22 декабря 2011
Шаб-э ялда – один из древнейших иранских праздников, который восходит корнями к зороастрийскому Ирану, празднованию рождения Бога Солнца Митры, и приходится он на самую длинную ночь в году (с 21 на 22 декабря). По иранскому календарю ночь зимнего солнцестояния – это ночь с 30 азара, последнего осеннего месяца, на 1 дея, первого зимнего месяца, и поэтому шаб-е ялда в иране знаменует собой начало зимы. Слово «Шаб» на персидском означает «вечер». Слово «Ялда» означает «рождение нового дня». Издревле иранцы верили в то, что на следующий после Шабе Ялда день снова родится Солнце, которое принесет тепло, и дни станут длиннее. Месяц Дей на который приходится 1й день зимы в «Авесте» и других письменных памятниках на языке пехлеви происходит из корня «да» («дать», «сотворить»). Во времена Бируни месяц «Дей» еще называли «хвармах», «хоршидмах» - т.е. месяц солнца. С учетом того, что «хоррамруз», первый день «деймаха», наступает после самой продолжительной ночи года, то считалось, что связь этого месяца с солнцем основана на истинных началах. Ибо в этом месяце солнце возрождается. Именно с этого дня солнце вступает в новый цикл своего развития, жизнь сельских жителей, связанная с природой обновляется. Тот факт, что празник сохранился до наших дней можно объяснить целым рядом причин. В древности темное время суток ассоциировалось с господством темных сил, и поэтому ночь зимнего солнцестояния считалась краейне неблагоприятным временем, когда силы зла наиболее опасны. Однако, уже тогда люди подметили, что после этой, самой длинной ночи в году, день начинает прибавляться. А раз в традиционном понимании день означает торжество сил добра, то ночью, после которой день начинает прибавляться, а ночь укорачиваться , силы добра побеждают силы зла. Помимо мифологической, существовала и практическая составляющая сохранения праздника Шаб-е Ялда. Заключалась она в том, что канун праздника приходился на конец сбора ярового урожая, после которого у всех оседлых народов следовал праздник. И конечно, за сохранение этого древнейшего праздника мы обязаны иранскому народу, который крайне бережно относится к своим многовековым традициям. Обычным занятием иранцев в этот праздник является излюбленное гадание по сборнику стихов Хафиза. Традиционным кушаньем «шаб-е ялда» являются свежие фрукты и сухофрукты, аджиль: поджаренные соленые фисташки, фундук, грецкие орехи, миндаль, семечки тыквы и дыни, горох. Этот факт говорит о внимании и уважении крестьян к запасам на продолжительную предстоящую зиму, в течение которой никто не может получить что-либо у природы. На столе обязательны гранаты, арбузы и дыни, так как по поверью считается, что они принесут здоровье, а также фисташки, фундук и грецкие орехи. Празднование Шабе Ялда в разных районах Ирана несколько отличается. Например, в юго-западной провинции Гилян обязательно едят арбуз, ибо верят, что тот, кто в этот вечер попробует арбуз, летом не будет чувствовать жажды и не заболеет зимой. В юго-восточной провинции Керман не ложатся спать до восхода солнца, чтобы на рассвете оказати почести легендарному Каруну, который приходит в одежде дровосека и приносит бедным семьям дрова, которые затем превращаются в золото. Иранские исследователи уверены, что праздник Шаб-е Ялда повлиял на праздники других народов, в частности на христианское Рождество, добавляет ИА УММА.
Источник:
РОО «Персия»
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий