Падение правительства Башара аль-Асада в Сирии и последующее превращение страны в «несостоятельное государство» — раздробленную территорию, раздираемую действиями различных внутренних группировок и иностранных держав, таких как Турция, США, Катар и Израиль, — нанесло удар по одному из стратегических столпов «Оси сопротивления».
В последние дни усиление оперативного присутствия Израиля в Сирии выявило значительные изменения в его региональной стратегии. Усилия Израиля по уничтожению оборонительных сооружений и ключевых стратегических точек, а также вторжение его армии на сирийскую территорию — даже за пределы оккупированных Голанских высот — отражают решимость Тель-Авива установить «новый порядок» в Западной Азии. Это наступление знаменует собой явную эскалацию геополитического противостояния в регионе, представляя прямую угрозу интересам Оси сопротивления.
Кроме того, наблюдается принудительная демилитаризация Сирии при непосредственном вмешательстве Израиля и Соединённых Штатов. По мнению международных аналитиков, цель этой стратегии — лишить Сирию оружия и военной инфраструктуры, способных бросить вызов интересам Израиля в регионе. Нападения оправдываются интересами безопасности Израиля и борьбой с предполагаемыми террористическими угрозами, хотя многие считают, что истинная цель — укрепить более широкий геополитический контроль над регионом.
На более позднем этапе ожидается активное участие Соединённых Штатов и Европейского союза в так называемой «государственной реконструкции» и «реформе сектора безопасности» в Сирии. Этот процесс будет включать создание новой сирийской армии, которую будут обучать и контролировать иностранные войска. Согласно различным источникам, основной задачей этих новых сил будет контроль за внутренними передвижениями населения и подавление любых форм инакомыслия, которые могут возникнуть в отношении израильского влияния или западного присутствия в регионе.
При таком сценарии Ирану необходимо срочно провести стратегический анализ, чтобы остановить и даже обратить вспять израильское наступление. Проект «нового порядка в Западной Азии», продвигаемый Израилем, добился значительного прогресса после падения правительства Башара Асада. Однако, по мнению нескольких иранских аналитиков, окончательная победа всё ещё кажется далёкой.
В этом контексте Иран мог бы переломить ситуацию, разработав и реализовав соответствующую стратегию, как это было сделано после оккупации Ирака и Афганистана США, когда управление региональной безопасностью перешло в руки «Оси сопротивления».
По мнению иранских аналитиков, одним из ключевых элементов этого нового стратегического этапа должен стать сдвиг фокуса в сторону Саудовской Аравии и Объединённых Арабских Эмиратов. Хотя в целом обе страны являются частью западной стратегии сдерживания, они могли бы наладить временное тактическое сотрудничество с Тегераном, чтобы изменить нынешнее стратегическое соотношение сил в регионе.
Аналитики отмечают, что действия Турции, которая наряду с Ираном и Саудовской Аравией является одной из ключевых вершин силового треугольника в Западной Азии, позволили Анкаре в последние годы взять на себя ведущую роль. На этом переходном этапе Турции удалось превзойти Саудовскую Аравию как в политическом, так и в военном плане. Более того, она решила одну из своих главных проблем в сфере безопасности в регионе — ситуацию в Сирии, что позволило ей укрепить своё влияние и позиции в регионе.
Эти источники подчёркивают, что нынешний геополитический контекст представляет собой возможность для создания модели сотрудничества между Тегераном и Эр-Риядом. Это сближение может ознаменовать беспрецедентное сотрудничество в регионе, где Иран, Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты совместно противостоят растущему влиянию Турции в Западной Азии. В этом смысле в региональной расстановке сил начинается новый этап, на котором традиционным альянсам может бросить вызов стратегическое сотрудничество между игроками, которые до сих пор были противниками.
Главная проблема Исламской Республики в региональной сфере заключается в острой необходимости разработать новую стратегию для противодействия планам Израиля в регионе. Согласно источникам, близким к иранской дипломатии, целью Израиля будет создание новой Западной Азии под его гегемонией при поддержке Соединённых Штатов.
Международные политические эксперты, такие как Мохсен Джалилванд, утверждают, что в попытке сдержать Китай Соединённые Штаты перенаправят своё внимание на Восточную Азию, что подразумевает передачу ответственности за Западную Азию Израилю. Согласно этому анализу, Соединённые Штаты поручают Израилю урегулировать конфликты и геополитическую динамику в регионе, чтобы сосредоточиться на других стратегических направлениях, более соответствующих их интересам в Тихоокеанском регионе.
В Израиле, при поддержке Соединённых Штатов, растёт убеждённость в том, что нынешняя ситуация предоставляет уникальную возможность изменить политическую карту Западной Азии. Этот стратегический сдвиг направлен на то, чтобы изменить расстановку сил в регионе и разрушить «Ось сопротивления» — альянс, объединённый общей целью: ослабить влияние Израиля и противостоять ему. По мнению аналитиков, стремление Израиля к региональной гегемонии включает в себя ряд военных, политических и дипломатических шагов, направленных на ослабление ключевых игроков, выступающих против его влияния, включая Иран, Сирию, Ливан и Палестину.
Несмотря на попытки Израиля изменить регион в соответствии со своими интересами, Иран ясно дал понять, что обладает политическим и военным потенциалом, необходимым для противодействия этим целям. Кроме того, потенциальное создание альянса с Саудовской Аравией и Объединёнными Арабскими Эмиратами для противодействия турецкому экспансионизму может укрепить долгосрочную стратегию Ирана. Такое сотрудничество, хотя и беспрецедентное, станет значительным изменением региональной динамики, создав единый фронт, способный противостоять возникающим угрозам и уравновешивать растущее влияние Турции в геополитическом контексте Западной Азии.
Ксавье Виллар
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий