которые теперь находятся под руководством Ирана и играют ключевую роль в защите Исламской революции».
Техерани Мокаддам загадал желание: «Когда я умру, напишите на моей могиле: здесь покоится человек, который хотел уничтожить Израиль».
Генерал Мусави возглавил аэрокосмический дивизион КСИР после гибели генерала Амирали Хаджизаде, его предшественника, в ходе военной агрессии Израиля против Ирана в июне.
Генерал Хаджизаде был одним из лучших учеников Техерани Мокаддама и продолжал его незавершённую миссию вплоть до своей гибели в начале этого года.
Его наследие, как и наследие Техерани Мокаддама, стало очевидным для всех во время 12-дневной войны, когда сотни высокоточных иранских ракет обрушились на оккупированные территории, пробив многоуровневую систему противовоздушной обороны Израиля и США.
Мощная ракетно-космическая программа Ирана, бесспорно лучшая в мире, является достойным наследием этого великого полководца.

Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий